Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Научно-исследовательский  потенциал Витебского региона ориентирован на прикладные исследования в сфере  производства новых видов строительных материалов, энерго- и ресурсосбережение, снижение импортоемкости производственного сектора, повышение конкурентоспособности продукции текстильной, обувной промышленности, совершенствование процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, модернизацию крупнейшего нефтехимического комплекса страны, обеспечение экологической безопасности.

     В этих целях разработана региональная научно-техническая программа, участником которой может стать любая  организация области, предлагающая современные инновационные идеи и проекты. Программа представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработок организационно-экономического характера и мероприятий, которые направлены на решение наиболее значимых научно-технических, экономических и социальных проблем региона [24]. 

     2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 

     В рамках социальных государственных программ, которые направлены на развитие регионов, исходя из статистических данных Беларуси, можно проанализировать развитие регионов за нынешний период январь – сентябрь 2011 года по некоторым показателям, они характеризуют уровень жизни населения, торговлю, валовой внутренний продукт и валовой региональный продукт, инвестиции – в строительство, в основной капитал по региона, и на их основе можно дать определенную оценку состоянию региона и его экономики на определенном этапе.

     Рассмотрим демографическую ситуацию, а точнее общие коэффициенты естественного движения населения по регионам, для достижения определенного уровня были предприняты действия в рамках комплексной социальной программы.

     По  статистическим данным численность населения Беларуси составила 9468,0 тыс. чел. Число родившихся в январе-сентябре 2011 года превышает в Минске – 13739 чел. (97,9% к январю – сентябрю 2010 года), далее Брестская область, самая маленькая рождаемость в Могилевской области 7866 чел. (100,6 % к 2010 году). Витебская область по  
рождаемости – 5-ая – 8054 чел. (97,0% к 2010 году).

     По  численности умерших в 2011году преобладает Гомельская  
область – 14503 чел., далее Брестская и Витебская область – 13408 чел.

 Рисунок  2.1 – Общие коэффициенты естественного движения населения по областям и г. Минску за январь-август 2011г.*

*Источник: [21]. 

   Основными проблемами демографического развития в региональном аспекте являются следующие:

  • территориальная дифференциация показателей демографического развития (половозрастная структура, смертность, рождаемость), особенно между городом и селом;
  • сохраняющиеся территориальные различия по уровню развития социально-экономических предпосылок дальнейшего демографического роста.

   Достижение  целей государственной демографической политики Республики Беларусь до 2015 года на региональном уровне предполагает следующее:

  • учет региональных особенностей демографического развития и реализация дифференцированного подхода к разработке и реализации мер государственной демографической политики;
  • обеспечение учета демографической ситуации в программах и планах социально-экономического развития областей, районов и городов;
  • разработку плана действий по достижению конкретных результатов применительно к отдельным регионам в рамках основных задач и приоритетов, сформулированных в концепции демографического развития Республики Беларусь;
  • обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов как предпосылки решения демографических проблем, включая рост благосостояния местных сообществ, уменьшение дифференциации по уровню доходов, интенсивное развитие человеческого потенциал создание эффективной социальной инфраструктуры здравоохранения, образования, социальной защиты, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение экологической ситуации в регионах и т.п.;
  • разработка и совершенствование территориальных систем управления охраной труда;
  • оборудование спортивных площадок для занятий физической культурой по месту жительства;
  • участие органов местного управления и самоуправления в реализации мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;
  • обеспечение строительства жилья социального пользования для малообеспеченных семей с детьми;
  • организация правовой и социально-психологической помощи семьям, направленным на профилактику и решение проблем семейного неблагополучия в малых и средних городах и в сельской местности;
  • оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков с учетом демографических интересов отдельных административно- территориальных образований;
  • участие органов местного управления и самоуправления всех уровней совместно с институтами гражданского общества в вопросах ориентации системы общественных и личностных ценностей на создание семьи, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения, занятием спортом, туризмом.
 

Занятость населения и безработица 
 
 

Таблица 2.1 – Численность населения занятого в экономике (тысяч человек).* 

  Январь-август 2011 г. В % к январю-августу   2010 г.
Республика  Беларусь 4 657,8 99,0
Области:
Брестская 643,0 100,1
Витебская 567,4 99,3
Гомельская 665,1 100,1
Гродненская 506,4 100,01
г. Минск 1 086,7 100,2
Минская 684,2 100,3
Могилевская 505,0 99,2

*Источник: [21]. 

в процентах:

Рисунок 2.2 – Удельный вес населения, занятого в экономике областей и г.Минска, в общей численности занятого населения в январе-августе      2011 г.*

*Источник: [21].

   Выходит, общая численность занятых в экономике 4657,8 чел. (от общей численности 9 468чел.). По численности занятого населения в экономике преобладает Минск (1 086,7) ,далее Минская область, Гомельская, Брестская и Витебская область(567,4). [21]

   Основные проблемы управления трудовыми ресурсами на региональном уровне выражаются в следующем:

  • сохраняется территориальная дифференциация в сфере занятости населения, особенно на уровне административных районов, малых и средних городов, сельских поселений, которая в значительной мере обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов;
  • существует ряд диспропорций в структуре трудовых ресурсов; не адекватна требованиям инновационной экономики возрастная и профессиональная структура населения административных районов, малых и средних городов, имеет место нехватка квалифицированных рабочих и переизбыток специалистов с высшим образованием (зачастую гуманитарных специальностей), депрофессионализация населения;
  • остается неэффективной система управления региональными рынками труда на областном и районном уровнях: узость полномочий органов местного управления и самоуправления, ограниченный набор методов регулирования, недостаточное использование такого инструмента как межрегиональная миграция, невысокий профессиональный уровень работников служб занятости и т.п.

В основе решения указанных проблем должны лежать новые подходы, суть которых в следующем:

  • формирование условий для постепенного перехода от плановой подготовки специалистов государственными учреждениями профессионального образования и распределения выпускников, организованного набора рабочей силы и унифицированной системы оплаты труда к новому механизму распределения человеческих ресурсов (рынку образовательных услуг, либерализованному рынку жилья, свободе выбора места жительства и пребывания) как инструмента регионального развития;
  • повышение пространственно-квалификационной мобильности населения, содействие свободному перемещению рабочей силы и, соответственно, эффективному размещению трудовых ресурсов, что предполагает создание комплексного механизма миграционной политики (межрегиональная внутриреспубликанская миграция, внешняя миграция), основанного на принципах добровольности и полной информированности граждан о социально-экономической ситуации в различных городах и населенных пунктах, рынках труда и жилья);

Коэффициенты  заработной платы

     Номинальная начисленная среднемесячная  заработная плата по Республике: за январь-сентябрь 2011г составила 1 654,4 тыс.руб. (1 149,6 тыс.руб. 2010г), реальная в % к соответствующему периоду 2011 года- 110,1%(110,0%  2010 г).  Преобладает Минск – 2 155,0 тыс.руб. (1 519 тыс.руб.-2010г), реальная з./п. – 108,4%(109,0% 2010) , далее Минская область, Гомельская – 1 554,1 тыс.руб.(1 087тыс.руб. 2010г),реальная 109% (110,3% 2010г), Гродненская, Могилевская, Витебская область 1 493 тыс.руб. (1 019 тыс.руб.), реальная з./п. составила 112,2% (108,5% 2010г),  Брестская–1 457 тыс.руб.

в процентах:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 – Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников областей и г. Минска со среднереспубликанским уровнем за январь-август 2011 г.*

*Источник:[21]. 

Таблица 2.2 – Объемы и индексы промышленного производства.*

  Янв.-сент. 2011 г.(в текущих ценах)млрд.руб. Удельный вес в общем объеме производства % Янв.-сент. 2011 г. в % к янв.- сент. 2010 г.
Республика  Беларусь 206 694,1 100 110,6
Области:
Брестская 17 613,1 8,5 107,9
Витебская 34 853,2 16,9 110,3
Гомельская 46 752,2 22,6 113,3
Гродненская 19 220,7 9,3 106,7
г. Минск 37 439,7 18,1 114,2
Минская 32 516,1 15,7 109,3
Могилевская 18 299,1 8,9 106,6
     

*Источник:[21].

     В январе-сентябре 2011 г. объем промышленного производства по видам экономической деятельности: “Горнодобывающая промышленность”, “Обрабатывающая промышленность” и “Производство и распределение электроэнергии, газа и воды” в текущих ценах составил 206,7 трлн. рублей. Индекс промышленного производства к уровню аналогичного периода 2010 года составил 110,6%.

     В январе-сентябре 2011 г. 1 188 предприятий государственной формы собственности (республиканской и коммунальной) и хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица обладает акциями, либо долей в уставном фонде более 50%, произвели 65,9% общего объема промышленного производства.

     В январе-сентябре 2011 года по сравнению  с январем-сентябрем 2010 года увеличен выпуск грузовых автомобилей – в 1,8 раза, тракторов – в 1,4 раза, автомобильных  прицепов и полуприцепов – на 27,1%, грузовых магистральных вагонов – на 31,6%, погрузчиков – на 22,2%, стальных труб – на 36,5%, сетки стальной – на 42,3%, электродвигателей переменного тока – на 20%, металлорежущих станков – на 18,8%, дизельного топлива – на 22,6%, изделий санитарных керамических – на 23,3%, стекла строительного – на 15,5%, топливно-древесных гранул – на 35,6%, мотоциклов – на 56,7%, ковров и ковровых изделий – на 24%, крупы – на 52,1%, мясных полуфабрикатов – на 55,7%, быстрозамороженной плодоовощной продукции – на 40,4%, консервов рыбных – на 39,7%, муки – на 27,3%, макаронных изделий – на 34,1%, папирос и сигарет – на 23,1%.[22] 

Валовый  региональный продукт (ВРП)

     Нераспределенная  часть валового регионального продукта (ВРП) представляет собой валовую  добавленную стоимость нерыночных услуг, оказываемых государственными организациями обществу в целом (услуги обороны, государственного управления); других нерыночных услуг, финансируемых из средств республиканского бюджета; ненаблюдаемой экономики; налогов на продукты, поступающих в республиканский бюджет и субсидий на продукты, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Беларусь.

     С одной стороны, данный показатель усиливает  ответственность территорий за конкретный вклад в конечный результат развития экономики республики, с другой –  регионы получают возможность большей самостоятельности при выборе приоритетов своего развития с учетом территориальных особенностей.

     В 2011 году предусматриваются темпы роста ВРП от 109–110% в Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областях до 109,5–110,5% в Брестской области и г. Минске.

Информация о работе Сущность региональной политики