Региональная политика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны.

Оглавление

Введение………..
1. Теоретико-методологические основы региональной экономики…
2. Особенности размещения и проблемы развития машиностроительного комплекса…………..
3. Комплексная социально-экономическая характеристика Урала…………..
Заключение…………
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 75.08 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

 

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Региональная  экономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Профиль: Финансы и кредит

группа ФК-11В:

Медведева Юлия Владимировна

 

Проверил доц., к.г.н: Балина Т.А.

                      

 

Дата сдачи_____________________

 

 

 

 

 

 

 

Пермь – 2012

 

Содержание.

Введение………..

  1. Теоретико-методологические основы региональной экономики…
  2. Особенности размещения и проблемы развития машиностроительного комплекса…………..
  3. Комплексная социально-экономическая характеристика Урала…………..

Заключение…………

Список  литературы…

 

Введение

Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны.

К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому  назрела необходимость проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа  должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом  так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и  общегосударственной экономик, превращение  России в развитое правовое демократическое  федеративное государство.

Основные  задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в  обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в  постоянном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в  социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается  в сохранении единства и целостности  России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий  этого является обеспечение баланса  общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в  региональной политике необходимы срочные  меры по реформированию экономики, среди  них рекомендация экономики старо промышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо  преодолевать депрессивное состояние  отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в  сельской местности и с этой целью  повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство  в аграрной сфере.

Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с  экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных  народов.

Так же в  данной работе подробно будет рассмотрен машиностроительный комплекс и комплексная  социально-экономическая характеристика Урала.

Целью работы является изучение основных аспектов региональной экономики, получение информации об отраслевой структуре региональной экономики, данные о состоянии хозяйства Урала.

Задачи  контрольной работы:

Рассмотреть теоретико-методологические основы региональной экономики, в особенности региональную политику и управление;

Изучение  машиностроительного комплекса: формирование, современное состояние, проблемы и  перспективы развития;

Выполнить оценку комплексного социально-экономических характеристик Урала.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключение, списка использованной литературы.

 

  1. Теоретико-методологические основы региональной экономики.

Региональная  политика и управление.

Региональная политика - это целостное  и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности  и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Основными направлениями региональной политики являются:

  • координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;
  • определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона;
  • подъем экономики депрессивных районов;
  • освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;
  • проведение единой социальной политики и др.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той  мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными  интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж - и внутрирегиональных отношений.

Ведущим, жизненно важным интересом  России ныне стало недопущение необратимой  территориальной дезинтеграции  государства. Главным же интересом  каждого региона - блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При  этом подразумевается, что кроме  общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.(1)

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это  то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно  локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных  условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи  и отношения между регионами. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного  существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства  на базе задействования ресурсов и  полномочий, государственно признаваемых местными.

Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией  появится возможность решения общероссийских проблем:

начавшееся хозяйственное обособление  регионов; региональная суверенизация  и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;

национально-этническое развитие и  дополнительное обособление по этому  поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;

формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого  развития регионов (особенно северных территорий);

выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные  экономические зоны, федеральные  охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Процессы национального возрождения  нередко перерастают в национализм, и возникают сепаратистские тенденции  в субъектах федерации. Республики и автономии решили стать действительно  суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных  образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В  этих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной нации  за счет других национальностей. Национальные движения подчас становятся по мере своей  радикализации явно националистическими. Сепаратизм в этническом варианте - это выход из существующей системы  или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной  этнокультурной общности. Но самоопределение  наций подразумевает не сепаратизм, а, прежде всего, право на участие  в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм и национализм  становятся причинами конфликтов, в  основе которых лежит не только сепаратизм и проблемы прав национальных меньшинств, но и политическая внутренняя борьба за власть. Чаще всего они связаны  со статусными или территориальными претензиями. Эти явления в постсоветском  пространстве в какой-то мере были предопределены факторами:

массовыми депортациями малых народов  и ликвидацией национально-территориальных  образований;

репрессиями в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима;

размещением нетрадиционных производств;

реализация "проектов века", деятельностью  ВПК и военных ведомств приведшим  к экол. ухудшениям в ряде районов  Севера, Сибири.

Проблемы национализма и сепаратизма  усугубляются:

экономическими причинами (экономический  кризис, безработица, обнищание);

социально-психологическими (межнациональные  барьеры общения, негативные формы  национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);

территориальными и другими.

 

  1. Особенности размещения и проблемы развития машиностроительного комплекса.

Машиностроение — главная отрасль  промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной  деятельности и отражающая уровень  научно-технического состояния и  обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых  в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся  стран доля промышленности — 15-20%, в  НРС — менее 10%. Ведущие тенденции  — рост объема производства при  углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение  потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое  качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции  в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее  машиностроение (производство средств  производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств  транспорта, военной техники и  оружия, средств производства и различных  предметов потребления. МК чрезвычайно  сложен по своей структуре и состоит  более чем из 70 отраслей, которые  выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием  все другие комплексы. В 2007 г. на вид  экономической деятельности “Производство  машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в  промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий  обрабатывающих производств.

Информация о работе Региональная политика и управление