Основной
объем инвестиций в основной капитал
в январе-сентябре 2011 г. приходился
на обрабатывающую промышленность (25%
от общего объема инвестиций), операции
с недвижимым имуществом, аренду и
предоставление услуг потребителям (23,8%),
сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство
(14,3%).
Жилищное
строительство
В январе-сентябре
2011 г. на строительство жилья использовано
10,9 трлн. рублей инвестиций в основной
капитал, что составляет 19,9% к общему
объему инвестиций и 94,9% к уровню января-сентября
2010 г. Преобладающими источниками финансирования
жилищного строительства являются кредиты
банков (53,9% этих инвестиций) и собственных
средств населения (32,2%).
Организациями всех форм собственности
построено 48,7 тыс. новых квартир (в январе-сентябре
2010 г. – 62,4 тыс.). Введено в эксплуатацию
3 923 тыс. квадратных метров общей площади
жилья, что составляет 52,3% к предусмотренному
заданию на год. По сравнению с январем-сентябрем
2010 г. ввод в действие жилья уменьшился
на 1 014,6 тыс. квадратных метров, или на
20,5%.
Ввод
в действие жилья по областям и
г. Минску за январь-сентябрь 2011 г.
В
2011 году в Беларуси должно быть введено
7,5 млн. кв. м жилья – на 7,8% больше,
чем в 2010 году. При этом в сельских
населенных пунктах и малых городах предусмотрено
построить 2 198 тыс. кв. м, или 29,3% от общего
объема жилищного строительства в стране.
Рисунок 2.5 – Ввод
в действие жилья по областям и г. Минску
за январь-сентябрь 2011 г. (тысяч квадратных метров
общей площади).*
*Источник: [22].
Для
граждан, состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, введено
в действие 2 515 тыс. квадратных метров
общей площади, из них в многоквартирных
жилых домах в городах
1 896,4 тыс.
квадратных метров. Удельный вес жилья,
построенного для этой категории граждан
в многоквартирных жилых домах в городах,
составил 87,3% от объема введенного жилья
в таких домах при задании на год – 80%.
В сельских населенных пунктах введено
в эксплуатацию 970,5 тыс. квадратных метров
общей площади жилья, или 24,7% от общего
ввода по республике (в январе-сентябре
2010 г. – 25,9%).
Проблемы
обеспеченности жильем населения регионов
выражаются в следующем:
- ростом количества
семей, состоящих на учете нуждающихся
в Улучшении жилищных условий, для которых
жилье строится с государственной поддержкой;
- недостаточным
уровнем обеспеченности регионов, малых
и средних городов фондом комфортного
и современного доступного жилья, предназначенного
для предоставления гражданам на условиях
сроцц0г найма или аренды;
- низким уровнем
комфортности условий проживания и качества
эксплуатации жилищного фонда в регионах;
- слабостью
использования таких финансовых механизмов
повышения доступности жилья, как система
строительных сбережений и ипотека.
Основные
подходы к реализации эффективной
жилищной политики на региональном уровне
заключаются в следующем:
- обеспечение
роста темпов жилищного строительства
и реконструкции жилья, приведение его
структуры и технических характеристик
в соответствие со спросом и потребностями
населения в регионах;
- приоритетное
жилищное строительство в регионах с наибольшим
притоком населения и государственная
поддержка строительства в сельской местности,
малых и средних городах с целью стимулирования
притока трудовых ресурсов;
- повышение
качества и эффективности жилищного строительства,
совершенствование градостроительных,
архитектурно-планировочных и экологических
подходов к формированию благоприятной
жилой среды, модернизация территорий
усадебной жилой застройки;
- своевременное
проведение работ по реконструкции и тепловой
реабилитации жилых зданий с целью повышения
уровня их благоустройства и соответствия
социальным стандартам жилья в регионах;
- приоритетность
индивидуального малоэтажного строительства
в малых и средних городах, сельской местности;
- повышение
архитектурно-художественного облика
и качества сложившейся городской среды
малых и средних городских поселений;
- первоочередное
удовлетворение потребностей в жилищном
строительстве семей, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- развитие
финансовых механизмов, обеспечивающих
доступность жилья для трудоспособных
граждан;
В
следствии этого в условиях перехода
от плановой к рыночной экономике, разрушения
прежних схем производственно-кооперационных
и торговых связей между регионами страны
проявились следующие негативные тенденции:
- ослабление
внутренней связанности национальной
экономики;
- снижение
роли внутренних источников экономического
роста регионов, неполное использование
местных топливно-энергетических, сырьевых
и других территориальных ресурсов;
- появление
тенденции к торговым и производственным
«войнам» между сопредельными административно-территориальными
образованиями, установлению со стороны
органов местной власти административных
ограничений на производство и торговлю
отдельными товарами.
Для
обеспечения внутренней интеграции
между регионами, открывающей доступ
к источникам социально-экономического
роста, укрепления единства «экономического
пространства» страны необходима реализация
следующих мер:
- стимулирование
региональных, межрегиональных и международных
экономических связей малых, средних городов,
сельских поселений на основе производственной
кооперации с учетом рыночной эффективности;
- развитие
современных сетей и средств связи;
- формирование
объединений (ассоциаций) объектов коммунальной
собственности различных административно-территориальных
единиц, общин малых городов;
- внедрение
в практику деятельности органов местного
управления и самоуправления различных
форм сотрудничества между административно-территориальными
образованиями, имеющими общие интересы,
разработка соответствующей нормативно-правовой
базы.
3 ИНФРАСТРУТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОГО И СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Основными
проблемами инфраструктурного обеспечения
регионального развития Беларуси являются
следующие:
- низкий уровень
материально-технической базы объектов
производственной, социальной инфраструктуры
и жизнеобеспечения;
- территориальные
различия в уровне потребления социально
значимых видов услуг, ограниченный спектр
и дефицит отдельных видов оказываемых
населению услуг;
- недостаточно
высокий уровень развития услуг рыночной
инфраструктуры в регионах, особенно по
сравнению с крупными городами;
- слабое развитие
сектора малого и среднего бизнеса в сфере
инфраструктурного обслуживания;
- неоптимальностъ
размещения объектов социальной инфраструктуры
исходя из критерия доступности
- отсутствие
комплексной оценки эффективности функционирования
объектов инфраструктуры, находящихся
в коммунальной собственности, позволяющей
органам местного управления и самоуправления
разрабатывать стратегию их развития
с учетом экономической, социальной и
экологической значимости для региона.
Совершенствование
управления инфраструктурным обеспечением
регионального развития необходимо осуществлять
по следующим направлениям:
- расширение
сети инфраструктурных объектов;
- с целью выравнивания
уровня потребления базовых услуг населением
городов и сельской местности, малых и
средних городских поселений внедрение
нормативов государственных минимальных
социальных стандартов;
- применение
в практике развития инфраструктуры механизма
«социальных инвестиций»: привлечение
частных и зарубежных инвесторов в строительство
и эксплуатацию инфраструктурных объектов
через государственно-частное партнерство
по таким направлениям как дороги, школы
водоснабжение, больницы и другие общественные
объекты;
- использование
программной основы создания объектов
инфраструктуры социального назначения
в сельской местности, малых и средних
городах;
- совершенствование
систем управления и разработка эффективных
организационно-правовых форм функционирования
предприятий инфраструктуры, обеспечивающих
их работу на рубеже «предпринимательства»
и «публичного управления» в виде концессий,
трастового управления, частно-государственного
партнерства с целью повышения эффективности
работы и достижения гарантированного
выполнения общественных функций;
- внедрение
механизмов комплексного и взаимоувязанного
развития различных видов инфраструктуры
как на национальном, так и региональном
уровнях;
-
обеспечение оптимизации соотношения
централизованных и децентрализованных
подходов к управлению объектами инфраструктуры;
- разработка
методики комплексной оценки эффективности
функционирования объектов инфраструктуры
и ее применение в практике работы органов
местного управления и самоуправления;
-
совершенствование порядка финансирования
объектов коммунальной формы собственности,
в том числе оказывающих инфраструктурные
услуги, включая меры по оптимизации бюджетных
расходов: переход от принципа финансирования
затрат к принципу финансирования услуг,
рационализация совокупных затрат за
счет внедрения ресурсосберегающих технологий;
-
обеспечение оптимального сочетания принципов
платности и бесплатности оказания социальных
услуг населению с учетом обеспечения
принципов справедливости, равного доступа
к услугам в пределах гарантированного
минимума;
-
организация постоянного мониторинга
за деятельностью объектов инфраструктуры
в регионе, включая инвентаризацию имущества,
анализ его состояния, разработку предложений
по вовлечению неиспользуемого и неэффективно
используемого имущества и объектов незавершенного
строительства в хозяйственный оборот,
совершенствование системы контроля за
соблюдением законодательства в сфере
управления и распоряжения коммунальной
собственностью;
В
том числе по видам инфраструктуры
- социальные и бытовые услуги населению:
- укрепление
материально-технической базы и внедрение
современных технологий в учреждения,
оказывающие социальные и бытовые услуги
населению;
- в целях унификации
и комплексности оказания услуг населению
внедрение системы «одно окно»;
- совершенствование
структуры оказываемых населению социальных
и бытовых услуг, развитие их принципиально
новых видов, в том числе специфических
для сельской местности: кредитование
фермерских хозяйств, внесение удобрений,
обработка земельных участков, наколка
дров, прокат средств малой механизации;
- повышение
пространственной доступности социального
и бытового обслуживания на основе внедрения
новых форм территориальной организации
сферы услуг, оказываемых населению с
учетом формирования новых территориальных
общностей, в частности агрогородков;
- осуществление
сертификации бытовых услуг;
- дальнейшая
административная и экономическая поддержка
предприятий, оказывающих бытовые и социальные
услуги в сельской местности;
- развитие
внутрисистемной кооперации между специализированными
организациями и районными комбинатами
бытового обслуживания по оказанию
услуг населению отдаленных деревень;
-
повышение безопасности, стабильности
работы пригородного и городского транспорта,
оптимизация маршрутной сети пассажирских
перевозок;
- совершенствование
действующих стандартов и нормативов
производимых транспортных средств в
соответствии с международными стандартами;
- обновление
парка подвижного состава пассажирского
транспорта, внедрение новых технологий
на всех видах транспорта;
в
целях повышения качества и развития
конкурентной среды развитие частного
бизнеса в области оказания услуг по перевозке
пассажиров и грузов;
- формирование
в регионах представительств и филиалов
транспортно- логистических центров с
целью укрепления информационно- коммуникационных
связей и интеграции областей, административных
районов, малых и средних городов во внутрирегиональные,
межрегиональные и международные социально-экономические
отношения, а также состыковки внутренних
транспортных коммуникаций с международными
транспортными коридорами;
- развитие
придорожного сервиса.