Региональная политика в России и современные тенденции экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ сущности и особенностей региональной политики, ее места в системе государственного регулирования развития регионов. В рамках данной работы невозможно затронуть все аспекты региональной экономической политики, поэтому мы остановимся лишь на некоторых важных с нашей точки зрения его особенностях.

Оглавление

Введение 3
Региональная политика 5
Российская практика формирования и реализации региональной политики 11
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

региналистика.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Сложная пространственная структура российской экономики, традиционно сильная зависимость макроэкономической политики от ее реализации на местном уровне обусловливают важность разработки и осуществления региональной экономической политики. Не только Россия сталкивается с этой проблемой. Практически все транзитные экономики вынуждены рано или поздно формировать аналогичную политику, так как региональные подсистемы характеризуются столь же высокой инерционностью, как и собственно хозяйственные национальные системы.

Региональную политику можно воспринимать как определенный инструмент, который, сталкиваясь с глобальными вызовами, регионы берут на вооружение. Важно, далее, что региональная политика может послужить единственной альтернативой активной политике создания новых рабочих мест.

Если в ходе конкуренции  территориальных условий хозяйствования, не происходит самоформирование субъекта, то он обречен на отставание и утрату в будущем каких бы то ни было возможностей расширения занятости. Следовательно, региональная политика в условиях реального мира - ни в коем случае не привилегия территорий, слабых в структурном отношении и нуждающихся в компенсации недостатков. В глобализированном мире региональная политика превратилась гораздо больше в параметр конкуренции, и в большинстве случаев регионы пускают в ход все средства (разрешенные и отчасти неразрешенные).

За прошедшие с начала рыночных реформ годы в России удалось  добиться немалых успехов в строительстве  новой системы экономических  отношений между Федерацией и  регионами, однако ограничиваются эти  успехи в основном межбюджетными отношениями. По мнению многих российских исследователей, региональной экономической политики в том виде, в какой она существует во многих зарубежных странах, в России так и не сложилось, хотя некоторые эксперты настаивали и продолжают настаивать на том, что роль федеральных властей в экономическом развитии регионов должна быть гораздо более значимой.

Цель данной работы - анализ сущности и особенностей региональной политики, ее места в системе государственного регулирования развития регионов. В рамках данной работы невозможно затронуть все аспекты региональной экономической политики, поэтому мы остановимся лишь на некоторых важных с нашей точки зрения его особенностях.

Разработкой теорий развития регионов и региональной политики занимаются в основном зарубежные ученые, но они не уделяют внимания применимости этих теорий к российским реалиям. К сожалению, тоже можно сказать и о российских авторах.

Работа написана на основании  материалов учебных пособий, статьей  периодических изданий, а также  нормативно-правовых документов. Представленное в данной работе исследование опирается на теоретические труды зарубежных и российских исследователей и ученых-регионалистов.

 

Региональная политика

Для любого федеративного  государства, особенно такого, как Российская Федерация, региональное управление является одним из основных предметов деятельности государства, по сути, главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Вопрос о том, что  понимать под региональным управлением, важен не только с научной, но и с практической точки зрения, т.к разные толкования этого понятия нередко приводят к противоречивости и некорректности оценок и суждений.

По мнению В.И. Мухина, под системой управления понимаются «системы, в которых протекают  процессы управления»1. Система управления формируется в результате взаимодействия двух элементов: управляющей части системы – субъекта управления и управляемой части системы – объекта управления и информации. Такое взаимодействие образует контур управления.

Субъект  управления –  это  «совокупность различных органов управления (организаций, подразделений, групп лиц, руководителей  и  отдельных  работников),  которые  осуществляют  целенаправленное  воздействие  на  управляющую  подсистему (объект управления)»2. Конкретными субъектами  управления  в  регионе  являются федеральные,   региональные и муниципальные органы власти, отраслевые министерства и ведомства,  крупные субъекты  хозяйствования, особенно корпоративные структуры, оказывающие существенное влияние на экономику региона. 

Объект  управления представляет  собой  совокупность  различных  элементов,  объектов,  систем,  процессов,  обеспечивающих  создание  материальных  и  нематериальных  ценностей,  условий жизнедеятельности  населения.  Конкретными  объектами  управления  служат экономики  регионов  в  целом,  экономики  отдельных  городов  и  районов, крупные объекты отраслевого и территориального значения, инфраструктура, природные ресурсы и условия и др. 

Как считает О.В. Кузнецова, система  регионального  управления  представляет  собой  взаимосвязанную  совокупность многих  систем  управления,  обеспечивающих реализацию поставленных  целей  и  задач  и  образующих  организационную  структуру регионального управления. Функции управления выделяются на основе так называемого «горизонтального»  разделения  труда  работников:  планирование, мотивация, организация, контроль, финансовая деятельность, бухгалтерский учет,  маркетинг,  реклама,  логистика,  кадры,  внешнеэкономическая  деятельность  и др. Система управления имеет иерархическую  структуру:  в  соответствии  с «вертикальным»  разделением  труда  выделяются  отдельные  уровни управления,  такие как  высшее руководство,  средний и низший уровни. Вертикальные  связи  между  работниками  различных  уровней  управления  отражают систему подчинения в организации. На высшем уровне разрабатываются стратегические цели и перспективные направления деятельности территориальных  образований,  другие  уровни  управления  обеспечивают  координацию работы различных служб, подразделений и работников для достижения общих целей региона3.

Субъектом регионального  управления является регион. В современных  теориях, концепциях региональной субъектности регион выступает как субъект  экономических отношений, носитель особых экономических интересов. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум.4

Если обобщить имеющиеся  определения, то можно сказать, что государственная политика регионального развития — это определенные действия центральных органов власти, цель которых — избирательное воздействие на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Однако поскольку избирательно воздействуют на развитие регионов почти все действия центральных органов власти, сложность заключается в том, что однозначного отнесения тех или иных действий к региональному управлению не существует.

При анализе зарубежного  опыта важно иметь в виду, что  граница между региональным и  отраслевым управлением в разных странах проводится по-разному. В целом ряде стран, например, в Финляндии, такой элемент региональной политики как создание инфраструктуры (развитие транспорта, связи, образования и здравоохранения) официально региональным управлением не считается, и относится скорее к общенациональному управлению. Более того, некоторые исследователи считают, что о наличии в той или иной стране регионального управления, выраженного в региональной экономической политике, можно говорить лишь в том случае, если эта политика законодательно оформлена (т.е. существует соответствующий закон)5. Не учитывая подобные различия между странами, можно сделать некорректные выводы относительно наличия и масштабов регионального управления в той или иной стране.

Еще одна сложность определения  границ регионального управления связана с межбюджетными отношениями. В России их традиционно относят к региональной политике — как в научных исследованиях, так и официальных документах (например, среднесрочных программах российского Правительства). В зарубежных странах межбюджетные отношения в рамках регионального управления не рассматриваются, а к последнему относят меры по стимулированию социально-экономического развития территорий, связанные в основном с созданием за счет средств центральных бюджетов либо разных видов инфраструктуры, либо особых условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в отдельных регионах (т.е. меры, которые предполагают передачу средств не в нижестоящие бюджеты, а непосредственно предприятиям и организациям, населению регионов).

Межбюджетные отношения  и региональное управление  направлены на достижение разных целей и задач. Региональное управление — это в большинстве случаев инвестиционная поддержка регионов, иначе говоря — меры, непосредственно воздействующие на их экономическое и социальное развитие. Предоставление финансовой помощи в рамках межбюджетных отношений носит обычно характер текущей поддержки регионов, финансовая помощь предоставляется в основном на покрытие текущих расходов региональных бюджетов. На экономическое развитие регионов межбюджетные отношения оказывают косвенное воздействие — чем больше доходы региональных бюджетов, тем больше возможностей у властей регионов для принятия самостоятельных мер, направленных на стимулирование экономического развития, тем больше возможностей по осуществлению социальных расходов, что наряду с другими факторами позитивно влияет на инвестиционную привлекательность территорий. Таким образом, при более высокой степени выравнивания бюджетной обеспеченности территорий в рамках межбюджетных отношений роль региональной экономической политики может быть меньшей.

Различия между целями межбюджетных отношений и региональной экономической политикой приводят к тому, что, как правило, эти две составляющие экономических взаимоотношений центра и регионов находятся в ведении разных министерств. Межбюджетные отношения — это прерогатива национальных министерств финансов, региональная экономическая политика — министерств экономики или специальных министерств по региональным вопросам (имеющим в разных странах разные названия). Подобное ведомственное разделение вполне закономерно: министерства финансов отвечают за наполняемость госбюджета, министерства экономики — за экономическое развитие.

Цели регионального  управления за рубежом различаются по странам, но вместе с тем их не так уж много. К их числу относят:

1) выравнивание региональных  диспропорций для достижения  экономической эффективности, политической  стабильности или социальной  справедливости,

2) влияние на демографические  показатели и степень экономической активности населения в регионах,

3) развитие сырьевой  периферии,

4) улучшение использования  ресурсов путем снижения безработицы  и низкопродуктивной занятости  в ходе повышения предпринимательской  активности и развития современных отраслей6.

При проведении региональной экономической политики центральные  органы власти, как правило, вынуждены  выбирать между выравниванием межрегиональных  диспропорций и достижением общеэкономических  целей. Причем как цели, так и масштабы региональной экономической политики отличаются не только по странам, так и в различные периоды времени в одних и тех же странах, причем это зависит от7:

    • уровня социально-экономического развития общества,
    • стадий циклов развития экономики,
    • правящих партий и господствующей экономической школы,
    • в некоторых странах — от остроты этнических вопросов.

Региональная экономическая  политика может опираться на одну из двух основополагающих теорий регионального  роста — неоклассическую теорию, основанную на производственной функции, и теорию кумулятивного роста, являющуюся синтезом неокейнсианских, институционалистских и экономико-географических моделей8..

Особенности проведения региональной экономической политики находятся в определенной зависимости  от типа государственного устройства. В федерациях власти регионов более активно привлекаются к реализации региональной экономической политики — софинансированию тех или иных расходов, проведению тех или иных мероприятий, а также совместному (с федеральными органами власти) принятию решений в отношении выбора поддерживаемых территорий и используемых для этого инструментов.

Реализация целей и задач  региональной экономической политики может осуществляться с помощью  довольно большого числа самых разнообразных  инструментов. Вместе с тем ни один из этих инструментов нельзя признать идеальным — каждый из них имеет не только свои достоинства, но и недостатки, таит в себе определенные опасности. Поэтому в разных странах на практике используются различные сочетания инструментов региональной экономической политики.

Основными группами инструментов регулирования  экономического развития регионов в  настоящее время являются, во-первых, развитие инфраструктуры проблемных территорий и, во-вторых, оказание финансовой помощи отдельным предприятиям проблемных территорий во всех возможных ее видах. Среди достоинств финансовой помощи отдельным предприятиям (субсидий, льготных займов, налоговых льгот) — возможность государства чаще контролировать фирмы, получать от них более широкий спектр информации, и главное — достигать во многих случаях более быстрые и ощутимые результаты (по сравнению с развитием инфраструктуры). Активно используются программно-целевые инструменты социально-экономического развития регионов.

 

 Российская практика формирования и реализации региональной политики

В нашей стране региональная политика, как предмет публично-правовой деятельности органов государственной власти, до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 8039, которым были утверждены Основные положения региональной политики в Российской Федерации.

Согласно Основным положениям под  региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей  и задач органов государственной  власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Содержание региональной экономической политики раскрывается в этом документе через перечень, включающий девять разноплановых задач – от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что этот нормативный  акт не позволил четко определить содержание региональной экономической  политики России. Внутреннее содержание  Основных положений оказалось явно недостаточным для создания полноценной законодательной основы эффективного осуществления региональной политики. Состав задач, поставленных Основными положениями перед федеральными органами государственной власти, исключительно широк и неконкретен.

Информация о работе Региональная политика в России и современные тенденции экономического района