Региональная политика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны.

Оглавление

Введение………..
1. Теоретико-методологические основы региональной экономики…
2. Особенности размещения и проблемы развития машиностроительного комплекса…………..
3. Комплексная социально-экономическая характеристика Урала…………..
Заключение…………
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 75.08 Кб (Скачать)

 

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно  пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

демилитаризация экономики;

возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов  потребления;

резкое  сужение рынка сбыта продукции  отрасли в самой России и в  остальных странах СНГ — основных ее потребителях;

прогрессирующий моральный и физический износ  оборудования машиностроительных предприятий.

Отрасли машиностроения в зависимости  от особенностей производимой продукции  и факторов размещения предприятий  делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического  оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых машин, крупных  морских и речных судов, локомотивов  и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы  на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются  в районах их потребления.

Производство металлургического  оборудования сложилось вблизи центров  развития металлургии и потребления  этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают  на предприятиях, расположенных в  главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

 

Производство оборудования для  нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается  в центрах с высокой культурой  производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и  Екатеринбург специализируются на выпуске  газовых турбин, а Екатеринбург —  еще и теплофикационных турбин. Для  атомных электростанций реакторы изготавливают  на Северном Кавказе (Волгодонск) и  Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое  оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне  металлургических баз. Крупными производителями  являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов  транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске  определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают  заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа  и большегрузные автомобили —  Поволжского района (Ульяновск и  Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные  — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов  в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует  троллейбусный завод.

 

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом  в Чите.

В последние годы появились новые  предприятия по сборке автомобилей  из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика”  и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено  строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит  из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная  сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а  затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном  районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

Вагоностроение формировалось  в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли  сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двух ярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское  и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное  с ней внутриотраслевое и межотраслевое  кооперирование, обеспеченность трудовыми  ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в  Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта  — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей  в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного  судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут  Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место  должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов  техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой  транспортабельностью, поэтому главным  фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также  важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой  продукции, учитывая специфику сельского  хозяйства данной территории и развито  во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В  Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.(2)

Тракторостроение ориентировано  на районы потребления и отчасти  на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом  в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные —  в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных  видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет  также близость научных и конструкторских  центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой  технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется  на крупные города, располагающие  квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в  Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка — особая отрасль  машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а  также производством металлических  изделий и конструкций. Предприятия  этой группы небольшие, а выполняемые  операции не отличаются технической  сложностью и наукоемкостью. Поэтому  размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой  в производственном отношении. В  целом предприятия МК размещаются  повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старо промышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*Федеральные  округа** Специализация машиностроения

Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника(3)

Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судостроение). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение

Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение

Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса.

Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение

Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное машиностроение). Производство горно-шахтного оборудования

Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность).

 

  1. Комплексная социально-экономическая характеристика Урала.

Площадь Уральского экономического района составляет 4,8% территории РФ. Численность населения - 14% населения РФ. Доля промышленного  производства в РФ - 15%. В составе  района, расположенные на западе - Удмуртская, Башкирская республики и Пермский край, расположенные в средней и  северной частях Урала - Челябинская  и Свердловская области, Южноуральская - Оренбургская область и расположенная  на востоке - Курганская область. На юге  Урал имеет протяженную границу  с Казахстаном.(1)

Урал занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке европейской  части России с Сибирью, Казахстаном  и странами Средней Азии. Его соседство  с крупнейшими топливно-энергетическими  базами СНГ исключительно удачное, Западно-Сибирским топливно-энергетическим комплексом, Кузбассом, КАТЭКом, Карагандой, Экибастузом и др. Через его  территорию проходит четыре важнейшие  железные магистрали, соединяющие западную и восточную части России.

Урал - многонациональный район Российской Федерации. Русские составляют самую многонациональную группу населения и проживают во всех областях. Татары - вторая по численности группа. На северо-западе проживают коми, коми-пермяки, удмурты, на юго-западе - башкиры.

Численность населения Уральского района - 20,4 млн. человек (второе место после Центрального района). Урал – один из высокоурбанизированных экономических районов страны. Около 3/4 его населения проживают в городах и посёлках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской и Челябинской областях, Пермском крае. Система городского расселения включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь – города-миллионеры. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т.е. их здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города – Ижевск, Оренбург и Курган - сосредотачивают 40% всего городского населения Урала, вокруг них возникли городские агломерации, занимающие 10% его территории. При средней плотности населения 24,7 человек на 1 км² наиболее высокими показателями заселённости территории выделятся Челябинская область (41,8) и Удмуртия (38,8), самыми низкими - Пермский край (18,6), северная часть которой ещё мало освоена, и слабоурбанизированная Курганская область (15,6 человека на 1 км²). В районе наблюдается естественная убыль населения. В целом по району рост численности населения носит нестабильный характер и обусловлен в основном миграционными процессами. Высок уровень смертности, особенно в трудоспособном возрасте. В промышленных регионах продолжительность жизни ниже, чем в регионах с более высокой долей сельского населения. Трудовые ресурсы Урала отличаются высокой квалификацией, особенно промышленные кадры. Урал располагает высоким научно-техническим потенциалом, в том числе кадрами металлургов, машиностроителей, работников химической и лесной промышленности, сельского хозяйства, накопивших огромный производственный опыт.

Информация о работе Региональная политика и управление