Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа
Объектом исследования в моей работе будут регионы, предметом изучения - региональное управление в России. Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям региона и регионального управления;
- проанализировать современное состояние региональной политики в России;
- изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом
Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Машиностроительный комплекс региона……………………………………..5
2.1 Понятие региона и регионального управления……………………………..7
2.2 Общая характеристика регионального управления в Калининградской
области……………………………………………………………………………10
2.3 Сущность бюджетного федерализма……………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО
ФЛОТА
Института
прикладной экономики и менеджмента
Кафедра
менеджмента
Контрольная
работа
По Региональной
экономике
Тема: 1.Машиностроительный комплекс региона.
2.Региональная политика и бюджетный федерализм.
Выполнила: Набережная М.В.
09 ЭВС 1729
г. Калининград
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Машиностроительный комплекс региона……………………………………..5
2.1 Понятие региона и регионального управления……………………………..7
2.2 Общая характеристика регионального управления в Калининградской
области……………………………………………………………
2.3 Сущность бюджетного федерализма……………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий. Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами. В Российской Федерации до сих пор не отлажена система работы с регионами, однако государство ведет работу в этом направлении. Региональный уровень управления - проблема не менее сложная, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки как "региональное управление" образовался некоторого рода "вакуум". К изучению вопросов регионального управления как правило подходят лишь с экономической точки зрения. Большую роль в своих трудах региональному управлению отводит Малин А.С., профессор кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ ВШЭ, который обобщил накопленный в данной области опыт. Значительный вклад в развитие теории и практики управления регионами внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов .В.Е.Селиверстов занимается исследованиями, посвященными моделированию экономических систем, проблемам экономического взаимодействия регионов, прогнозам развития субъектов Федерации. О.М.Барбаков рассматривает регион как социальную систему со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, освещает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления.
Объектом исследования в моей работе будут регионы, предметом изучения - региональное управление в России. Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям региона и регионального управления;
- проанализировать современное состояние региональной политики в России;
- изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом;
- дать характеристику регионального управления в Калининградской области;
- рассмотреть режим особой экономической зоны в Калининградской области в качестве основы создания региональной системы управления;
- определить проблемы реализации региональной модели управления в Калининградской области и основные пути их решения.
1.Машиностроительный
комплекс региона.
Машиностроение
и металлообработка являлись до начала
90-х годов ведущей
Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
В период с 1991 года по 1996 год произошел резкий спад объемов производства в машиностроении.
Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.
Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18 перешли к странам Балтии и СНГ.
Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.
Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.
В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.
Машиностроительные
предприятия
дают стране саморазгружающиеся вагоны
— думпкары для перевозки угля и руды,
башенные краны, автопогрузчики, дорожно-строительные
машины, судовое оборудование. Имеются
предприятия по ремонту судов, производству
бумагоделательного, торгового и коммунального
оборудования. Получила развитие электротехническая
промышленность, специализирующаяся
на производстве микродвигателей, светотехнической
и электросварочной аппаратуры.
2.1 Понятие региона и регионального управления
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.
Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:
1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой .
2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов .
3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.
Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.
Управление - универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.
Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей. Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются:
- управление отдельными регионами;
- управление межрегиональными связями;
- система управления регионом;
- региональные аспекты управления.
В России в настоящее время существуют 83 региона и все они имеют свои особенности.
В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.
Региональное управление изучает управление отдельным регионом: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами - членами СНГ и зарубежными странами.
В
системе регионального
Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное - это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.
Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.
2.2 Общая характеристика регионального управления в Калининградской области.
Регион
был образован в 1945 году после
решения Потсдамской
Калининградская
область обеспечивала с момента
своего создания военно-стратегические,
политические и хозяйственно-экономические
интересы Советского Союза, а затем и России.
Само создание в рамках Российской Федерации
в послевоенный период новой административно-
За послевоенный период регион стал играть важную роль в народном хозяйстве страны, обеспечивая существенный вклад в экономику за счет рыболовства и рыбного хозяйства, машиностроения, целлюлозно-бумажного производства и ряда других отраслей. После прекращения существования Советского Союза, Калининградская область стала важным фактором отношений между Россией и НАТО, Россией и Европейским Союзом. После вступления в ЕС Литвы и Польши область стала Российским анклавом внутри территории ЕС. Особенно важную роль играет опыт внешнеэкономической деятельности, накопленный в регионе.