Региональная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Доктрина региональной политики. Региональная политика, которую она проводит, характеризуется сотрудничеством федеральных и региональных институтов во взаимоинтересующих сферах деятельности. Такая политика получила название кооперативного федерализма (федерализма сотрудничества). Необходимо подчеркнуть, что именно такой подход является основой политики в новой экономике. Кооперативный федерализм концентрируется на вертикальных (между Федерацией и землями) и горизонтальных (между землями) связях по поводу кооперации и самокоординации.

Файлы: 1 файл

Региональная инновационная политика.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


1

Задание:

для выбранной страны охарактеризовать региональную инновационную политику.

 

Структурная схема характеристики региональной инновационной политики

1. Доктрина региональной политики.

2. Первичная компетенция, право и ответственность за региональное развитие.

3. Цели региональной политики.

4. Средства региональной политики, основные инструменты.

Вывод: Полезность для РФ.

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Под региональной политикой государства понимается сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

 

Региональная политика развитых стран.

Германия является страной с наиболее симптоматичными проблемами старопромышленных регионов - Рура и Саара, а также вновь присоединенных регионов бывшей ГДР.

Доктрина региональной политики. Региональная политика, которую она проводит, характеризуется сотрудничеством федеральных и региональных институтов во взаимоинтересующих сферах деятельности. Такая политика получила название кооперативного федерализма (федерализма сотрудничества). Необходимо подчеркнуть, что именно такой подход является основой политики в новой экономике. Кооперативный федерализм концентрируется на вертикальных (между Федерацией и землями) и горизонтальных (между землями) связях по поводу кооперации и самокоординации.

Первичная компетенция, право и ответственность за региональное развитие: Земли, округа, общины.

Цели региональной политики: Повышение конкурентоспособности региональных экономик за счет совершенствования их структур; вторичной целью является усиление конкурентных позиций предприятий в структурно слабом регионе.

Германия строит систему регионального развития, особое внимание уделяя правовым аспектам. Можно назвать ряд институтов, отвечающих за формирование и проведение региональной политики: Федеральное министерство транспорта, строительства и жилья, Консультационный комитет по пространственному планированию при этом министерстве, Федеральное министерство экономики, Плановый комитет по региональной экономической структуре.

Средства региональной политики. Региональная политика широко использует стимулирование, концентрирующееся на инвестициях в промышленное производство и коммунальную инфраструктуру. До 1994 г. использовалось только стимулирование инвестиций, однако с 1995 г. земли имеют право использовать средства финансовой поддержки земельных программ, направляя их на консультирование предприятий, обучение, инновационные мероприятия, в частности, исследования и разработки для малых и средних предприятий.

Если раньше в региональной политике Германии преобладали социальные цели, то сейчас — экономическое стимулирование эндогенного потенциала, поощрение частного предпринимательства, уменьшение ассигнований на региональную политику и сближение ее с экономической политикой, расширение полномочий местных и региональных органов власти, сведение региональной политики к районной планировке, поддержка частного капитала, мелкого и среднего бизнеса, НИОКР, создание «технологических парков», «предпринимательских зон».

Основные аспекты германской региональной политики: поддержка стагнирующих отраслей, создание интегрированных многопрофильных концернов, стимулирование развития НИОКР, диверсификация производства, защита экологии, деятельность в образовательной сфере, мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности региона.

Интернационализация и рост экспансии транснациональных компаний ведут к ослаблению возможностей национального государства осуществлять региональное планирование. Местные органы власти имеют скудную собственную экономическую базу, поэтому зависимы от крупного капитала как главного работодателя и инвестора. Отсюда следует неспособность самостоятельных социально-экономических преобразований и обострение борьбы местных властей за привлечение филиалов, штаб-квартир и исследовательских центров крупных фирм.

Другим перспективным направлением региональной политики может стать политика «организации территории» в депрессивных районах, которая способствует избирательному характеру размещения новых отраслей, отличному от размещения старых. Как правило, наряду с помощью ареалам, в наибольшей степени пораженным депрессией, государством стимулируется развитие центров, которые могли бы стать организующими «ядрами» для таких районов. Как правило, это центры с уже достаточно диверсифицированной градообразующей базой.

Отдельного рассмотрения заслуживает попытка создания на территории депрессивных регионов технологических, инновационных парков. Данное мероприятие задумывалось как попытка преодолеть разрыв между научным изобретением и внедрением его в производство. Новейшие достижения науки и техники должны были помочь устаревающей тяжелой промышленности преодолеть технологическое отставание, стать конкурентоспособной. Было решено использовать инфраструктуру, научный потенциал Рурской области для создания инновационных парков. Однако, несмотря на колоссальную помощь государства, решить проблему технологического отставания и неконкурентоспособности в полном объеме не удалось.

Существуют различные мнения о результатах существования технологических парков в старопромышленных регионах.

Э. Штаудт считает, что научная сфера подчиняется законам рынка и именно рынок предопределяет интенсивность и направленность технического прогресса. Главный порок концепции парков, по его мнению, заключается в том, что они игнорируют законы рыночной экономики, поэтому не только не способны решить поставленных проблем, но и неизбежно порождают новые. Научная сфера, внедряясь в рыночную экономику, должна исходить из принципа экономической целесообразности. Все государственные программы помощи, в чем бы они ни выражались, принимаются в условиях дефицита средств и поэтому неизбежно имеют избирательный характер. В условиях слабости прогностической базы, предвзятости экспертов, склонности к конформному поведению предпринимателей этот выбор приводит к тому, что в фокусе поощрения оказывается крайне узкий круг направлений.

Инновационная региональная политика способствовала также появлению иждивенческой психологии. Для получения помощи предприятию нужно было доказать не перспективность производства, не профессионализм менеджеров, а структурную слабость, неспособность самостоятельно преодолеть кризис. Возобладал принцип: «Вознаграждается тот, кто действует неумело».

Исследователи выделяют определенные условия для успешного осуществления инновационной политики в регионе:

      присутствие научно-исследовательского учреждения высокого класса,

      наличие квалифицированных специалистов,

      возможность приобретения или найма в аренду на льготных условиях земельного участка или производственных помещений,

      наличие зрелой технологической инфраструктуры и развитой индустрии деловых услуг,

      доступ к источникам рискового капитала.

Одной из предпосылок для структурных изменений в ходе инновационной политики является перенос технологий из академического сектора в промышленность. В ФРГ академический и промышленный сектора представляют собой замкнутые, не пересекающиеся системы, функционирующие по собственным законам. Университеты занимаются фундаментальными исследованиями, промышленные лаборатории — прикладными проблемами. Вузовские проекты имеют долгосрочную, а промышленные — краткосрочную ориентацию.

Таким образом, на примере инновационной политики, как способа преодоления технологического отставания, можно наглядно убедиться в нецелесообразности заимствования, копирования зарубежного опыта. Германия и другие европейские страны пытались создать на своих территориях аналог Силиконовой долины США. Однако специфические местные условия не позволили совершить революционный прорыв в области новейших технологий. Инновационная региональная политика не достигла ожидаемых результатов и была пересмотрена в сторону уменьшения субсидий.

Полезность для РФ: Повышение конкурентоспособности предприятий региона как цель региональной политики является также средством повышения конкурентоспособности региона.

 

Испанию можно определить как государство автономий, квазифедерацию. Это многонациональное, многоязыковое государство, в котором создано 17 автономных сообществ, которые, однако, не являются самостоятельными субъектами федерации. Одновременно с автономией исторических областей были признаны права иных уровней местной власти - провинциального (в Испании 50 провинций) и муниципального.

К сферам совместного действия государства и автономных сообществ относятся осуществление плановой деятельности, усиление экономического развития регионов, развитие отраслей экономики. Автономные сообщества располагают компетенцией только в узких областях, разделяя эти области с государством и городами: городское развитие, жилье, дороги, туризм, социальное обеспечение и образование; разработка собственные законов по землеустройству, градостроительству. Правовую основу регионального развития Испании разрабатывают: Министерство экономики и финансов, Налоговый совет по финансовой политике автономных сообществ, Национальная комиссия по местной администрации.

Цели региональной политики: Установление экономического равновесия между различными частями территории; развитие инфраструктур.

Испания - страна явно выраженных региональных диспропорций: ведущие в экономическом плане регионы (Мадрид, Барселона, Балеарские острова) по показателю ВВП на душу населения опережают более чем вдвое наименее развитые (Эстремадура, Андалусия).

В качестве наиболее проблемных зон в Испании на основе расчета ВРП на душу населения и с учетом уровня безработицы выделяются три категории регионов: зоны экономического содействия, зоны индустриального спада и специальные зоны. Эти зоны, охватывающие 75,7% населения страны, поддерживаются региональными инвестиционными дотациями. Для развития территорий применяются и схемы инвестиционных проектов по основанию и модернизации фирм, а также по пространственному перемещению; на практике, однако, реализуются только крупные проекты, имеющие исключительное значение для данной местности.

Проблемы процесса региональной децентрализации:

Главная из них - рост задолженности региональных правительств. Стремление побыстрее наверстать инфраструктурную отсталость своих территорий привело к тому, что расходы на местах осуществлялись в расчете на то, что государство их в любом случае покроет. Параллельно с передачей полномочий на места там происходил рост управленческого аппарата, что не обходилось без злоупотреблений. Нескоординированность инвестиционной политики разных уровней власти приводила к нерациональному дублированию. Возникшая в результате дефицитность местных финансов превратилась в главный фактор роста общего бюджетного дефицита, тормозящего нормальное развитие экономики.

Основная причина этих трудностей заключается в сильной односторонней зависимости регионов от Центра: на целевые бюджетные субсидии приходится более половины всех бюджетных ресурсов региональной и местной администрации. Только четыре автономии - Мадрид, Каталония, Страна Басков и Кантабрия - располагают достаточными ресурсами для финансирования своих расходов на удовлетворительном уровне. Поэтому региональные власти вынуждены соперничать за финансовые ресурсы, действуя в качестве "групп давления". Специалисты считают, что для достижения подлинного бюджетного федерализма необходим пересмотр налоговой системы в сторону увеличения ресурсов автономий.

С другой стороны, нынешним региональным правительствам не хватает "духа солидарности" в отношении общенациональных задач. Высказывается предложение изменить данную ситуацию путем заключения регионами отраслевых соглашений между собой и с Центром, что создало бы постоянно действующий механизм участия автономий в проведении макроэкономической политики.

Полезность для РФ: Развитие инновационной инфраструктуры является необходимым для развития регионов в РФ.

 

Италия

Доктрина региональной политики: Концепция "административного федерализма". Италия еще в 1948 г. в своей Конституции утвердила доктрину признания местных автономий и содействия их развитию, в рамках которой осуществляется широкая административная децентрализация в зависимых от государства службах. Региональная модель развития предполагает два направления: поддержание на региональном уровне административных функций и укрепление местной культуры и ее прямых отношений с центром; регион распределяет функции между столичной зоной и составляющими ее коммунами.

В первичные компетенции региона входят: широкие полномочия в области обустройства территории (урбанизация, общественные работы, пути сообщения, транспорт), ограниченные в культурных и социальных сферах (в связи с централизацией сфер обучения и социальной защиты), сильно ограниченные в области экономического развития (государство контролирует промышленность, торговлю и кредит, территории - сельское хозяйство, ремесла и туризм). Необходимо отметить, что именно в области территориальных компетенций Италия добилась глобальных конкурентных преимуществ. Политика Италии направлена на дальнейшую децентрализацию; задача заключается в том, чтобы применить принципы частного сектора к работе государственных служб для повышения их эффективности.

Проблемными регионами Италии считаются южные; территориальные диспропорции между Севером и Югом очень велики: Юг отстает примерно в 1,5 раза по темпам экономического роста, уровня ВВП на душу населения и личного потребления, безработица выше в 2 раза, особенно среди молодежи. Вопросы выравнивания регионов решаются в рамках двух подсистем: финансово-бюджетной и стимулирования регионального развития, при этом в регионах, получающих содействие, в 1996 г. проживало 49% населения Италии.

Информация о работе Региональная инновационная политика