Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:57, контрольная работа
К основным направлениям региональной политики можно от¬нести:
— координирование взаимодействия уровней управления эко¬номикой как на региональном уровне, так и на общегосударствен¬ном;
— определение эффективного направления специализации ре¬гиона с учетом особенностей региона;
— подъем экономики депрессивных районов;
— освоение новых районов, с учетом их ресурсного потен¬циала;
— проведение единой социальной политики и др.
Региональная политика
К основным направлениям региональной политики можно отнести:
— координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;
— определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона;
— подъем экономики депрессивных районов;
— освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;
— проведение единой социальной политики и др. В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.
Региональная политика призвана сглаживать различные диспропорции и кризисы в аспекте социального и экономического развития регионов.
В России сейчас можно выделить различные группы проблемных регионов:
Слаборазвитые. Население этих регионов в своем большинстве можно назвать бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности. Здесь можно выделить следующие субъекты федерации: Алтай, Тува, Марий Эл и др.
Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.
Регионы с экологическими проблемами. Характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).
Региональная политика приобретает в настоящее время особенно важное значение, так как она осваивает сейчас самостоятельно новые направления, которые в советские времена регулировались центром.
Региональная политика состоит из нескольких компонентов, которые призваны охватить все сферы деятельности каждого региона в отдельности. Здесь необходимо упомянуть о самой цели региональной политики, которая направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективного производства и предпринимательских способностей граждан.
Среди компонентов региональной политики можно отметить:
Социальные — направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.
Экономические — повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.
Потребность в проведении грамотной региональной политики находит свое особенно яркое выражение в период кризисных ситуаций.
Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.
Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:
— значительное падение объемов производства;
—
ухудшение демографической
— увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;
— разрушение социально-экономической инфраструктуры;
— неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.
По показателю спада производства кризисными регионами считаются 9 субъектов Федерации (республика Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области), а предкризисными 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).
Существуют разнообразные методы проведения региональной политики. В общем виде их можно разделить на прямой и косвенный.
Прямой метод предполагает активное вмешательство государства путем целенаправленного финансирования территориальной структуры хозяйства (создание центров роста и т.п.). Косвенный метод направлен на создание благоприятной атмосферы в области экономики с помощью финансовых систем.
К числу прямых методов проведения региональной политики относят разработку различных региональных программ, включающих в себя комплекс целевых программ, каждая из которых имеет свое направление. Данные программы регулируют экономическое, социальное, научно-техническое развитие путем выработки определенной стратегии решения первоочередных проблем.
Каждая региональная программа включает в себя несколько классификационных признаков, которые характеризуют содержание проблемы, объекты программ и т.д. Выделяют следующие основные задачи региональных программ:
—
оптимизация структуры
— создание механизма эффективного использования ресурсов региона (природных, материальных и трудовых);
—
сбалансирование показателей
— поддержание нормальной экологической ситуации в регионе;
— социальная поддержка населения и др.
Неотъемлемой частью региональной политики является региональная экономика, которая изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов на определенной территории.
Предметом изучения региональной экономики является размещение производительных сил, особенности и закономерности их функционирования с учетом социально-экономического развития региона. Данная дисциплина рассматривает механизм регулирования производства в каждом отдельно взятом регионе.
В рамках региональной экономики выделяются следующие основные вопросы:
— региональная политика государства;
— программы экономического и социального развития отдельных регионов;
— эффективность развития производительных сил путем специализации и др.
Исследования
региональной экономики проводятся
с помощью системы технико-
Выделяют
несколько подсистем
— производственная — воспроизводство материальных благ, необходимых для поддержания экономического развития государства и удовлетворения возрастающих потребностей общества;
— инфраструктурная — создание оптимальных условий для эффективного функционирования производственной подсистемы и поддержания социальной сферы;
— институциональная
— региональные и муниципальные
органы законодательной и
12.3. Основные
понятия, цели и задачи
Регион
сегодня становится главным субъектом
экономических и политических отношений.
Очень важно в этой ситуации определить
специфику и приоритеты осуществления
региональной политики с учетом сравнительных
преимуществах того или иного
региона, особенностях его исторического
и культурного развития.
Региональная
(социально-экономическая) политика –
сфера деятельности государства
по управлению политическим, экономическим,
социальным и экологическим развитием
страны в пространственном, региональном
аспекте и отражающая как взаимоотношения
между государством и регионами, так и
регионов между собой.
К основным
объектам региональной политики относят:
производственные (прежде всего предприятие),
социальные (прежде всего – человек
как представитель социума, семьи,
этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве
субъектов регионального управления могут
выступать как конкретные представители
государственной и региональной власти,
так и отдельные учреждения, организации
и предприятия. Региональная политика
тесно связана с региональным развитием
- изменением внутренней социально-экономической
структуры региона.
Пространственные
различия в обеспечении ресурсами,
уровне экономического развития и качестве
жизни населения, инфраструктурной
оснащенности, в экологическом состоянии
среды, остроте национальных и социальных
конфликтов присущи практически всем
странам независимо от их положения в
мире. Цели и задачи региональной политики
различных государств могут не совпадать
и варьировать в различных пределах. Однако
существуют общие цели, присущие региональной
политике всех стран. К ним следует отнести:
создание и упрочение единого экономического
пространства и обеспечение экономических,
социальных, правовых и организационных
основ государственности; относительное
выравнивание условий социально-экономического
развития регионов; приоритетное развитие
регионов, имеющих особо важное стратегическое
значение для государства; максимальное
использование природных, в т. ч. ресурсных
особенностей регионов; предотвращение
загрязнения окружающей среды, экологизация
регионального природопользования, комплексная
экологическая защита регионов и др. Иными
словами, современная региональная политика
пытается объединить интересы федерализма
и регионализма.
Федерализм
– принцип разделения политических
и экономических полномочий между федеральной,
субфедеральной и местной властями.
Регионализм
– подход к рассмотрению и решению
экономических, социальных, политических
и других проблем под углом
зрения интересов региона.
Как показывает
мировая практика, в условиях кризисной
экономики между сторонниками федерализма
и регионализма в региональной политике
могут возникать противоречия, выражающиеся
через взаимоотношения «центр-периферия»
(развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных
диффузий» (развития «снизу»).
В основе
региональной политики России лежит
учет специфики регионов в общероссийской
структуре, перенос основных направлений
экономических реформ на региональный
уровень, всемерная поддержка местного
самоуправления и предпринимательства,
решение региональных социально-экономических
проблем, рациональное использование
природных ресурсов. Главная цель региональной
политики в соответствии с указом президента
от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях
региональной политики в Российской Федерации»
заключается в укреплении государственности
РФ, совершенствовании федерализма, формировании
условий для более эффективного и гармоничного
развития регионов, а также обеспечении
благосостояния населения страны.
Для достижения
этой цели региональная политика призвана
выполнять следующие основные задачи:
сохранение
единого внутреннего рынка
повышение
благосостояния населения в каждом регионе,
постепенное выравнивание уровня жизни,
исключение чрезмерных контрастов в социальных
условиях;
расширение
горизонтальных связей между регионами,
формирование рынка труда и межрегионального
регулирования занятости, создание
рынков капиталов путем развития системы
акционерных компаний, фондовых бирж,
коммерческих банков и др.;