Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 11:57, контрольная работа
К основным направлениям региональной политики можно от¬нести:
— координирование взаимодействия уровней управления эко¬номикой как на региональном уровне, так и на общегосударствен¬ном;
— определение эффективного направления специализации ре¬гиона с учетом особенностей региона;
— подъем экономики депрессивных районов;
— освоение новых районов, с учетом их ресурсного потен¬циала;
— проведение единой социальной политики и др.
преодоление
нестабильности в политическом отношении,
межэтнической напряженности и
противоречивости национально-государственного
устройства России и др.
Осуществление
региональной политики тесно связано
и с решением проблем экономической
безопасности.
Экономическая
безопасность региона – это совокупность
условий и факторов, характеризующих
текущее состояние экономики, стабильность,
устойчивость и поступательность ее развития.
В общих чертах структура региональной
экономической безопасности представляется
как комплекс факторов, призванных обеспечивать
предпосылки для ее выживания и сохранения
ее региональных структур в условиях кризиса
и будущего развития; защиту жизненно
важных интересов страны и ее территорий
в отношении ресурсного потенциала; создание
внутреннего иммунитета и внешней защищенности
от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность
регионов на внутренних и мировых рынках
и устойчивость финансового положения
страны; условия и образ жизни, достойные
цивилизованного человека и возможности
устойчивого и нормального воспроизводства
общественных процессов.
Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства. Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.