Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:13, дипломная работа
Актуальность. Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.
Содержание
Введение
1.Содержание
Введение
1. Региональная политика в России
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованной литературы
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Региональная политика в России
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.
Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова и зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.
Значимость и актуальность разработки соответствующих мер региональной политики в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.
За прошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостной программы регионального развития, проходившие широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленных проблем.
Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Региональная политика в России
Для любого федеративного государства, а особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути - главным способом регулирования экономического развития своих территорий.
В России, в силу ее территориальных особенностей, привязка стратегии социально-экономического развития к конкретной территории приобретает большое значение. За прошедшие 10-15 лет, в российской экономической и политической системе произошли кардинальные изменения. Страна выходит на траекторию устойчивого экономического роста, экономическая политика государства становится все более осознанной и предсказуемой. Однако высокие показатели экономического роста, достигнутые в настоящий период, обесцениваются усилением межрегиональных диспаритетов, например в 2007 году различия в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации составляли 53 раза. Это невиданная в мировой практике федерализма и реформирования государственных экономических и политических систем ситуация, которая означает, что в России плохо работают адекватные механизмы государственного регулирования территориального развития. Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов вызывают необходимость создания условий для их выравнивания, обеспечения сбалансированного развития территорий.
Главные задачи эффективной региональной политики - выравнивание экономического положения субъектов РФ; формирование в каждом регионе ресурсов для обеспечения развития региональной экономики и достойной жизни граждан. Решение этой проблемы строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления. Принципами региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.
Формами реализации этих принципов выступают:
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
участие государственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации на пути осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.
Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, следовательно, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.
налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности;
бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами;
ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования;
инвестиционная политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений;
структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий;
социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей. Социальный аспект направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды;
институциональная политика.
Инструментами проведения региональной политики являются:
а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;
б) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;
в) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
В начале переходного периода
теоретическим проблемам регулирования
регионального развития со стороны академической
науки уделялось большое внимание: появились
новые интересные исследования по проблемам
и перспективам социально-экономического
развития территорий, территориальному
маркетингу, инвестиционной привлекательности,
оценке предпринимательского климата,
конкурентоспособности регионов. Советом
по изучению производительных сил в 1998-1999
гг. было выполнено фундаментальное исследование
по обоснованию перспективного административно-территориаль-
Результатом этой разработки явилось выделение федеральных округов, продолжающееся объединение автономий с субъектами Федерации, на которых они находятся. В последние годы появилось много исследований по вопросам стратегии пространственного развития России в контексте концепции её социально-экономического развития, возможным подходам к формированию стратегии регионального развития. Однако, несмотря на это, новая стратегия регионального развития не была разработана и основная концепция региональной политики федерального центра мало изменилась по сравнению с периодом 80-х и 90-х годов: основной стратегией регионального развития практически остается стратегия «выравнивания» социально-экономического развития регионов, основанная на перераспределении бюджетных средств между бюджетопрофицитными и бюджетодефицитными регионами, основные положения которой закреплены в Указе Президента РФ от 3.06.96 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».
Нерешенность проблем управления территориями обусловливает дифференциацию социально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателей развития экономики и социальной сферы России: так если в 1998 году душевое потребление валового регионального продукта (ВРП) субъектов Федерации различалось в 18 раз, то в 2007 году − более чем в 40 раз. В 1998 году 19 субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП выше среднероссийского, а 15 субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП в два раза ниже среднероссийского. В 2004 году эти показатели составили 17 и 23, в 2005 году − 16 и 26. Аналогичная динамика характерна и для многих остальных показателей экономического и социального развития регионов. По оценкам экспертов, ежегодные потери России от неэффективного использования территории, неэффективного управления субъектами Федерации оцениваются в 2,5-3% валового внутреннего продукта в год.
Новый этап в формировании региональной политики России, основанный на научно-исследовательских разработках и усиленный институциональными преобразованиями (образование Министерство регионального развития) начался в 2004 году. В этот период были разработаны проекты двух документов в области региональной политики федерального центра: «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и проект Федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации». В концепции Стратегии регионального развития предложено перейти от политики выравнивания на основе существующих межбюджетных отношений к политике «поляризованного развития» − финансовой поддержке высокоразвитых «опорных регионов» − полюсов роста, а финансирование всех остальных регионов будет осуществляться на основе необходимости обеспечения федеральных социальных стандартов для населения, которые определяются государственной социальной политикой.
Министр регионального развития в своих выступлениях обозначил следующие основные составляющие региональной политика России:
доработка методики оценки эффективности деятельности региональных властей, в особенности отсталых и депрессивных регионов, а также разработка механизмов, стимулирующих необходимость, выгодность эффективного развития региона;
перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами;
разработка долгосрочной стратегии развития России на основе определения специализации федеральных округов и субъектов Федерации.
В настоящее время региональная политика реализуется на разных территориальных уровнях. На первом − осуществляется федеральная политика по отношению к областям (краям, республикам), межрегиональным объединениям. На этом уровне возникает необходимость согласования интересов субъектов Федерации между собой, межрегиональными ассоциациями и государственными органами управления.
Второй уровень включает отношения, объективно возникающие между субъектами РФ и административными районами. Так, для районов Сибири и Дальнего Востока, учитывая размеры низовых территориальных образований, низкий уровень освоения и слабую транспортную доступность согласование принимаемых решений на разных ступенях административной иерархии приобретает особое значение.
Третий уровень - это органы местного самоуправления, роль которых должна постоянно возрастать.
Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
Стратегия развития России должна учитывать интересы как государства в целом, так и интересы развития каждого конкретного региона. Поэтому необходимы новые подходы к формированию региональной политики России в современных условиях с учетом опыта ее новейшей истории. В частности разработка новой модели политики регионального выравнивания.
Таким образом, региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.