Региональная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

К основным направлениям региональной политики можно от¬нести:
— координирование взаимодействия уровней управления эко¬номикой как на региональном уровне, так и на общегосударствен¬ном;
— определение эффективного направления специализации ре¬гиона с учетом особенностей региона;
— подъем экономики депрессивных районов;
— освоение новых районов, с учетом их ресурсного потен¬циала;
— проведение единой социальной политики и др.

Файлы: 1 файл

ЗАЧЕТ.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

       Региональная  политика

       К основным направлениям региональной политики можно отнести:

       — координирование взаимодействия уровней  управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;

       — определение эффективного направления  специализации региона с учетом особенностей региона;

       — подъем экономики депрессивных районов;

       — освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;

       — проведение единой социальной политики и др. В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.

       Региональная  политика призвана сглаживать различные  диспропорции и кризисы в аспекте социального и экономического развития регионов.

       В России сейчас можно выделить различные  группы проблемных регионов:

       Слаборазвитые. Население этих регионов в своем большинстве можно назвать бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности. Здесь можно выделить следующие субъекты федерации: Алтай, Тува, Марий Эл и др.

       Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.

       Регионы с экологическими проблемами. Характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).

       Региональная  политика приобретает в настоящее время особенно важное значение, так как она осваивает сейчас самостоятельно новые направления, которые в советские времена регулировались центром.

       Региональная  политика состоит из нескольких компонентов, которые призваны охватить все сферы деятельности каждого региона в отдельности. Здесь необходимо упомянуть о самой цели региональной политики, которая направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективного производства и предпринимательских способностей граждан.

       Среди компонентов региональной политики можно отметить:

       Социальные  — направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.

       Экономические — повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.

       Потребность в проведении грамотной региональной политики находит свое особенно яркое  выражение в период кризисных  ситуаций.

       Региональная  кризисная ситуация возникает при  ухудшении экономического состояния  регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

       Перечислим  наиболее распространенные причины  кризисных ситуаций в масштабе региона:

       — значительное падение объемов производства;

       — ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения  и ухудшению генофонда;

       — увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

       — разрушение социально-экономической  инфраструктуры;

       — неконтролируемый приток беженцев и  иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

       По  показателю спада производства кризисными регионами считаются 9 субъектов  Федерации (республика Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области), а предкризисными 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).

       Существуют  разнообразные методы проведения региональной политики. В общем виде их можно  разделить на прямой и косвенный.

       Прямой  метод предполагает активное вмешательство  государства путем целенаправленного финансирования территориальной структуры хозяйства (создание центров роста и т.п.). Косвенный метод направлен на создание благоприятной атмосферы в области экономики с помощью финансовых систем.

       К числу прямых методов проведения региональной политики относят разработку различных региональных программ, включающих в себя комплекс целевых программ, каждая из которых имеет свое направление. Данные программы регулируют экономическое, социальное, научно-техническое развитие путем выработки определенной стратегии решения первоочередных проблем.

       Каждая региональная программа включает в себя несколько классификационных признаков, которые характеризуют содержание проблемы, объекты программ и т.д. Выделяют следующие основные задачи региональных программ:

       — оптимизация структуры экономики  с ориентацией на приоритетные отрасли;

       — создание механизма эффективного использования  ресурсов региона (природных, материальных и трудовых);

       — сбалансирование показателей развития различных регионов;

       — поддержание нормальной экологической  ситуации в регионе;

       — социальная поддержка населения и др.

       Неотъемлемой  частью региональной политики является региональная экономика, которая изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов на определенной территории.

       Предметом изучения региональной экономики является размещение производительных сил, особенности и закономерности их функционирования с учетом социально-экономического развития региона. Данная дисциплина рассматривает механизм регулирования производства в каждом отдельно взятом регионе.

       В рамках региональной экономики выделяются следующие основные вопросы:

       — региональная политика государства;

       — программы экономического и социального  развития отдельных регионов;

       — эффективность развития производительных сил путем специализации и др.

       Исследования  региональной экономики проводятся с помощью системы технико-экономических  показателей, применяя при этом различные  методы: экономико-математический, сравнительный, статистический и т.д.

       Выделяют  несколько подсистем региональной экономики:

       — производственная — воспроизводство  материальных благ, необходимых для  поддержания экономического развития государства и удовлетворения возрастающих потребностей общества;

       — инфраструктурная — создание оптимальных условий для эффективного функционирования производственной подсистемы и поддержания социальной сферы;

— институциональная  — региональные и муниципальные  органы законодательной и исполнительной власти, прочие институты, необходимые для функционирования региональной экономики.

12.3. Основные  понятия, цели и задачи региональной  политики  

 

  

Регион  сегодня становится главным субъектом  экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты  осуществления  региональной политики с учетом сравнительных  преимуществах того или иного  региона, особенностях его исторического и культурного развития. 

Региональная (социально-экономическая) политика –  сфера деятельности государства  по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием  страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.  

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек  как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием  - изменением внутренней социально-экономической структуры региона. 

Пространственные  различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом  состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;  приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма. 

Федерализм  – принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями. 

Регионализм – подход к рассмотрению и решению  экономических, социальных, политических и других проблем под углом  зрения интересов региона. 

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»).  

  

В основе региональной политики России лежит  учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений  экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики  в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается  в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны. 

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи: 

сохранение  единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной  системы, общего контроля за экспортом  и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов; 

повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях; 

расширение  горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.; 

Информация о работе Региональная политика