Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа
ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.
Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58
Как
отметил Глава государства, намеченные
параметры являются чрезвычайно
высокими и напряженными. Но их достижение
– дело нашей чести. «Мы должны понимать,
что, только реализовав то, что мы запланировали,
мы сможем восполнить отставание, вызванное
мировым кризисом, и восстановить высокие
темпы экономического роста».
2.2.
Основные ориентиры
направленные государством
для социально-экономического
развития страны
2011
год является стартовым годом
новой пятилетки. Стратегия и
основные задачи социально-
Глава государства, расставляя акценты дальнейшего развития страны, подчеркнул: «Наш социально-политический курс не на словах, а на деле доказал свою эффективность… Мы научились решать любые задачи и способны успешно работать в условиях мировой конкуренции. Сейчас нельзя останавливаться… Наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что предстоит сделать. Следующая пятилетка станет периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси» [15, 5].
В связи с этим основные целевые ориентиры и прогнозные параметры являются крайне напряженными, обеспечивающими форсированное движение вперед.
На основе поступательного роста и модернизации национальной экономики будет обеспечиваться повышение доходов и качества жизни населения. За год реальные доходы граждан увеличатся на 8 – 9,5%. Это развеивает сомнения, которые пытались посеять оппозиционные силы в обществе во время последних президентских выборов, в последовательности и действенности усилий власти в данном направлении.
Среднегодовая заработная плата работников бюджетной сферы возрастет.
Существенно повысится оплата труда в реальном секторе. При этом значительная часть ее прироста должна быть получена за счет модернизации производства, внедрения инновационных проектов, достижения европейских и мировых стандартов.
Увеличение бюджетных ассигнований запланировано по всем базовым отраслям социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.
Активными
темпами будут вестись
В ближайшей перспективе должна быть закончена проводимая в стране крупномасштабная модернизация организаций здравоохранения.
Для
нужд республиканских научно-практических
центров и организаций здравоохранения
областного и межрайонного уровней предусмотрена
закупка изделий медицинского назначения
и медицинской техники импортного производства
на сумму более 100 млн. долл. США. При этом
в рамках импортозамещения запланирован
прирост производства продукции отечественной
медицинской промышленности не менее
чем на
15 млн. долл. ежегодно.
Будут расширены объемы оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг при повышении их качества.
С целью последовательного повышения качества жизни семей с детьми продолжено действие президентской программы «Дети Беларуси» и Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на новый пятилетний период. Их реализация предусматривает периодическое повышение размеров детских пособий, развитие системы льготного кредитования при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья для молодых и многодетных семей, усиление дифференциации социальной поддержки семей в зависимости от числа детей, приоритетное стимулирование рождения вторых и последующих детей.
Приоритетное внимание по-прежнему будет уделяться строительству и реконструкции спортивных сооружений, привлечению населения к систематическим занятиям спортом.
В ближайшие годы качественное развитие должна получить и сфера туризма.
Активизируется работа по обновлению действующих и разработке новых экскурсий и туров по Беларуси, созданию международных трансграничных туристических маршрутов с использованием потенциала международных организаций.
При этом приоритетное внимание будет уделяться развитию туристической индустрии, обустройству национальных парков и заказников, зон отдыха, сопутствующей инфраструктуры рек и озер, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, автомобильных дорог. В ближайшие 5 лет в стране планируется построить, реконструировать и отремонтировать не менее 200 туристических объектов.
Получат дальнейшее развитие социальное обслуживание и адресная социальная помощь нуждающимся гражданам. В предстоящие годы будут активизированы усилия государства и общества по созданию безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц, их интеграции в общество.
Важным итогом осуществляемых в этом направлении мер станет решение проблем сельской и региональной безработицы. Уровень безработицы в малых городах, как правило, уже не превышает среднеобластных значений. Указанные позитивные тенденции получат дальнейшее закрепление.
При
этом на пути инновационного развития
белорусской экономики
Рост главного макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (ВВП) – прогнозируется, причем прирост произойдет к уже достигнутой достаточно высокой базе.
Объемы производства увеличатся во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в промышленности.
Особое внимание уделяется качественным параметрам работы предприятий и экономики в целом. Важным ориентиром станет показатель рентабельности продаж.
В
целях обеспечения
Одной из важнейших задач является выход в течение ближайших лет (до 2014 года) на положительное сальдо внешней торговли.
В
условиях высокой зависимости
Выход
на целевые прогнозные показатели предполагает
реализацию мер по повышению
Беларусь существенно продвинулась по пути инновационного развития. В течение последних лет были модернизированы практически все отрасли экономики.
В стране построено и модернизировано более 500 предприятий, создано 105 новых производств, внедрено 359 новых технологий.
Только
в области электроэнергетики
в 2006 – 2010 годы реализован 21 проект, в т.
ч. модернизация энергоблоков на Лукомльской
ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2,
Лидской ТЭЦ. Построено 6
мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива,
введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов
на местных видах топлива.
Активно
переоснащаются предприятия нефтехимической
отрасли, машиностроения, сельского
хозяйства. Практически полностью
модернизирована
Вместе
с тем сегодня уже недостаточно
просто модернизации отдельных предприятий
или отраслей. Предусматривается
последовательное изменение облика
белорусской экономики
Именно
создание новых производств обеспечит
рост инновационной продукции с
высокой добавленной стоимостью
и высокой
В этой связи особую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет об иностранных инвестициях, позволяющих заимствовать достижения научно-технического прогресса, передовые инновационные технологии, а также обеспечивать доступ на мировые рынки товаров и услуг.
Особенностями
станет использование новых
Важно, чтобы развитие малого бизнеса осуществлялось не только в столице и областных центрах, но и в малых и средних городских поселениях сельской местности.
На
создание условий для стабильного
роста и либерализации
В
рамках нацеленных программ на развитие
жизни людей, отдельных регионов, и
Беларуси, нужно стремиться добиваться
наилучших показателей выполнения поставленных
задач, а также стремиться в дальнейшем
повышать благосостояния населения,
и стремиться к реализации главной стратегической
задачи нового пятилетия – войти в число
первых 50 стран мира с наивысшим индексом
развития человеческого потенциала [27].
2.3
Показатели выполнения
программы, развитие
Витебской области
За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции области возросло в 1,4 раза к 2005 году, выпуск потребительских товаров – в 1,7. Область обеспечивает около 20% объема промышленного производства республики, производит более 50% металлорежущих станков, 97% ковров и ковровых изделий, 27% чулочно-носочных изделий, 100% льняных тканей, 20% трикотажных изделий, 45% обуви, 100% стекловолокна и изделий из него, 100% известняковой и доломитовой муки. За истекшую пятилетку создано более 170 новых предприятий и производств, в числе которых 5 – в нефтехимической отрасли, 12 – в легкой промышленности, 4 – в деревообрабатывающей. Модернизированы и переоснащены более 30 предприятий пищевой промышленности, 6 предприятий деревообработки. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции – ее удельный вес в объеме промышленного производства области составил 23,4%.
Внешнеэкономическое
партнерство организаций области насчитывает
112 стран мира. В экспортно-импортных операциях
задействовано более 900 субъектов хозяйствования.
Экспортируется свыше 1,5 тысячи наименований
продукции, в их числе химические волокна,
стекловолокно, льняные ткани, телевизоры,
станки, обувь, трикотажные и швейные изделия,
а также ветеринарные препараты, пожарная
техника, кабельная продукция, изделия
из пластмасс, мясомолочная продукция,
яйца, кондитерские изделия, продукция
деревообработки. К 2005 году прирост экспортных
поставок товаров составил свыше 73 процентов,
услуг – 54%. За 2006 – 2010 годы объем розничного
товарооборота области увеличился
в 2 раза к уровню 2005 года, платных услуг
населению – в 1,6 раза.
За 2006 – 2010 годы освоено 18,9 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, в том числе за 2010 год 3,4 трлн. рублей. Организациями коммунальной собственности и без ведомственной подчиненности в экономику области привлечено 335 млн. долл. США иностранных инвестиций. Введено в эксплуатацию 2,6 млн. кв. м. общей площади жилья. Стабилизируется численность населения. Ожидаемая продолжительность жизни за пятилетку увеличилась с 68 до 69,8 лет.
Улучшился
показатель рождаемости с 8,2 промилле
до 10,3 на
1000 населения, в 2 раза снижен показатель
младенческой смертности на 1000 новорожденных.
Численность занятого в экономике населения
возросла более чем на 21 тыс. человек. В
настоящее время уровень безработицы
к экономически активному населению не
превышает 1% (на начало 2006 года – 2%). За
пятилетку создано более 111 тыс. новых
рабочих мест. Средний размер пенсии вырос
в эквиваленте со 130 до 193 долл. США. Среднемесячная
заработная плата работников области
за январь – декабрь 2010 года составила
1105,6 тыс. руб. В 2,3 раза уменьшился уровень
малообеспеченности и составил в 2010 году
6,6%. Вместе с тем экономика области во
многом зависит от поставок энергоресурсов
и, прежде всего, сохраняется высокая импортоемкость
выпускаемой продукции. В 2011 – 2015 годах
инновационная и инвестиционная деятельность
в области будет базироваться на проведении
постоянной работы по снижению импортной
составляющей в национальном производстве,
ориентируясь, прежде всего, на отечественное
сырье, материалы и комплектующие, а также
на минимизацию импорта в целом. Концентрация
сил и средств будет направлена на модернизацию
и техническое перевооружение эффективных
производств по освоению современного
и новейшего технологических укладов
с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими
технологиями экспортной и импортозамещающей
направленности. Для реализации мероприятий
программы необходима закупка импортных
товаров на сумму около
1200,2 млрд. руб. в связи с отсутствием аналогов
производства предприятий Республики
Беларусь. Закупки импортного оборудования
предусмотрены за счет собственных средств
и средств иностранных инвесторов. Научно-исследовательский
потенциал Витебского региона ориентирован
на прикладные исследования в сфере производства
новых видов строительных материалов,
энерго- и ресурсосбережение, снижение
импортоемкости производственного сектора,
повышение конкурентоспособности продукции
текстильной, обувной промышленности,
совершенствование процессов производства
и переработки сельскохозяйственной продукции,
модернизацию крупнейшего нефтехимического
комплекса Республики Беларусь, обеспечение
экологической безопасности.