Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 18:58, курсовая работа
Источниками данной работы являются: нормативно правовые документы - России, Вологодской области, статистические отчёты Госкомстата России, Вологодского областного комитета государственной статистики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………………… 6
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах………………………………………………………………. 11
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной политики………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………. 21
2.1. Региональная политика - инструмент разрешения пространствен-ного развития……………………………………………………………. 21
2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики…………… 25 2.3. Вологодская область – региональная политика в период
кризиса…………………………………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах……………………………………………………
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной
политики…………………………………………………
17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………. 21
2.1. Региональная
политика - инструмент разрешения пространствен-ного
развития…………………………………………………………
2.2. Проблемы
выбора объектов региональной
политики…………… 25 2.3. Вологодская область
– региональная политика в период
кризиса……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: «Региональная политика в регионах России» обусловлена тем, что изменения, происходящие в последние годы во всех странах мира, в том числе и в России, значительно актуализируют саму проблематику властных отношений на региональном уровне и делают необходимым их углубленное исследование поскольку по словам Г. Грефа: «Последние годы у федеральных властей не особенно доходили руки до регионов. Мы были заняты решением грандиозных макроэкономических проблем» [14,с.].
Историография по данной проблеме представлена достаточно широко, что подтверждает актуальность выбранной темы. Наиболее известными специалистом по данной проблеме в России являются А. Швецов, Е. Андреева, Л. Резников и другие.
А. Швецов полагает, что «Стремясь изменить внешние формы государственной региональной политики - реформаторы явно не в состоянии наполнить эти формы новым содержанием, и пытаются вместилищем в основном все тех же — характерных для высококонцентрированного унитарного государства — отношений, с которыми велась столь непримиримая борьба». [22, с.21].
Е. Андреева и А. Швецов считают, что «на пути подлинно системной модернизации государственной региональной политики были немалые объективные трудности. Среди них — взаимоусиливающиеся негативные последствия системного кризиса и всеобщих радикальных реформ, серьезные «сбои» в механизме власти, связанные с принципиальными изменениями в ее природе и структуре, сложности выстраивания нового порядка взаимоотношений властных органов с субъектами разгосударствленной экономики, и др.». [27,с.13].
Л. Резников уверен, что «Особую роль в неуспехах на этом поприще сыграло то, что региональная проблематика после периода вынужденного пристального внимания к ней со стороны федеральных властей, вызванного бурным процессом стихийной «суверенизации регионов» начала 90-х годов, к концу десятилетия де-факто перестала быть приоритетом властных органов». [19, с.118].
Проблемы формирования региональной политики на Европейском Севере в 2000-е гг. до сих пор не нашли достаточно полного отражения в научной литературе. Из наиболее значимых необходимо отметить работу В.А. Ильина «Модернизация промышленного сектора региона». В ней проводится анализ последствий экономических реформ для различных секторов региональной индустрии; рассматривается состояние промышленного производства и его рыночного потенциала.
Продолжает данную тематику монография Л. Г. Иогмана «Организационно-экономические основы модернизации промышленности региона». В ней излагаются результаты исследования процессов модернизации промышленности на восстановительном этапе рыночных трансформаций.
В работе Г. С. Изотовой «
В числе специальных публикаций о Вологодской области следует назвать сборник «Местное самоуправление в Вологодской области (проблемы, поиски, решения)», специальный выпуск журнала «Федерализм: Теория. Практика. История».
Целью данной курсовой работы является изучение проблем и особенностей региональной политики в регионах России.
Для достижения цели курсовой работы, определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать региональную политику её элементы и особенности.
2.Проанализировать содержание региональной политики в программных документах
3.Описать типологическую шкалу вариантов государственной региональной политики.
4.Выявить особенности региональной политики как инструмента разрешения пространственного развития
5.Исследовать проблемы выбора объектов региональной политики
6. Дать характеристику региональной политики в Вологодской области в период кризиса.
Методы
исследования. Теоретико-методологическую
основу курсовой работы составляют диалектический
подход к изучению конкретных экономических
и социальных явлений. В работе использовались
методы: диалектический, системный и сравнительно-правовой,
статистический.
ГЛАВА
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
В РОССИИ
«Регион (лат. regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства». [11,с.13]. В России как общее название субъекта Федерации. Россия, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны и не имеют права выхода из ее состава. [1,с.6].
Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.
В рамках географической трактовки регион определяется как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.
Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.
Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы.
«Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития». [6,с.13].
Основными
объектами являются: административно-
Региональная
политика охватывает все важнейшие
отрасли материального
Методы проведения региональной политики: 1) выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику; 2) «реанимация» депрессивных районов; 3) «стимулирующая» политика, - «компенсирующая» политика.
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают: 1) прямую финансовую помощь; 2) займы на выгодных условиях и налоговые льготы; 3) создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры; 4) размещение государственных заказов; 5) политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Элементами региональной политики являются:
1. Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2. Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3. Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4. Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5. Структурная политика — система мер по поддержке и реструктуризации предприятий. 6. Социальная политика — определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей. 7.Институциональная политика.
В настоящее время действия федеральной власти (во всех ее организационных компонентах, включая главу государства, парламентские палаты, правительство, министерства и ведомства), касающиеся решения государственно значимых задач регионального и местного развития, на протяжении пятнадцатилетнего реформационного периода так и не обрели того качества системной целостности, которое единственно могло бы дать достаточные основания квалифицировать их как полноценную региональную политику.