Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Как отметил Глава государства, намеченные параметры являются чрезвычайно  высокими и напряженными. Но их достижение – дело нашей чести. «Мы должны понимать, что, только реализовав то, что мы запланировали, мы сможем восполнить отставание, вызванное мировым кризисом, и восстановить высокие темпы экономического роста». 

     2.2. Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 

      2011 год является стартовым годом  новой пятилетки. Стратегия и  основные задачи социально-экономического  развития страны на ближайшие  пять лет были вынесены на  широкое общественное обсуждение и одобрены на четвертом Всебелорусском народном собрании.

      Глава государства, расставляя акценты дальнейшего  развития страны, подчеркнул: «Наш социально-политический курс не на словах, а на деле доказал  свою эффективность… Мы научились  решать любые задачи и способны успешно работать в условиях мировой конкуренции. Сейчас нельзя останавливаться… Наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что предстоит сделать. Следующая пятилетка станет периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси» [15, 5].

      В связи с этим основные целевые  ориентиры и прогнозные параметры  являются крайне напряженными, обеспечивающими  форсированное движение вперед.

      На  основе поступательного роста и  модернизации национальной экономики будет обеспечиваться повышение доходов и качества жизни населения. За год реальные доходы граждан увеличатся на 8 – 9,5%. Это развеивает сомнения, которые пытались посеять оппозиционные силы в обществе во время последних президентских выборов, в последовательности и действенности усилий власти в данном направлении.

      Среднегодовая заработная плата работников бюджетной  сферы возрастет.

      Существенно повысится оплата труда в реальном секторе. При этом значительная часть  ее прироста должна быть получена за счет модернизации производства, внедрения инновационных проектов, достижения европейских и мировых стандартов.

      Увеличение  бюджетных ассигнований запланировано  по всем базовым отраслям социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.

      Активными темпами будут вестись строительство  и реконструкция школ, детских  садов-яслей и других образовательных  учреждений.

      В ближайшей перспективе должна быть закончена проводимая в стране крупномасштабная модернизация организаций здравоохранения.

      Для нужд республиканских научно-практических центров и организаций здравоохранения областного и межрайонного уровней предусмотрена закупка изделий медицинского назначения и медицинской техники импортного производства на сумму более 100 млн. долл. США. При этом в рамках импортозамещения запланирован прирост производства продукции отечественной медицинской промышленности не менее чем на  
15 млн. долл. ежегодно.

      Будут расширены объемы оказываемых населению  жилищно-коммунальных услуг при  повышении их качества.

      С целью последовательного повышения качества жизни семей с детьми продолжено действие президентской программы «Дети Беларуси» и Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на новый пятилетний период. Их реализация предусматривает периодическое повышение размеров детских пособий, развитие системы льготного кредитования при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья для молодых и многодетных семей, усиление дифференциации социальной поддержки семей в зависимости от числа детей, приоритетное стимулирование рождения вторых и последующих детей.

      Приоритетное  внимание по-прежнему будет уделяться  строительству и реконструкции  спортивных сооружений, привлечению  населения к систематическим  занятиям спортом.

      В ближайшие годы качественное развитие должна получить и сфера туризма.

      Активизируется  работа по обновлению действующих и  разработке новых экскурсий и  туров по Беларуси, созданию международных  трансграничных туристических маршрутов  с использованием потенциала международных  организаций.

      При этом приоритетное внимание будет уделяться  развитию туристической индустрии, обустройству национальных парков и  заказников, зон отдыха, сопутствующей  инфраструктуры рек и озер, санаторно-курортных  и оздоровительных организаций, автомобильных дорог. В ближайшие 5 лет в стране планируется построить, реконструировать и отремонтировать не менее 200 туристических объектов.

      Получат дальнейшее развитие социальное обслуживание и адресная социальная помощь нуждающимся  гражданам. В предстоящие годы будут  активизированы усилия государства и общества по созданию безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц, их интеграции в общество.

      Важным  итогом осуществляемых в этом направлении  мер станет решение проблем сельской и региональной безработицы. Уровень безработицы в малых городах, как правило, уже не превышает среднеобластных значений. Указанные позитивные тенденции получат дальнейшее закрепление.

      При этом на пути инновационного развития белорусской экономики приоритетное значение приобретает обеспечение не только полной, но и эффективной занятости с ориентацией на высокую производительность труда

      Рост  главного макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (ВВП) – прогнозируется, причем прирост произойдет к уже достигнутой достаточно высокой базе.

      Объемы  производства увеличатся во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в промышленности.

      Особое  внимание уделяется качественным параметрам работы предприятий и экономики  в целом. Важным ориентиром станет показатель рентабельности продаж.

      В целях обеспечения сбалансированного  развития регионов и достижения установленных  параметров экономического роста облисполкомам  и Минскому горисполкому впервые  устанавливаются задания по объемам  валового регионального продукта (ВРП).

      Одной из важнейших задач является выход в течение ближайших лет (до 2014 года) на положительное сальдо внешней торговли.

      В условиях высокой зависимости белорусской  экономики от внешних факторов, нестабильной конъюнктуры мировых рынков внешнеэкономическая  политика государства направлена на улучшение условий доступа белорусских товаров и услуг на мировые рынки; достижение эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров и услуг; обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для развития экономики (в первую очередь к энергетическим ресурсам, инвестициям и технологиям).

      Выход на целевые прогнозные показатели предполагает реализацию мер по повышению конкурентоспособности  белорусской экономики, активизацию  процессов модернизации и структурной перестройки.

      Беларусь  существенно продвинулась по пути инновационного развития. В течение последних  лет были модернизированы практически  все отрасли экономики.

       В стране построено и модернизировано  более 500 предприятий, создано 105 новых  производств, внедрено 359 новых технологий.

       Только  в области электроэнергетики  в 2006 – 2010 годы реализован 21 проект, в т. ч. модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6  
мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

     Активно переоснащаются предприятия нефтехимической  отрасли, машиностроения, сельского  хозяйства. Практически полностью  модернизирована перерабатывающая промышленность.

      Вместе  с тем сегодня уже недостаточно просто модернизации отдельных предприятий  или отраслей. Предусматривается  последовательное изменение облика белорусской экономики посредством  создания новых отраслей экономики, основанных на знаниях, информационных технологиях и использующих местные ресурсы.

      Именно  создание новых производств обеспечит  рост инновационной продукции с  высокой добавленной стоимостью и высокой конкурентоспособностью, станет одним из основных путей выхода белорусских предприятий на мировые  рынки.

      В этой связи особую актуальность приобретает  привлечение прямых иностранных  инвестиций. В первую очередь речь идет об иностранных инвестициях, позволяющих  заимствовать достижения научно-технического прогресса, передовые инновационные  технологии, а также обеспечивать доступ на мировые рынки товаров и услуг.

      Особенностями станет использование новых мотивационных  механизмов и переход к экономике  инициатив. Страна делает ставку на максимальную активизацию предпринимательской  инициативы, использование лучшего мирового опыта для повышения эффективности хозяйствования во всех отраслях и на всех предприятиях.

      Важно, чтобы развитие малого бизнеса осуществлялось не только в столице и областных  центрах, но и в малых и средних  городских поселениях сельской местности.

      На  создание условий для стабильного  роста и либерализации экономики, обеспечение благоприятного климата  для инвестиций и инноваций ориентирована  налоговая политика.

      В рамках нацеленных программ на развитие жизни людей, отдельных регионов, и Беларуси, нужно стремиться добиваться наилучших показателей выполнения поставленных задач, а также стремиться в дальнейшем  повышать благосостояния населения,  и стремиться к реализации главной стратегической задачи нового пятилетия – войти в число первых 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала [27]. 

     2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 

     За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции области возросло в 1,4 раза к 2005 году, выпуск потребительских товаров – в 1,7. Область обеспечивает около 20% объема промышленного производства республики, производит более 50% металлорежущих станков, 97% ковров и ковровых изделий, 27% чулочно-носочных изделий, 100% льняных тканей, 20% трикотажных изделий, 45% обуви, 100% стекловолокна и изделий из него, 100% известняковой и доломитовой муки. За истекшую пятилетку создано более 170 новых предприятий и производств, в числе которых 5 – в нефтехимической отрасли, 12 – в легкой промышленности, 4 – в деревообрабатывающей. Модернизированы и переоснащены более 30 предприятий пищевой промышленности, 6 предприятий деревообработки. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции – ее удельный вес в объеме промышленного производства области составил 23,4%.

     Внешнеэкономическое партнерство организаций области насчитывает 112 стран мира. В экспортно-импортных операциях задействовано более 900 субъектов хозяйствования. Экспортируется свыше 1,5 тысячи наименований продукции, в их числе химические волокна, стекловолокно, льняные ткани, телевизоры, станки, обувь, трикотажные и швейные изделия, а также ветеринарные препараты, пожарная техника, кабельная продукция, изделия из пластмасс, мясомолочная продукция, яйца, кондитерские изделия, продукция деревообработки. К 2005 году прирост экспортных поставок товаров составил свыше 73 процентов, услуг – 54%. За 2006 – 2010 годы объем розничного товарооборота области увеличился  
в 2 раза к уровню 2005 года, платных услуг населению – в 1,6 раза.

     За 2006 – 2010 годы освоено 18,9 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, в том числе за 2010 год 3,4 трлн. рублей. Организациями коммунальной собственности и без ведомственной подчиненности в экономику области привлечено 335 млн. долл. США иностранных инвестиций. Введено в эксплуатацию 2,6 млн. кв. м. общей площади жилья. Стабилизируется численность населения. Ожидаемая продолжительность жизни за пятилетку увеличилась с 68 до 69,8 лет.

     Улучшился показатель рождаемости с 8,2 промилле до 10,3 на  
1000 населения, в 2 раза снижен показатель младенческой смертности на 1000 новорожденных. Численность занятого в экономике населения возросла более чем на 21 тыс. человек. В настоящее время уровень безработицы к экономически активному населению не превышает 1% (на начало 2006 года – 2%). За пятилетку создано более 111 тыс. новых рабочих мест. Средний размер пенсии вырос в эквиваленте со 130 до 193 долл. США. Среднемесячная заработная плата работников области за январь – декабрь 2010 года составила 1105,6 тыс. руб. В 2,3 раза уменьшился уровень малообеспеченности и составил в 2010 году 6,6%. Вместе с тем экономика области во многом зависит от поставок энергоресурсов и, прежде всего, сохраняется высокая импортоемкость выпускаемой продукции. В 2011 – 2015 годах инновационная и инвестиционная деятельность в области будет базироваться на проведении постоянной работы по снижению импортной составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также на минимизацию импорта в целом. Концентрация сил и средств будет направлена на модернизацию и техническое перевооружение эффективных производств по освоению современного и новейшего технологических укладов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Для реализации мероприятий программы необходима закупка импортных товаров на сумму около  
1200,2 млрд. руб. в связи с отсутствием аналогов производства предприятий Республики Беларусь. Закупки импортного оборудования предусмотрены за счет собственных средств и средств иностранных инвесторов. Научно-исследовательский потенциал Витебского региона ориентирован на прикладные исследования в сфере производства новых видов строительных материалов, энерго- и ресурсосбережение, снижение импортоемкости производственного сектора, повышение конкурентоспособности продукции текстильной, обувной промышленности, совершенствование процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, модернизацию крупнейшего нефтехимического комплекса Республики Беларусь, обеспечение экологической безопасности.

Информация о работе Сущность региональной политики