Сущность региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век развернул перед экономистами столь масштабную панораму грандиозных изменений в социально-экономической жизни планеты, что их осмысление потребует от ученых еще много времени и интеллектуальной энергии. В числе важнейших тенденций современного социально-экономического развития необходимо назвать и такие, казалось бы, противоположные по смыслу, но вместе с тем глубоко взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, как глобализация и регионализация.

Оглавление

Введение
1. Регион и региональная структура. 5
1.1 Регион, виды региона, характерные показатели региона, понятие экономики региона. 5
1.2 Сущность региональной политики. Цели, задачи, объект, субъект, принципы и методы региональной политики. 6
1.3 Система административно-территориального деления (АТД). Административно-территориальные единицы Республики Беларусь. 9
1.4 Проблемы регионального развития в современных условиях. 12
2. Развитие регионов Республики Беларусь. 15
2.1 Социальные и региональные программы, общие направления 15
2.2Основные ориентиры направленные государством для социально-экономического развития страны 20
2.3 Показатели выполнения программы, развитие Витебской области 24
2.4 Сравнение и анализ показателей развития белорусских регионов 31
3.Инфраструктурное обеспечение инновационного устойчивого и социально ориентированного регионального развития. 46
Заключение 52
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

курсовая работа(Сорока).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

Основной  объем инвестиций в основной капитал  в январе-сентябре 2011 г. приходился на обрабатывающую промышленность (25% от общего объема инвестиций), операции с недвижимым имуществом, аренду и  предоставление услуг потребителям (23,8%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (14,3%).

Жилищное  строительство         

В январе-сентябре 2011 г. на строительство жилья использовано 10,9 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 19,9% к общему объему инвестиций и 94,9% к уровню января-сентября 2010 г. Преобладающими источниками финансирования жилищного строительства являются кредиты банков (53,9% этих инвестиций) и собственных средств населения (32,2%).

            Организациями всех форм собственности построено 48,7 тыс. новых квартир (в январе-сентябре 2010 г. – 62,4 тыс.). Введено в эксплуатацию 3 923 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 52,3% к предусмотренному заданию на год. По сравнению с январем-сентябрем 2010 г. ввод в действие жилья уменьшился на 1 014,6 тыс. квадратных метров, или на 20,5%.

Ввод  в действие жилья по областям и  г. Минску за январь-сентябрь 2011 г.

     В 2011 году в Беларуси должно быть введено 7,5 млн. кв. м жилья – на 7,8% больше, чем в 2010 году. При этом в сельских населенных пунктах и малых городах предусмотрено построить 2 198 тыс. кв. м, или 29,3% от общего объема жилищного строительства в стране. 

Рисунок 2.5 – Ввод в действие жилья по областям и г. Минску за январь-сентябрь 2011 г. (тысяч квадратных метров общей площади).*

*Источник: [22].

     Для граждан, состоящих на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий, введено  в   действие 2 515 тыс. квадратных метров общей   площади, из них в многоквартирных    жилых   домах    в    городах

1 896,4 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 87,3% от объема введенного жилья в таких домах при задании на год – 80%.

      В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 970,5 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 24,7% от общего ввода по республике (в январе-сентябре 2010 г. – 25,9%).

     Проблемы  обеспеченности жильем населения регионов выражаются в следующем:

    • ростом количества семей, состоящих на учете нуждающихся в Улучшении жилищных условий, для которых жилье строится с государственной поддержкой;
    • недостаточным уровнем обеспеченности регионов, малых и средних городов фондом комфортного и современного доступного жилья, предназначенного для предоставления гражданам на условиях сроццнайма или аренды;
    • низким уровнем комфортности условий проживания и качества эксплуатации жилищного фонда в регионах;
    • слабостью использования таких финансовых механизмов повышения доступности жилья, как система строительных сбережений и ипотека.

     Основные  подходы к реализации эффективной жилищной политики на региональном уровне заключаются в следующем:

  • обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения в регионах;
  • приоритетное жилищное строительство в регионах с наибольшим притоком населения и государственная поддержка строительства в сельской местности, малых и средних городах с целью стимулирования притока трудовых ресурсов;
  • повышение качества и эффективности жилищного строительства, совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды, модернизация территорий усадебной жилой застройки;
  • своевременное проведение работ по реконструкции и тепловой реабилитации жилых зданий с целью повышения уровня их благоустройства и соответствия социальным стандартам жилья в регионах;
  • приоритетность индивидуального малоэтажного строительства в малых и средних городах, сельской местности;
  • повышение архитектурно-художественного облика и качества сложившейся городской среды малых и средних городских поселений;
  • первоочередное удовлетворение потребностей в жилищном строительстве семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для трудоспособных граждан;

     В следствии этого в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, разрушения прежних схем производственно-кооперационных и торговых связей между регионами страны проявились следующие негативные тенденции:

  • ослабление внутренней связанности национальной экономики;
  • снижение роли внутренних источников экономического роста регионов, неполное использование местных топливно-энергетических, сырьевых и других территориальных ресурсов;
  • появление тенденции к торговым и производственным «войнам» между сопредельными административно-территориальными образованиями, установлению со стороны органов местной власти административных ограничений на производство и торговлю отдельными товарами.

     Для обеспечения внутренней интеграции между регионами, открывающей доступ к источникам социально-экономического роста, укрепления единства «экономического пространства» страны необходима реализация следующих мер:

  • стимулирование региональных, межрегиональных и международных экономических связей малых, средних городов, сельских поселений на основе производственной кооперации с учетом рыночной эффективности;
  • развитие современных сетей и средств связи;
  • формирование объединений (ассоциаций) объектов коммунальной собственности различных административно-территориальных единиц, общин малых городов;
  • внедрение в практику деятельности органов местного управления и самоуправления различных форм сотрудничества между административно-территориальными образованиями, имеющими общие интересы, разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
 

 

3 ИНФРАСТРУТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО И СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

     Основными проблемами инфраструктурного обеспечения регионального развития Беларуси являются следующие:

  • низкий уровень материально-технической базы объектов производственной, социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • территориальные различия в уровне потребления социально значимых видов услуг, ограниченный спектр и дефицит отдельных видов оказываемых населению услуг;
  • недостаточно высокий уровень развития услуг рыночной инфраструктуры в регионах, особенно по сравнению с крупными городами;
  • слабое развитие сектора малого и среднего бизнеса в сфере инфраструктурного обслуживания;
  • неоптимальностъ  размещения объектов социальной инфраструктуры исходя из критерия доступности
  • отсутствие комплексной оценки эффективности функционирования объектов инфраструктуры, находящихся в коммунальной собственности, позволяющей органам местного управления и самоуправления разрабатывать стратегию их развития с учетом экономической, социальной и экологической значимости для региона.

     Совершенствование управления инфраструктурным обеспечением регионального развития необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • расширение сети инфраструктурных объектов;
  • с целью выравнивания уровня потребления базовых услуг населением городов и сельской местности, малых и средних городских поселений внедрение нормативов государственных минимальных социальных стандартов;
  •  применение в практике развития инфраструктуры механизма «социальных инвестиций»: привлечение частных и зарубежных инвесторов в строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов через государственно-частное партнерство по таким направлениям как дороги, школы водоснабжение, больницы и другие общественные объекты;
  •   использование программной основы создания объектов инфраструктуры социального назначения в сельской местности, малых и средних городах;
  • совершенствование систем управления и разработка эффективных организационно-правовых форм функционирования предприятий инфраструктуры, обеспечивающих их работу на рубеже «предпринимательства» и «публичного управления» в виде концессий, трастового управления, частно-государственного партнерства с целью повышения эффективности работы и достижения гарантированного выполнения общественных функций;
  •  внедрение механизмов комплексного и взаимоувязанного развития различных видов инфраструктуры как на национальном, так и региональном уровнях;
  •                  обеспечение оптимизации соотношения централизованных и децентрализованных подходов к управлению объектами инфраструктуры;
  •  разработка методики комплексной оценки эффективности функционирования объектов инфраструктуры и ее применение в практике работы органов местного управления и самоуправления;
  •            совершенствование порядка финансирования объектов коммунальной формы собственности, в том числе оказывающих инфраструктурные услуги, включая меры по оптимизации бюджетных расходов: переход от принципа финансирования затрат к принципу финансирования услуг, рационализация совокупных затрат за счет внедрения ресурсосберегающих технологий;
  •          обеспечение оптимального сочетания принципов платности и бесплатности оказания социальных услуг населению с учетом обеспечения принципов справедливости, равного доступа к услугам в пределах гарантированного минимума;
  •            организация постоянного мониторинга за деятельностью объектов инфраструктуры в регионе, включая инвентаризацию имущества, анализ его состояния, разработку предложений по вовлечению неиспользуемого и неэффективно используемого имущества и объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот, совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства в сфере управления и распоряжения коммунальной собственностью;

     В том числе по видам инфраструктуры - социальные и бытовые услуги населению:

  • укрепление материально-технической базы и внедрение современных технологий в учреждения, оказывающие социальные и бытовые услуги населению;
  • в целях унификации и комплексности оказания услуг населению внедрение системы «одно окно»;
  • совершенствование структуры оказываемых населению социальных и бытовых услуг, развитие их принципиально новых видов, в том числе специфических для сельской местности: кредитование фермерских хозяйств, внесение удобрений, обработка земельных участков, наколка дров, прокат средств малой механизации;
  • повышение пространственной доступности социального и бытового обслуживания на основе внедрения новых форм территориальной организации сферы услуг, оказываемых населению с учетом формирования новых территориальных общностей, в частности агрогородков;
  • осуществление сертификации бытовых услуг;
  • дальнейшая административная и экономическая поддержка предприятий, оказывающих бытовые и социальные услуги в сельской местности;
    • развитие внутрисистемной кооперации между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания по оказанию услуг населению отдаленных деревень;

    Транспортные  услуги:

  •     повышение безопасности, стабильности работы пригородного и городского транспорта, оптимизация маршрутной сети пассажирских перевозок;
  • совершенствование действующих стандартов и нормативов производимых транспортных средств в соответствии с международными стандартами;
  • обновление парка подвижного состава пассажирского транспорта, внедрение новых технологий на всех видах транспорта;

     в целях повышения качества и развития конкурентной среды развитие частного бизнеса в области оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов;

  • формирование в регионах представительств и филиалов транспортно- логистических центров с целью укрепления информационно- коммуникационных связей и интеграции областей, административных районов, малых и средних городов во внутрирегиональные, межрегиональные и международные социально-экономические отношения, а также состыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами;
  • развитие придорожного сервиса.

Информация о работе Сущность региональной политики