Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:13, дипломная работа
Актуальность. Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.
Содержание
Введение
1.Содержание
Введение
1. Региональная политика в России
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованной литературы
2. Политика регионального «выравнивания» в России
2.1 Обоснование регионального выравнивания
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Заключение
Список использованной литературы
Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.
Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:
1) целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий;
2) системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспектах санации одновременно; из них надлежит исключать противодействующие и нестыкуемые компоненты;
3) многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; следует выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;
4) концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих по различным каналам;
5) упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
6) операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;
7) реальность. Все предусмотренные программой санации мероприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию;
8) контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;
9) гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех возникающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.
Таким образом, возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны.
Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем.
Регулирование территориального развития
осуществляется в виде государственной
селективной поддержки отдельных регионов.
Эта поддержка как совокупность специально
организуемых действий политического,
правового, социального, финансового,
экономического и иного характера призвана:
во-первых, давать стимулы (в том числе
и ресурсные) развитию тех территорий,
которые по объективным причинам не могут
функционировать в режиме саморазвития;
во-вторых, создавать условия для возникновения
и функционирования национально значимых
потенциальных «точек роста» (свободных
экономических зон, технопарков и т.п.);
в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными
территориями общегосударственных функций
(содержание на территории объектов и
отраслей федерального значения, финансирование
закрытых административно-
При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. Однако одно ясно, политика регионального выравнивания должна быть направлена на достижение социально-экономического равновесия между регионами только как на долговременную тенденцию.
Заключение
Итак, целью настоящей работы было изучение региональной политики в России, в результате сделаны следующие выводы. В современных условиях развития российской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны, что обусловливает необходимость осуществления сильной региональной политики. Нерешенность проблем управления территориями обусловила дифференциацию социально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателей развития экономики и социальной сферы России.
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах и размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд
Список использованной литературы
Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление / Ю.С. Дульщиков. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 227с.
Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. - 62 с.
Лавровский Б.Л. Региональное выравнивание в России / Б.Л. Лавровский // Политический класс. - 2006. - №3. - С.53-58.
Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 268 с.
Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.
Поздняков А. Политика регионального выравнивания в России / А. Поздняков, Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы экономики. - 2000. - №10. - С. 74-92.
Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.
Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 436 с.
Селиверстов В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2008. - №4. - С.3-14.
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.