Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время в области  действует 27 организаций, выполняющих  научные исследования и разработки, среди них 3 учреждения

Национальной  академии наук Беларуси, республиканское  унитарное предприятие «Белорусский проектный институт», 3 конструкторских и проектно-конструкторских бюро, 11 структурных подразделений промышленных организаций, 5 государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, и другие.

     Основными задачами Программы являются:

  1. развитие человеческого потенциала. В области продолжится работа по созданию условий для повышения рождаемости населения, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Предусматривается строительство дошкольных учреждений в городах Орша, Полоцк, Новополоцк, Витебск, Глубокое, школ – в Сенненском, Браславском районах. Будут открыты центры олимпийского резерва в городах Полоцк и Городок, ледовые комплексы в городах Орша и Лепель;
  2. развитие предпринимательской инициативы. В 2011 – 2015 годах в городе Витебске планируется строительство бизнес-центра «Витебская силиконовая долина – Парк информационных и инновационных технологий», в городе Полоцке – создание инкубатора малого предпринимательства и оснащение его техникой. Необходимо создать условия для удовлетворения спроса населения широким ассортиментом товаров и услуг, обеспечить повышение культуры обслуживания на основе внедрения эффективной товаропроводящей системы, расширение инфраструктуры розничной торговой сети. В 2015 году удельный вес предпринимательских структур в общем объеме производства области составит более 15% (в 2010 году – 7,8%);
  3. инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Ключевая  
    задача – создание в области принципиально новых производств и предприятий, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью [20].

     Финиш октября стал событийным для сферы  торговли. Первых покупателей принял торговый центр «Корона». Построенная за собственные средства общества с ограниченной ответственностью «Табак-инвест» «Корона» не имеет аналогов в области. Конечно, достоинства обслуживания по европейским стандартам предстоит оценивать покупателям, но уже само обустройство торговых площадей заслуживает самых лестных дифирамбов в адрес инвесторов. На подходе еще один торгово-развлекательный комплекс – «Бизнес-центр «Марко-сити». Его главная семиэтажная пирамида уже расцвечена квадратами электрогирлянд. Как считают заказчики-координаторы подпрограммы «Витторг», масштабность торговых объектов, шарм новых залов и витрин – в области не случайность. Расширяя инфраструктуру сферы, в основу закладывали региональную политику повышения уровня и качества жизни населения. А всего на выполнении подпрограммы «Витторг» за девять месяцев освоено более 140 млрд. руб.

     Напомним, что утвержденная апрельским решением областного Совета депутатов Региональная программа инновационного и инвестиционного  развития Витебской области на пятилетку  находится на постоянном контроле в облисполкоме. Очередной мониторинг показал, что на начало октября реализовано 69 мероприятий. Продолжаются работы еще над 392-мя, запланированными на текущий год.

     Самым убедительным фактом в реализации любого проекта является показатель освоения средств. На всех девятнадцати подпрограммах освоено свыше пяти триллионов рублей, в том числе более четырех триллионов на «Витагро», свыше 500 млрд. – на «Северной столице», около  
150 млрд. руб. – на подпрограмме развития малых и средних городских поселений, сельских населенных пунктов. Активно воплощают в жизнь свои планы заказчики-координаторы проектов «Витмаш», «Витстрой», «Витнефтехим», «Детям Витебщины».

     В один ряд со всеми другими важными  отраслями экономики сегодня  становится туризм. Недавний инвестиционный форум показал, какой небывалый интерес проявляли присутствующие к природным ресурсам Витебщины. Свою задачу обеспечить выгодное использование природного потенциала подпрограмма «Пятьсот» выполняет успешно: введено 14 объектов придорожного сервиса, построен 21 охотничий домик – столько же предстоит возвести до конца года, благоустроено 66 зон отдыха на водоемах области, открылись 53 новые агроэкоусадьбы. В стадии строительства еще 43 объекта придорожного сервиса.

     На  повышение жизненного уровня населения направлена подпрограмма развития малых городов, сельских населенных пунктов. Реализовано 32 мероприятия, еще по 97-ми продолжаются работы. На Верхнедвинском льнозаводе налажено производство брикетированной льнокостры, в россонском совместном обществе «Доброплесы» – щепы, в поселке Езерище стало функционировать деревообрабатывающее производство на базе Городокского предприятия котельных и тепловых сетей, в Бигосово на «Инвете» приступили к выпуску пластмассовых контейнеров для хранения овощной продукции, построена зерносушилка в «Курополье-агро». Не отстает от производственной и социальная сфера, благоустройство инфраструктуры. В Браславе после ремонта открылся ресторан «Озерный». В Опсе приведены в порядок улицы и обустроена детская игровая площадка. В Освее газифицированы жилые дома. В Сарье Верхнедвинского района построены три жилых дома. В Городке переведена на местные виды топлива котельная, построен остановочный комплекс. В Копыси отремонтированы Дом культуры и библиотека, в Горбачево Россонского района – магазин «Товары повседневного спроса». Открыта вторая очередь рынка «Центральный» в Толочине. Подобные примеры можно приводить еще.

     Однако  эталонов в подпрограммном ряду пока немного. В октябре в облисполкоме заслушаны отчеты заказчиков-координаторов, представителей рай-гор­исполкомов о ходе выполнения Региональной программы. Отмечено, что ряд мероприятий не реализуется по объективным финансово-экономическим причинам. Есть вопросы к самим координаторам и исполнителям. К примеру, в условиях дефицита энергоресурсов не проявляют активности райгорисполкомы в поиске инвесторов для строительства биогазовых установок. Под вопросом выполнение запланированных заданий на Оршанском заводе железобетонных изделий и в «Оршастройматериалах», вошедших в подпрограмму «Витстрой». Медленно реализуются инвестпроекты по созданию предприятий, перерабатывающих твердые коммунальные отходы и изношенные шины в свободной экономической зоне «Витебск» в рамках подпрограммы «Чистый город». Нет общей заинтересованности областных служб и райисполкома в создании транспортно-логистического центра на пункте пропуска Григоровщина в Верхнедвинском районе.

     По  итогам совещания даны поручения  руководителям областных объединений, управлений, комитетов, отделов облисполкома – всем причастным службам разобраться в причинах срывов по каждой из подпрограмм и принять дополнительные меры по безусловному выполнению предусмотренных на 2011 год мероприятий. Даны поручения и заказчикам-координаторам. На какие-то снисхождения рассчитывать не приходится. Реализацию Региональной программы инновационного и инвестиционного развития области придется обеспечивать в полном объеме. Так записано и в решении областного исполнительного комитета [19].

     Региональная  программа инновационного развития направлена на обеспечение повышения эффективности всех отраслей экономики региона, социально-экономического развития области, достижение основных прогнозных показателей. Условно ее можно разделить на несколько блоков, которые определяют векторы инновационного и инвестиционного развития. Это промышленный и строительный комплексы, энергетика, ресурсо- и энергосбережение, агропромышленный комплекс, медицина и фармация, комплексное развитие регионов, малых и средних городских поселений.

     В инвестпрограмму области включено 19 подпрограмм, среди них: «Малая энергетика Витебщины», «Витмаш», «Витебский лен», «Витебский мех», «Витебский родник», «Витебскрыба», «Витнефтехим», «Витторг», «Витстрой», «Детям Витебщины», «Витебская фармация», «Здоровье», «Пятьсот», «ВитДрев-Мебель», «Подпрограмма развития малых и средних городских поселений, сельских населенных пунктов Витебской области на 2011 – 2015 годы», «Транспортно-логистические центры Витебщины», «Чистый город», «Витагро».

     Концентрация  сил и средств направлена на модернизацию и техническое перевооружение производств  по освоению современного и новейшего  технологических укладов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленностей.

     Возможность наращивания экспортного потенциала области определяется устойчивым развитием  торгово-экономического сотрудничества, прежде всего с регионами России и странами Балтии. К преимуществам для развития экспорта можно также отнести наличие развитой инфраструктуры газопроводного и нефтепроводного транспорта, пересечение на территории области крупнейших европейских транспортных коридоров, возможность развития комплексного обслуживания пассажиро- и грузопотоков в автомобильном, железнодорожном и авиационном сообщении.

     В структуре экспорта предприятий  республиканского подчинения основу продаж составляют нефтепродукты, полиэтилен, стеклоткани, акриловые волокна, текстильные изделия, обувь, станки и приборы. За рубеж поставляется преимущественно высокотехнологичная продукция: керамические конденсаторы, станочная продукция, вычислительная техника, автозапчасти.

     В структуре экспорта предприятий  коммунального подчинения преобладает мясо-молочная продукция (более 90%): сухое молоко, казеин, масло животное, твердые сыры, мясо, мясные и молочные консервы, сыворотка.

     Предприятиями, не имеющими ведомственной подчиненности, экспортируются нефтепродукты, кабельная  продукция, одежда, пластмассовая тара, изделия деревообработки и лекарственные средства.

     Основу  экспорта высокотехнологичной продукции  малого и среднего бизнеса составляют оптические приборы, измерительная  аппаратура, оборудование для водоочистки  и водоподготовки, волоконно-оптический кабель, изделия из пластика и ПВХ, ветеринарные препараты и инсектициды.

     Без учета нефтепродуктов по итогам 2010 года экспорт наукоемкой продукции  всеми категориями организаций  составил 59,9 млн. долл. США при темпе роста к 2009 году 134,4%, удельный вес в общих объемах экспорта области (без нефтепродуктов) – 4,2%. Экспорт высокотехнологичных и наукоемких товаров, работ и услуг за 2010 год по организациям коммунальной собственности и без ведомственной подчиненности составил 41,4 млн. долл. США.

     Стратегическое  значение имеет дальнейшее развитие экспортного потенциала предприятий  пищевой индустрии, льнопереработки, планируется развивать экспорт  лесозаготавливающих, деревообрабатывающих, торфодобывающих предприятий, а  также предприятий, производящих стройматериалы из местного сырья.

     Экспортная  политика области на 2011 – 2015 годы предусматривает развитие производственной кооперации, создание совместных предприятий, обмен технологиями и ноу-хау, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организацию финансово-промышленных групп, освоение новых производственных площадок в СЭЗ «Витебск» для реализации высокотехнологичных экспортоориентированных проектов.

     Наш регион располагает определенными  инвестиционными преимуществами, к  которым можно отнести выгодное географическое положение в непосредственной близости к рынкам стран ЕС и Российской Федерации, хорошо развитый промышленный потенциал, наличие и постоянное развитие сырьевых зон для организации выпуска мясных, молочных, овощных продуктов, всевозможных изделий из древесины, торфа, доломита, льна, рапса, производства широкой гаммы строительных материалов; развитую сеть основных видов транспортных коммуникаций: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и авиа; квалифицированные трудовые ресурсы; а также наличие научных кадров и прикладных научно-технических разработок.

     Дополнительным  преимуществом являются устойчивые связи с регионами Латвии, Литвы, Российской Федерации, которые имеют  многовековую историю и традиции, наличие общих границ в непосредственной близости от областного центра.

     Ежегодно  предприятиями области на техническое перевооружение и модернизацию привлекается около 800 млн. долл. иностранных инвестиций в виде кредитов, займов, в том числе по коммунальным организациям и предпринимательским структурам – около 100 млн. долл. С использованием средств иностранных кредитных линий осуществляется комплексная модернизация и техническое перевооружение предприятий мясомолочной и консервной отраслей, сельскохозяйственных организаций.

     Иностранные инвестиции привлечены из 26 стран мира. Среди них: Россия, Польша, Турция, Германия, Чехия, Нидерланды, США, Бельгия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Италия, Греция, Франция, Канада и другие государства.

     В рамках Декрета № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», которым инвестору предоставлены существенные преференции, в течение 2009 – 2011 годов заключено 34 инвестиционных договора на сумму порядка 490 млрд. руб., в том числе с участием иностранных инвесторов – 12 договоров на сумму  
147 млн. долл.

     Стоит отметить, что на развитие экономики области в январе-марте текущего года использовано 1130 млрд. руб. инвестиций в основной капитал. Осуществляется реализация таких крупных инвестиционных проектов, как реконструкция имеющихся и создание новых производственных мощностей ОАО «Экомол» в Оршанском районе, строительство торгового центра на Бешенковическом шоссе в Витебске  
ООО «Табак-инвест», организация производства по переработке семян рапса ЗАО «ГлубокоеБиоПродукт», строительство мини-ГЭС на водосбросе карьера «Доломит», ввод в эксплуатацию объектов придорожного сервиса в каждом из районов области.

Информация о работе Сущность региональной политики