Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 18:58, курсовая работа
Источниками данной работы являются: нормативно правовые документы - России, Вологодской области, статистические отчёты Госкомстата России, Вологодского областного комитета государственной статистики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В
РОССИИ………………………………………………………………………… 6
1.1.Региональная политика её элементы и особенности……………… 6
1.2. Содержание региональной политики в программных
документах………………………………………………………………. 11
1.3.Типологическая шкала вариантов государственной
региональной политики………………………………………………… 17
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЪЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………. 21
2.1. Региональная политика - инструмент разрешения пространствен-ного развития……………………………………………………………. 21
2.2. Проблемы выбора объектов региональной политики…………… 25 2.3. Вологодская область – региональная политика в период
кризиса…………………………………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 41
Кризис глубоко и практически во всех сферах он затронул монопрофильную Вологодскую область, где удалось только замедлить темпы роста открытой безработицы за счет массированных федеральных трансфертов на поддержку занятости. Отношение федеральных властей к проблемам региона в период кризиса выразил Д. Медведев, который призвал оптимизировать снабжение страны энергоресурсами в целом — например, не тянуть «тысячи километров» труб в «медвежьи углы» ради их газификации, применять дифференцированный подход». [16,с.]. При этом Президент России почёркивает роль регионов в решении своих проблем «Регионы, само собой, там они как раз этими вопросами должны заниматься. После жесткого указания регионы реально стали насыщать свои программы занятости, создали дополнительное количество рабочих мест, и часть проблем удалось снять». [16 , с. ].
Как сказал Губернатор Вологодской области В. Позгалев «Уже в октябре 2008 года мы приступили к разработке антикризисной программы. Она включала несколько важных направлений: оптимизация бюджетных расходов, обеспечение продовольственной безопасности, содействие занятости населения.». [18,с.].
В Вологодской области возобладала ориентация на сохранение status quo без оценки издержек и последствий такой политики. Федеральная антикризисная политика, со своей стороны, была недостаточно прозрачна и слабо формализована, порождая на уровне регионов искаженные стимулы к антикризисным действиям. Некоторые из мер федеральной поддержки можно рассматривать как стимулы к реструктуризации региональной экономики. Но их набор был очень ограничен, а доля в общем объеме поддержки чрезвычайно мала. (См. данные таблицы 1 приложение 1).
Так, как видно из таблицы 1 доля средств на стимулирование развития малого и среднего бизнеса в общем объеме имеющих антикризисный характер федеральных субсидий регионам в 2009 г. составляла всего 2,7%. Основные средства направлялись на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, поддержку рынка жилья, содействие занятости.
Существенно выросли (в номинальном выражении на 23% по сравнению с 2008 г.) объемы федеральной поддержки сельского хозяйства. При этом сократилось федеральное финансирование строительства и модернизации дорог (при пересмотре бюджета на 2009 г. сумма двух крупнейших субсидий на дорожное строительство была сокращена на 40%). Неоднозначной была и антикризисная политика федерального центра в сфере здравоохранения. С одной стороны, сумма федеральных трансфертов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования, выросла в номинальном выражении на 46% по сравнению с уровнем 2008 г.: с 71,3 млрд. руб. до 104,0 млрд. руб.
С другой стороны, рост расходов по этой статье незначителен по удельному весу в общих расходах региональных бюджетов (в том числе, обусловленных принятием решений на федеральном уровне) и совокупным дефицитом территориальных программ госгарантий (241 млрд руб. в 71 регионе в 2009 году). [17,с. ].
Кризис не только не улучшил, но в чем-то даже ухудшил институциональные условия деятельности бизнеса, которые могли бы способствовать модернизационному прорыву, поскольку позволил «национализировать убытки» и в целом привел к очередному сращиванию власти и бизнеса, усилению закрытости рынков, снижению конкуренции. Отдельные контр-тенденции, также заметные на региональном уровне и связанные с развитием малого и среднего бизнеса, снижением барьеров и усилением конкуренции на городских рынках сельхозпродукции, вряд ли изменит общую оценку ситуации.
Еще одной общей тенденцией можно считать ориентацию на подходы и инструменты, которые «работали» в докризисных условиях. В том числе, предоставление налоговых льгот, поддержка инвестпроектов, содействие развитию малого бизнеса. Последние меры оказались успешными и в кризис в Вологодской области где это направление работы традиционно развито.
В
сфере бюджетной политики Вологодская
область столкнулись с
В Вологодской области последствия кризиса было смягчено ростом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Причем размер межбюджетных трансфертов, в том числе имевших антикризисных характер, фактически не был привязан к размеру выпавших доходов региона. Вологодской области, испытавшая значительное сокращение доходов, увеличения федеральных трансфертов не хватило для того, чтобы профинансировать выбранный властями уровень расходов поскольку не были созданы соответствующие резервы в период экономического роста, для сохранения status quo потребовалось активно прибегать к долговому финансированию: около 6% расходов были профинансированы за счет коммерческих кредитов и займов, и почти столько же — за счет бюджетных кредитов.
Падение
собственных доходов и общая
макроэкономическая неопределенность
сделали фактически неисполнимым закон
о бюджете на 2009 г. во многих субъектах
России. Однако в Вологодской области,
не решились на пересмотр принятых в конце
2008 г. нереалистичных законов о бюджете.
Вместо пересмотра закона использовалась
предложенная Минфином практика фактического
снижения расходов и доведения бюджетных
средств до главных распорядителей в урезанном
виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Региональная политика – составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Она охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма.
Главная
цель региональной политики заключается
в сглаживании наиболее острых социальных
и экономических диспропорций между отдельными
районами страны. Составная часть политики
государства, направленная на организацию
национального пространства в соответствии
с избранной стратегией развития. Основными
объектами являются: административно-
Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путем компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства.
Сделанный на заре реформ 90-х годов прошлого века выбор элиты в пользу преобразования государственного устройства страны федеративное подвергается ревизии, выражающейся в ослаблении федеративных шагов организации государственной власти и в усилении ее унитарного начала, следствием чего становится институциализация некоего гибридного режима, называемого «унитарным федерализмом».
В сфере собственно региональной политики это повлекло за собой определенную последовательность шагов: от установления субординационных отношений между «центром» и регионами к повышению управляемости последних, требующей их укрупнения как объектов управления, за коим (укрупнением) следует выстраивание их иерархии, что в конечном счете содействует усилению централизации власти.
Избранный федеральной властью курс на возврат к жесткой централизации государственного управления на фоне небывалого увеличения находящихся в распоряжении «центра» финансовых ресурсов оживил «механизмы наследственности» и породил попытки реанимации (пусть и субъективно «творческой») ряда характерных для советского периода подходов к территориальному развитию (в частности, — директивно-плановых схем размещения производительных сил).
Отмеченное изменение конфигурации властных полномочий зиждется на распространенном и уходящем корнями в далекое прошлое убеждении в том, что Россия всегда строилась вокруг жесткой иерархии исполнительной власти и по-иному управлять регионами нельзя. Однако достойный ответ на вызовы современному развитию страны, как представляется, связан именно с преодолением этого застарелого стереотипа.
Пора
прервать траекторию бесконечного восхождения
по спирали укрепления «вертикали власти»
и отказаться от претензий на управление
регионами, рассматриваемыми в качестве
подчиненных «центру» административно-
Требуется
вывести государственную
Назрела необходимость смены модели централизованного вложения средств Федерального бюджета в отсталые экономику и социальную сферу регионов на модель их сопряженного с интересами бизнеса саморазвития, необходимые условия для которого «центр» сможет обеспечивать, осуществляя общесистемную региональную политику, направленную на создание общих предпосылок, благоприятствующих прогрессу регионов, а также проводя селективную региональную политику, сражающуюся в целенаправленном влиянии на определенные территории страны, воздействии на складывающиеся в них конкретные социально-экономические и экологические ситуации.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные и нормативные материалы
Монографическая и учебная литература
Статистические материалы
Публикации периодической печати