Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 01:43, реферат
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности — организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности — это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
РЕФЕРАТ
Тема: Региональная инновационная
политика
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ 5
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большую актуальность
приобретают вопросы ориентации экономики
на инновационный путь развития и создания
региональных инновационных систем. Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности — организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая форма регулятивной деятельности
— это выработка и проведение инновационной
политики, управление инновационной деятельностью.
Такая политика разрабатывается на основе
утверждения приоритетного значения инновационной
деятельности для современного общественного
развития. Государство создает организационные,
экономические и правовые условия для
инновационной деятельности.
Реализация государственной инновационной
политики, как состав-ной части социально-экономической
политики государства, представляющей
собой совокупность целей и инструментов
их достижения, в области инновационной
деятельности позволит стимулировать
увеличение ВВП страны и благосостояния
населения на основе роста производства
и реализации на мировом рынке конкурентоспособной
высокотехнологичной продукции.
Роль государства в развитии инновационной
экономики заключается в создании необходимой
инфраструктуры и правовой среды, урегулировании
вопросов использования результатов интеллектуальной
деятельности, создание условий эффективного
применения научно-технических достижений
для производства коммерческого продукта
российскими предприятиями.
Проведение активной государственной
инновационной политики ре-шает главную
задачу: преодолеть разрыв между научно-технической
сферой, олицетворяемой, в основном, государством,
и промышленной сферой, олицетворяемой
частным бизнесом и создать эффективную
систему трансформации научно-технических
заделов в наукоёмкую, конкурентоспособную
продукцию. Существенно увеличивается
доля отечественной высокотехнологичной
производственно-технической продукции
и продукции потребительского спроса,
как в экспорте, так и во внутреннем потреблении.
Управление региональным инновационным
процессом происходит посредством выработки
региональной инновационной политики,
способной решать государственные задачи
повышения конкурентоспособности и устойчивости
экономики.
Региональная инновационная политика
— составная часть экономической политики
региональных органов власти по созданию
благоприятных условий для торгово-производственной,
агропромышленной, строительно-промышленной
и научно-производственной интеграции
всех институциональных форм хозяйствования.
Инновационная политика в регионах Российской
Федерации имеет свои особенности. Однако
едиными остаются базовые средства ее
реализа-ции: законодательная база, целевые
программы, концепции.
На современном этапе реализации региональной
инновационной политики отчетливо проявляются
такие деформации в структурно-инвестиционной
сфере, как отсутствие мотивации к вложению
средств в производство основного капитала,
крайне низкий уровень и значительная
дифференциация инвестиционной активности.
В связи с этим перед феде-ральным центром
и перед регионами встает проблема формирования
структурно-инвестиционной политики,
что усиливает роль региональных властных
структур.
Для решения задач по реализации государственной
инновационной политики правительство
России разработало комплекс мероприятий,
наце-ленных как на развитие инновационной
инфраструктуры, так и на поддержание
приоритетных направлений научно-технологической
сферы, создание особой, инновационно-ориентированной
среды во всех российских регионах.
Рассмотрению вопросов выработки региональной
инновационной политики, проблем, связанных
с развитием инновационной деятельности
в субъектах РФ посвящена данная работа.
1. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
К основным направлениям государственной
инновационной политики в настоящее время
экономисты относят следующие:
- разработку и совершенствование нормативно-правового
обеспечения инновационной деятельности,
механизмов её стимулирования, механизмов
её стимулирования, системы институциональных
преобразований, защиты интеллектуальной
собственности в инновационной сфере
и введение её в хозяйственный оборот;
- создание системы комплексной поддержки
инновационной деятельности, развития
производства, повышения конкурентноспособоности
и экспорта наукоемкой продукции. В процессе
активизации инновационной деятельности
необходимо участие не только органов
государственного управления, коммерческих
структур, финансово-кредитных учреждений,
но и общественных организаций, как на
федеральном, так и на региональном уровнях;
- развитие инфраструктуры инновационного
процесса, включая систему информационного
обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую
систему, производственно-
- развитие малого инновационного предпринимательства
путем формирования благоприятных условий
для образования и успешного функционирования
малых высокотехнологичных организаций
и оказания им государственной поддержки
на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы
отбора инновационных проектов и программ.
Реализация в отраслях экономики относительно
не-больших и быстро окупаемых инновационных
проектов с участием частных инвесторов
и при поддержке государства позволит
поддержать наиболее перспективные производства
и организации, усилить приток в них частных
инвестиций;
- реализацию критических технологий и
приоритетных направлений, способных
преобразовывать соответствующие отрасли
экономики страны и ее регионов. Ключевой
задачей формирования и реализации инновационной
политики является выбор относительно
небольшого числа важнейших базовых технологий,
оказывающих решающее влияние на повышение
эффективности производства и конкурентоспособности
продукции в отраслях экономики и обеспечивающих
переход к новому технологическому укладу;
- использование технологий двойного назначения.
Такие технологии будут применяться как
для производства вооружений и военной
техники, так и для продукции гражданского
назначения.
Эти же задачи решает и региональная инновационная
политика, которая в то же время ориентирована
на решение территориальных проблем, к
числу которых относятся эффективное
использование имеющегося материально-технического,
сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение
потребностей внутреннего рынка.
Региональная инновационная политика
— составная часть экономической политики
региональных органов власти по созданию
благоприятных условий для торгово-производственной,
агропромышленной, строительно-промышленной
и научно-производственной интеграции
всех институциональных форм хозяйствования.
Мерами реализации региональной инновационной
политики высту-пают программы по повышению
конкурентоспособного потенциала приоритетных
для региона производств посредством
привлечения частных институциональных
инвесторов к реализации инноваций; формирование
режима экономического стимулирования
инновационной деятельности.
Инновационная политика в разных регионах
Российской Федерации имеет свои особенности.
Однако едиными остаются базовые средства
ее реализации: законодательная база,
целевые программы, концепции и т.п. Можно
выделить внутренние и внешние составляющие
инновационного потенциала региона. К
числу внутренних относятся: финансово-кредитная
система, хозяйственная структура, научно-исследовательская
база, система формирования и развития
кадрового потенциала региона. К внешним
элементам относятся: интеграционное
взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая
конкурентоспособность региона, возможности
выхода на мировой уровень.
Рассмотрим основные механизмы реализации
региональной научно-технической и инновационной
политики.
Концентрация на приоритетных направлениях.
С целью концентра-ции ресурсов на важнейших
направлениях социального и экономического
развития в регионах устанавливаются
приоритетные направления научно-технической
деятельности. Отбор приоритетных направлений
и критических технологий включает: анализ
результатов научно-технической деятельности
региона и мировых тенденций научно-технического
прогресса, прогнозирование потребностей
в научной продукции, формирование предложений
по региональным приоритетам, определение
критериев отбора и проведение экспертной
оценки, со-гласование и утверждение.
Основаниями для установления приоритетов
являются:
- перечень приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники и перечень
критических технологий Российской Федерации;
- предложения научной общественности
региона;
- данные инновационного прогноза (в части
организации выпуска конку-рентной наукоемкой
продукции);
- направления программ социально-экономического
развития и резуль-таты их исполнения,
а также другая информация о потребностях
экономики субъекта РФ.
В прогнозах и программах развития делается
оценка ресурсных возможностей региона,
опыта реализации научно-технической
и инновационной политики других регионов
России и экономически развитых стран.
При рассмотрении предложений учитывается
наличие научно-технической и промышленной
базы для их реализации, наличие финансовых
или иных ресурсных ограничений. При установлении
региональных приоритетов научно-технической
деятельности необходимо исходить из
перспектив освоения промышленностью
рыночных ниш с помощью внедрения новых
технологий, а также решения наиболее
острых проблем региона (социальных, экологических).
Приоритеты оформляются документально
в виде утвержденного органами власти
соответствующего субъекта перечня направлений
научно-технической деятельности, включая
критические технологии, или в виде региональной
научно-технической программы, либо раздела
региональной программы социально-экономического
развития.
Утверждение региональных приоритетов
является основанием для финансовой поддержки
научно-технической деятельности за счет
бюджет-ных средств области или республики,
а также за счет средств федерального
бюджета в случае долевого финансирования
программ и проектов, для формирования
государственного заказа на исследования
и разработки, на поддержку инновационной
деятельности, на применение других мер
государственной поддержки, включая меры
протекционизма.
Развитие кадрового потенциала. Задачи,
связанные с формированием и распределением
трудовых ресурсов при реализации стратегии
экономического развития региона требуют
всестороннего и глубокого научного обеспечения,
направленного, в первую очередь, на создание
достоверной динамической модели кадровой
структуры экономики и социальной сферы
с учетом демографических процессов, стратегического
и оперативного прогнозов развития региона.
Воспроизводство научных кадров является
одним из основных факторов устойчивого
развития научно-технического потенциала
субъекта. Система подготовки научных
кадров должна быть согласована с потребностями
и приоритетами развития научно-технической
сферы. Комплексное решение проблемы кадров
для инновационного развития требует
организации подготовки и переподготовки
кадров специалистов, с учетом требований
развивающейся экономики. Нужны продуманные
интеграционные формы, объединяющие возможности
научных, производственных и образовательных
структур для подготовки кадров, а также
для использования и наращивания существующей
материально-технической базы для проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ.
Развитие информационного обеспечения.
Информационное обеспечение научной деятельности
является важным аспектом интеграции
субъекта РФ в федеральную и даже систему
разделения труда в сфере науки и техники
и возрастанию ее роли в решении проблем
современной цивилизации. Использование
информационных технологий в науке должно,
с одной стороны, развиваться в рамках
информатизации страны, а с другой — обеспечивать
более тесное взаимодействие между наукой,
образованием, промышленностью и социальной
сферой, а также должно повысить качество
и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных
проектов в регионах.
При реализации региональной научно-технической
политики должно быть уделено внимание
созданию информационно-
Важной проблемой, требующей своего актуального
решения в условиях инновационной экономики,
является опережающее создание в регионах
эффективного механизма информационного
обеспечения инновационной деятельности.
Результативность этого механизма в значительной
мере зависит от качества непрерывного
социально-экономического мониторинга
регионов. Подобный мониторинг должен
охватить наблюдение, анализ, оценку и
прогноз экономической, социальной, экологической,
научной и инновационной обстановки в
ре-гионе с целью подготовки управленческих
решений и рекомендаций, направленных
на улучшение и развитие инновационной
деятельности.
Мониторинг как инновационных процессов,
так и более общих про-цессов структурных
преобразований экономики в регионе нацеливает
регионы на эффективное управление этими
процессами. Поэтому одной из основных
функций в области информационного обеспечения
инновационной экономики должна стать
функция автоматизированного мониторинга
структурных преобразований в регионе.
В связи с этим представляется целесообразным
создание в регионах автоматизированных
центров инновационно-информационного
обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания
обновления и эксплуатации инновационных
банков данных и знаний.
Работа по развитию информационно-
Финансово-экономическое обеспечение
научно-технической и инновационной деятельности.
Финансирование научной, научно-технической
и инновационной деятельности осуществляется
за счет государственных и рыночных источников.
Задача органов власти региона состоит
в совершенствовании механизма государственных
закупок научно-технических услуг, в стимулировании
платежеспособного спроса научных услуг,
привлечении внебюджетных средств на
научную и инновационную деятельность,
создании региональных и межрегиональных
специализированных организаций, предоставляющих
финансовые ресурсы (кредиты). По мере
развития экономики, следует довести долю
расходов на науку в валовом внутреннем
продукте РФ до уровня развитых стран.
Нужно, чтобы в законодательном порядке
было обеспечено финансирование из регионального
бюджета расходов на проведение фундаментальных
исследований, выполнение высокоэффективных
прикладных исследований и разработок,
развитие инновационной инфраструктуры.
Система государственного финансирования
научно-исследовательских разработок
и расходования организациями выделенных
ассигнований должна быть "прозрачной",
для того чтобы исключить злоупотребления
и обеспечить эффективность использования
бюджетных средств.
Финансирование за счет регионального
бюджета проектов фундаментальных исследований
должно осуществлять в рамках региональных
и федеральных целевых программ и на долевых
началах с федеральными государственными
заказчиками (например, Российским фондом
фундаментальных исследований, Российским
гуманитарным научным фондом, другими
специализированными фондами). При этом
должно быть обеспечена максимальная
объективность при проведении конкурсных
отборов проектов и их экспертизе.
Государственная финансовая поддержка
научно-технической и инновационной деятельности
предполагает использование следующих
методов финансирования инновационной
деятельности:
- предоставление целевых субвенций на
погашение налоговых льгот инновационным
организациям;
- компенсации процентной ставки банковских
кредитов, полученных для реализации инновационных
проектов;
- принятие на счет бюджета части расходов
по содержанию объектов материальной
инфраструктуры, используемой организациями
инновационной инфраструктуры (содержание
помещений, коммунальные расходы, услуги
электронной связи, приобретение права
пользования платными информационными
ресурсами);
- государственный заказ на организацию
участия и проведение презента-ций разработок
и технологий научных организаций и учреждений
региона на международных, межрегиональных
выставках и ярмарках.
Важнейшим условием активизации инновационной
деятельности выступает привлечение финансов
из негосударственных источников для
целей коммерциализации технологий. Большие
перспективы привлечения частного капитала
в научно-техническую сферу открывают
возможности формирования межрегиональной
системы венчурного и лизингового финансирования
технологических проектов.
Развитие региональной инновационной
инфраструктуры. Инновационная инфраструктура
определяется как совокупность взаимосвязанных,
взаимодополняющих производственно-технических
систем, организаций, фирм и соответствующих
организационно-управляющих систем, необходимых
и достаточных для эффективного осуществления
инновационной деятельности и реализации
инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет
темпы (скорость) развития экономики страны
и рост благосостояния ее населения. Опыт
раз-витых стран мира подтверждает, что
в условиях глобальной конкуренции на
мировом рынке неизбежно выигрывает тот,
кто имеет развитую инфраструктуру создания
и реализации инноваций, кто владеет наиболее
эффективным механизмом инновационной
деятельности. Поэтому для эффективного
функционирования инновационной экономики
страны инновационная инфраструктура
должна быть функционально полной.
Для организаций, занятых инновационной
деятельностью, наличие инфраструктурных
организаций позволяет вести работы малой
численно-стью, компенсировать отсутствие
многих компонентов, необходимых для успешной
работы, приобретением услуг специализированных
организаций.
Развитие инновационной инфраструктуры
предусматривает создание информационно-технологичеких
центров, центров трансфера технологий,
научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов,
сети других организаций, оказывающих
консалтинговые, информационные, финансовые
и другие виды услуг, направленные на поддержку
и развитие инновационной деятельности
в регионе.
Инфраструктурные функции могут выполнять
как малые организации, созданные на базе
действующих научных и образовательных
учреждений, так и специализированные
организации, располагающие собственной
материальной и кадровой базой. Неотъемлемой
составляющей инновационной инфраструктуры
региона должна быть инфраструктура поддержки
малого предпринимательства.
Можно выделить следующие общие принципы
формирования инно-вационной инфраструктуры
региона:
- инновационная инфраструктура должна
носить комплексный характер, оказывать
услуги на всех этапах инновационного
процесса;
- инновационная инфраструктура должна
быть способна к быстрой адаптации к изменениям
спроса на инфраструктурные услуги по
объему, составу и качеству;
- организации инновационной инфраструктуры
должны координировать свои действия
при оказании услуг (работать не как отдельные
организа-ции, а как единый механизм), а
также взаимодействовать с аналогичными
организациями из других регионов;
- при формировании инфраструктуры необходимо
опираться на отечест-венный и зарубежный
опыт.
Как показывает опыт развитых стран мира,
основным ядром инновационной инфраструктуры,
наиболее адекватным механизмом реализации
инноваций является инфраструктура инновационных
инжи-ниринговых центров (фирм, предприятий),
которые должны аккумулировать лучшие
отечественные и зарубежные знания и технологии
и выступать для заказчика системным интегратором
и гарантом успешной реализации инновационного
проекта и обеспечить охват полного инновационного
цикла: от изучения конъюнктуры рынка
конечной инновационной продукции, технико-экономического
обоснования инновационного проекта и
его разработки до комплектной поставки
оборудования, его системной интеграции,
сдачи "под ключ" с кадровым обеспечением
и последующим сервисным обслуживанием.
Система производственно-
Важнейшей региональной проблемой формирования
и развития инновационной экономики является
решение научно-методических и организационно-технологических
вопросов, связанных с разработкой, созданием
и освоением автоматизированных интегрированных
проектно-производственных систем, осуществляющих
в автоматизированном режиме сквозной
"безбумажный" цикл и объединяющих
в одной системе инновационно-направленные
научно-исследовательские, опытно-конструкторские
работы, процессы технологической подготовки
и планирования производства, направленные,
в конечном итоге, на создание инновационной
продукции. В таких системах должны быть
ав-томатизированы в сквозной цепи три
основных этапа, характерных для создания
новой наукоемкой системы: проектирование
инноваций; изготовление и комплектация
головного образца новой наукоемкой системы;
пуско-наладочные работы и испытание новой
наукоемкой сис-темы.
Система экспертизы научно-технических
и инновационных про-грамм и проектов.
При переходе к рыночной системе отношений
и к коммерциализации научной продукции
необходима система независимой экспертизы.
По этой причине создание в регионе учреждения,
осуществляющего независимую экспертизу
научной продукции, является важной составной
частью инфраструктуры научно-технической
и инновационной деятельности. Экспертиза
научной продукции должна быть обязательным
элементом экспертного отбора проектов,
исполнителей научных исследований и
разработок в региональные и федеральные
целе-вые программы.
Система сертификации наукоемкой продукции.
Система контроля качества научно-технических
услуг и инновационной продукции является
необходимым условием деятельности рынка
научных услуг. Эта система должна обеспечивать
контроль качества инновационной продукции
на основании федерального законодательства
о техническом регулировании, удостоверять
соответствие продукции нормативно установленным
требованиям и техническим условиям, предоставлять
осваивающим и производящим данную продукцию
организациям широкий спектр услуг в области
метрологии, стандартизации и т.п. Сертификация
продукции включает экспертизу потребительских
свойств продукции, удостоверяет соответствие
продукции требованиям рынков предстоящей
реализации продукции.
Система продвижения на рынок научно-технических
разработок и наукоемкой продукции. Эта
система призвана решать двуединую задачу
— обеспечивать занятие и последовательное
расширение на рынке определен-ного сегмента
("ниши") для создаваемых разработок
и продукции при одновременном сохранении
и эффективной охране всех связанных с
ними прав и выгод за владельцами этих
разработок и производителями продукции.
Она должна включать в себя маркетинг,
рекламную и выставочную деятельность,
патентно-лицензионную работу. В распоряжении
органов власти региона должны быть такие
инструменты продвижения, как предоставление
выставочных площадей, организация презентаций,
поддержка специализированных изданий,
организация взаимодействия потенциальных
потребителей с производителями продук-ции,
создание специализированных организаций
по предоставлению информации об инновациях.
Важным инструментом системы продвижения
на рынок наукоемкой продукции является
и государственная поддержка новых рынков
со стороны спроса.
Таким образом, каждая из перечисленных
систем, входящих в инфраструктурный комплекс
научно-технической и инновационной деятельности,
должна иметь механизмы реализации своих
функций и соответствующие организационные
элементы в виде специализированных или
многофункциональных организаций, которые
будут обеспечивать работу данных механизмов.
Формирование инновационной инфраструктуры
любого региона или области РФ должно
осуществляться в тесной взаимосвязи
с инфраструктурами соседних регионов,
соответствующего федерального округа,
страны в целом. Региональная инфраструктура
должна рассматриваться как составная
часть общей инфраструктуры для нужд национальной
инновационной системы.
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Экономическое развитие регионов РФ в
современных условиях зависит от их научно-технического
и инновационного потенциала, который
определяется уровнем материально-технических,
трудовых, информационных и финансовых
ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического
развития регионов во многом определяются
их возможностями и способностью создавать
и использовать новые технологии.
В таблице приведены основные способы
регулирования инновационной деятельности.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды регулирования
Способы регулирования
Организационное регулирование иннова-ционной
деятельности - развитие инновационной
инфраструктуры,
- обеспечение приоритета инновационной
деятельности,
- моральное поощрение авторов инноваций,
- содействие модернизации,
- развитие интеграционных процессов,
- развитие международных связей
Экономическое и финансовое регулирова-ние
инновационной деятельности - развитие
предложения инноваций,
- расширение спроса на инновации,
- содействие конкуренции в инновационной
сфере,
- развитие предпринимательства,
- обеспечение занятости в инновационной
сфере,
- развитие лизинга наукоемкой продукции
- инвестиции в инновации, повышение их
эффективности,
- создание благоприятного инвестиционно-го
климата
Нормативно-правовое регулирование ин-новационной
деятельности - охрана прав и интересов
субъектов инно-вационной деятельности,
- охрана прав владения, пользования и
рас-поряжения инновациями,
- защита промышленной, интеллектуальной
собственности,
- развитие договорных отношений
Россия унаследовала от СССР громадный
научно-технический потенциал (как по
оценкам мировых экспертов, так и свидетельству
отечественных ученых). Россия имеет всё
еще достаточно высокий уровень развития
науки, известные в мире научные школы,
большую долю специалистов с высшим образованием
в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым
лидером в ряде фундамен-тальных направлений
в физике, математике, химии, физиологии,
медицине, в прикладных разработках в
области лазерной и криогенной технике,
новых материалов аэрокосмической техники,
средств связи и коммуникаций и т.д. В стране
накоплен значительный запас нереализованных
изобретений (зарубежные специалисты
называют 200 тыс. неиспользованных патентов,
в том числе 120 тыс. технологий для продажи).
В настоящее время на первое место выходит
проблема сохранения этого потенциала
и адаптации его к рыночным условиям.
В современных условиях важнейшим аспектом
региональной политики РФ является её
инновационная составляющая. Необходимо
учитывать, что субъекты Российской Федерации
существенно различаются по экономическому,
природно-ресурсному и научно-технологическому
потенциалу, по уровню социально-экономического
развития. Поэтому для каждого региона
(или группы регионов) РФ требуется индивидуальный
подход к решению проблем инновационного
развития. В каждом регионе или группе
регионов должны быть созданы национальные
региональные инновационные системы,
а на федеральном уровне инновационная
система, соответствующая задачам макроэкономической
политики. Федеральная и региональные
системы сформируют единую Российскую
инновационную систему.
К настоящему времени в этой сфере уже
сложились многоуровневые отношения между
регионами и Федерацией, в рамках которых
решаются вполне определенные задачи.
На федеральном уровне определяются приоритеты
развития экономики в целом, разрабатываются
и реализуются программы и проекты, имеющие
значение для всех регионов. На региональном
уровне определяются приоритеты субъекта
Российской Федерации, формируются и выполняются
региональные про-граммы и проекты.
На федерально-региональном уровне —
формируется единая нормативно-правовая
база инновационной деятельности, обеспечивается
согласование интересов государства и
регионов, определяется степень участия
федерации в решении региональных проблем,
а регионов — в решении федеральных. На
межрегиональном уровне решаются проблемы
взаимодействия регионов при реализации
задач, представляющих интерес для нескольких
регионов, в частности, в рамках федеральных
округов. На муниципальном уровне осуществляются
конкретные мероприятия по обеспечению
жизнедеятельности и развития территорий.
Существует ряд объективных причин, определяющих
повышение роли региональных органов
управления в развитии научно-технической
деятельности. Во-первых, инновационная
деятельность по природе своей тяготеет
к децентрализованному управлению. Региональные
звенья управления лучше приспособлены
к решению ее задач.
Во-вторых, на региональном уровне, на
основе существующих не-формальных контактов
и общих интересов, объединяющих различные
организации и местные власти, как правило,
полнее обеспечивается необходимое взаимодействие
между образованием, наукой и высокотехнологичным
производством, соединение образовательного,
научного и промышленного потенциалов,
являющееся ключевым условием успешного
продвижения новшеств по инновационной
цепочке.
Ключевым в создании инновационной инфраструктуры
является участие регионов. Однако в настоящее
время проблема формирования развитой
инновационной инфраструктуры остается
достаточно острой для всех субъектов
РФ, что препятствует коммерциализации
и распространению результатов исследований
и разработок. В регионах созданы лишь
ее отдельные элементы. Выделить регионы-лидеры
в этом направлении не представляется
возможным, так как в областях функционируют
единичные структуры.
Основными причинами, сдерживающими развитие
инновационной инфраструктуры, являются
снижение спроса на НИОКР, отсутствие
ощутимой государственной поддержки.
Это свидетельствует о том, что экономика
страны и регионов пока еще не приблизилась
к состоянию инновационной восприимчивости.
Как уже говорилось, важнейшим условием
успешной реализации региональной инновационной
политики является соответствующее финансовое
обеспечение. В настоящее время основным
финансовым источником являются различные
региональные инновационные фонды, которые
формируются за счет обязательных отчислений
предприятий, находящихся в муниципальной
собственности. Средства фондов используются
на техническое перевооружение и модернизацию
действующих предприятий, реконструкцию
зданий, инженерных и транспортных коммуникаций;
финансирование работ по освоению новых
видов наукоемкой продукции.
Одна из проблем создания и внедрения
инноваций на предприятиях в регионах
заключается в том, что отсутствует механизм
финансирования организаций научной сферы
для проведения поисковых научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ за счет
средств инновационных фондов, поскольку
эти организации в основном не являются
плательщиками этих фондов. Поэтому для
проведения эффективной инновационной
политики в регионах необходимо совершенствование
финансового механизма, и в первую очередь
— порядка формирования и использования
инновационных фондов.
Целесообразно рекомендовать региональным
и местным органам власти установить норматив
расходов на поддержку инновационной
деятельности в объеме не менее 10% их бюджетов
развития. Катализатором развития инфраструктуры
должно стать и более эффективное использование
государственной собственности, предполагающее
организацию государственного научно-технологического
сектора.
В настоящее время формируется организационная
структура управления НТП в регионах:
создаются научно-технические советы,
отделы или вводятся штатные единицы,
ответственные за координацию, мониторинг
и аудит инновационного развития предприятий
и организаций. Вместе с тем научно-технические
советы созданы еще не во всех регионах,
даже в столице РФ подобная структура
отсутствует, а существующие не всегда
проявляют себя как активный координирующий
элемент инновационной деятельности.
Региональная инновационная политика
предполагает создание благоприятных
условий для формирования инновационного
климата. К ним относятся систематизация
и эффективное использование информационных
ресурсов, их интеграция в мировое информационное
пространство и выход на рынок информационных
услуг, основывающихся на разработке и
внедрении технологий высокопроизводительной
обработки, хранения и передачи данных
по телекоммуникационным сетям, а также
создание баз данных и банков знаний.
При формировании региональной инновационной
политики в субъектах РФ особое внимание
нужно уделить следующим факторам.
1. Опыт последнего десятилетия показал,
что нереально рассчитывать на зарубежные
инвестиции в объемах, позволяющих существенно
повлиять на развитие науки и технологий.
Основными источниками инвестиций в инновации
в настоящее время являются собственные
средства предприятий (87%). Доля финансирования
из федерального бюджета, бюджетов федерации
и региональных бюджетов составляет 4,2%,
из внебюджетных фондов — 3,8%. На иностранные
источники приходится около 5%. Иностранные
инвестиции используют примерно 2% хозяйствующих
субъектов в регионах.
2. По имеющимся оценкам, доля России на
мировом рынке высоко-технологичной продукции
составляет лишь 0,3%.
3. Внутренний рынок России еще, как правило,
не в состоянии противостоять конкуренции
многих зарубежных товаров.
4. Недостаточно эффективно управление
инновационными процессами. Эта проблема
может быть решена посредством создания
Межведомственного координационного
совета по проблемам инновационной деятельности
из представителей федеральных и региональных
органов государственной власти и РАН.
Одновременно с решением организационных
и методических проблем Совет мог бы обеспечить
координированное распределение государственных
ресурсов, направляемых на развитие инновационной
деятельности.
Общий объем инвестиций в инновации, по
мнению ведущих экономистов, не должен
быть меньше определенной доли ВВП. Мировая
практика показывает, что на поддержание
научно-технического комплекса страны
необходимо выделять бюджетные средства
в размере не менее 1% ВВП. В противном случае
неизбежна деградация научно-технического
потенциала. В США, Германии, Японии этот
показатель составляет около 3%, а в Великобритании
и Франции — более 2%.
В регионах РФ программы, направленные
на поддержку отечественного товаропроизводителя,
повышение конкурентоспособности продукции,
реализацию крупных инновационных проектов
должны основываться прежде всего на уже
завершенных НИОКР, обеспечивая создание
новых высокотехнологичных производств,
и финансироваться, поскольку уровень
приватизации промышленности составляет
83-97%, в первую очередь собственниками
предприятий.
Конечно, во многих регионах РФ в настоящее
время ведется широкомасштабная работа
по активизации инновационных и инвестиционных
процессов на предприятиях и организациях;
развитию взаимодействия промышленных
предприятий, научных учреждений и вузов;
увеличению численности и повышение престижа
работников, занятых научно-технической
и инновационной деятельностью.
Этому способствуют принятые правительством
РФ Стратегия развития науки и инноваций
в Российской Федерации на период до 2015
года разработана в соответствии с протоколами
заседаний Правительства Российской Федерации
от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01
и поручениями Председателя Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480,
от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр.
Эта программа направлена на создание
экономических и организационно-правовых
условий для развития научно-инновационной
деятельности в регионах. Она представляет
собой систему комплексных мероприятий,
инновационных проектов, направленных
на решение как государственных задач,
так и важнейших проблем, стоящих перед
предприятиями регионов.
Основными задачами политики являются:
- совершенствование механизмов государственного
содействия коммерциализации результатов
научных исследований и экспериментальных
разработок;
- увеличение числа организаций области,
использующих инновации;
- развитие инфраструктуры инновационной
деятельности;
- развитие малого наукоемкого производственного
бизнеса;
- увеличение объема конкурентоспособной
инновационной продукции, производимой
организациями регионов;
- создание постоянно действующей системы
мониторинга научно-технического потенциала;
- финансово-кредитная поддержка приоритетных
разработок;
- целевая ориентация подготовки специалистов
в вузах в интересах пер-спективных направлений
развития промышленности и социальной
сферы на основе «кадрового сопровождения».
Таким образом, основными общими для всех
регионов направлениями инновационной
политики должны стать:
- эффективное использование средств областных
инновационных фондов для решения региональных
задач и обновления основных производственных
фондов коммунальных предприятий на новой
технологической основе;
- усиление использования административного
ресурса для решения задач инновационного
развития;
- содействие развитию инновационной инфраструктуры,
в том числе за счет фондов поддержки предпринимательства;
- развитие программно-целевого финансирования
инновационных проек-тов предприятий
и организаций региона, отражающих его
проблемы, за счет совершенствования системы
концентрации инвестиционных ресурсов
и механизма отбора объектов инвестирования;
- финансирование за счет средств регионального
бюджета наиболее значимых исследовательских
проектов и программ ведущих НИИ и вузов
регионов;
- организация и проведение мониторинга
научно-инновационного потен-циала регионов
в целях повышения эффективности научно-технической
региональной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическое развитие регионов в современных
условиях зависит от их научно-технического
и инновационного потенциала, который
определяется уровнем материально-технических,
трудовых, информационных и финансовых
ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического
развития регионов во многом определяются
их возможностями и способностью создавать
и использовать новые технологии. В этой
связи актуальной является задача повышения
эффективности действующих механизмов
и региональных методов управления научно-технической
и инновационной деятельностью.
Для обеспечения условий устойчивого
развития экономики страны на основе интенсификации
инновационной деятельности прежде всего
должна быть разработана и законодательно
утверждена федерально-региональная инновационная
политика, предусматривающая развитие
региональных инновационных программ.
Под региональной инновационной политикой
понимается совокуп-ность установленных
целей и приоритетов развития научно-инновационной
деятельности в регионе, путей и средств
их достижения на основе взаимодействия
региональных и федеральных органов управления.
Региональная составляющая государственной
инновационной поли-тики в нашей стране
только начинает формироваться: создаются
организационные структуры управления
и механизмы регулирования инновационной
деятельности в субъектах РФ. Однако они
пока не оказывают ощутимого воздействия
на региональное развитие.
Эффективность инновационной деятельности
во многом определяется инновационной
инфраструктурой. Поэтому инновационная
инфраструктура является базовой составляющей
инновационной экономики, инновационного
потенциала общества.
В настоящее время для всех областей и
республик РФ достаточно острой остается
проблема формирования развитой инновационной
инфраструктуры, отсутствие которой препятствует
коммерциализации и распространению результатов
исследований и разработок. В регионах
созданы лишь ее отдельные элементы.
Поэтому одной из наиболее актуальных
задач на современном этапе экономического
развития российских регионов является
построение грамотной инновационной политики,
развитие полноценной инновационной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гохберг Л. Национальная инновационная
система России в условиях «новой экономики»
/ Л Гохберг //Вопросы экономики. — 2003. —
№3. — С. 26-38.
2. Ермакова Е.А. Инновационная составляющая
интеграционных процес-сов: региональный
аспект /Е.А.Ермакова //Региональная экономика
и управление: электр. науч. журн. — Киров:
ООО "Международный центр научно-исследовательских
проектов", 2006. — № 3. http://regions.mcnip.ru
3. Згонник Л.В., Белолипецкая В.В. Социально-инвестиционные
приоритеты региональной экономической
политики /Л.В.Згонник, В.В. Белолипецкая
//Вопросы экономики. — 2006. — №7. — С.56-64.
4. Иванов В.В. Национальные инновационные
системы: опыт формирова-ния и перспективы
развития /В.В.Иванов //Российская экономика.
— 2008. — С. 46-51.
5. Иванова Е.Н. Общие подходы к формированию
региональной инновационной политики:
Материалы международного форума «Инновационные
технологии и системы» /Е.Н. Иванова. —
Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.
6. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие
/Под редакцией В.М. Ань-шина, А.А. Дагаева.
— М.: Дело, 2005. — 528 с.
7. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная
экономика — стратегическое направление
развития России в XXI веке /Т.А.Исмаилов,
Г.С.Гамидов //Инновации. — 2003. — № 1. —
С. 34-38.
8. Колдаева Н.Т. Российская инновационная
система: территориальный подход /Н.Т.Колдаева
//Инновации. — 2007. — № 9-10.
9. Перевалов Ю.В. Инновационные программные
территорий: методология создания и перспективы
развития /Ю.В.Перевалов //Российская экономика:
тенденции и перспективы. Сб. ст. — М.: Глобал-Плюс,
2006. — 560 с.
10. Пять элементов промышленного роста
регионов //Коммерсантъ. — 2006. — Апрель
(29). — С. 3.
11. Развитие инновационной политики регионов:
что тормозит реформу? //Российская газета.
— 2006. — Июнь (6). — С. 2.
12. Разумовский В.М. Региональный опыт
формирования инновационного потенциала
/В.М.Разумовский //Проблемы современной
экономики. — 2007. — С. 13-27.
13. Сизова И.Ю., Матвеева М.А. Региональная
экономика и управление /И.Ю. Сизова, М.А.Матвеева.
— 2006. — №3. — С.21-28.
14. Унтура Г.А. Проблемы создания инновационной
среды региона в рыночных условиях /Г.А.Унтура
//Региональная экономика и социология.
— 2005. — №4. — С.123-136.
15. Чуб Б. А. Управление инвестиционными
процессами в регионе /Б.А.Чуб. — М.: Буквица,
2006. — 263 с.