Региональная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Доктрина региональной политики. Региональная политика, которую она проводит, характеризуется сотрудничеством федеральных и региональных институтов во взаимоинтересующих сферах деятельности. Такая политика получила название кооперативного федерализма (федерализма сотрудничества). Необходимо подчеркнуть, что именно такой подход является основой политики в новой экономике. Кооперативный федерализм концентрируется на вертикальных (между Федерацией и землями) и горизонтальных (между землями) связях по поводу кооперации и самокоординации.

Файлы: 1 файл

Региональная инновационная политика.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Основными инструментами государственного содействия регионального развития в Италии являются: проектные инвестиционные гранты в развивающихся зонах; автоматическая налоговая помощь; гарантийных фонд для средних и малых предприятий Юга Италии; налоговые льготы для Юга в сфере социального обеспечения, специальный фонд для молодых предпринимателей в проблемных зонах по всей стране.

Полезность для РФ: Специальный фонд для молодых предпринимателей в проблемных зонах; гарантийный фонд для средних и малых предприятий; проектные инвестиционные гранты позволяют активно стимулировать развитие предприятий и рост их конкурентоспособности.

 

Франция в области региональной политики придерживается "принципа свободы управления", который усиливает принцип автономии территориально-административных единиц по отношению к государству.

Первичная компетенция, право и ответственность за региональное развитие: Коммуны, департаменты, заморские территории; объединения коммун и департаментов; регион как "планировочный район".

Особенностью регионального устройства Франции является сочетание административно самостоятельных регионов с коммунами, возникшими во времена Средневековья, и департаментами, размеры которых определялись возможностью пересечь территорию на лошади за один день. Конституция страны в качестве территориальных единиц рассматривает коммуны, департаменты, заморские территории. В 1992 г. был принят закон о территориальной ориентации, целью которого было обеспечить условия для сотрудничества коммун; в 1999 г. - закон о долгосрочном обустройстве и развитии территории, призванный усилить роль таких территориальных единиц, как "земля" (pays) и "агломерация" (l'agglomeration).

"Земля" рассматривается как целостная территория, представляющая собой для лиц и организаций, участвующих в ее развитии, исторически сложившееся сообщество; экономическое развитие понимается как процесс, способствующий занятости, строительству жилья и социальной адаптации, развитию туризма и охране окружающей среды, социальному обслуживанию и помощи, созданию рабочих мест для молодежи, развитию культуры и досуга. При этом создается единая система участников развития земли; в основе ее лежит партнерский подход. "Агломерация" рассматривается как территория, характеризующаяся большой плотностью населения. Факторами развития таких агломераций, оказывающими позитивное влияние, становятся культура, экономика, образование, обслуживание, наука, негативное влияние оказывают проблемы транспорта, связи, торговли, а также криминального характера.

Целью региональной политики является уменьшение различий между уровнями жизни, связанными с географической ситуацией и ее демографическими последствиями, экономикой и занятостью; обеспечение каждому гражданину равенства шансов на всей совокупной территории и создание условий равного доступа к знаниям.

Средства региональной политики: Уточнение уровней налогообложения, сокращение различий в наличных ресурсах; в сфере бюджетной политики - с учетом распределения полномочий, планирования и стимулирования регионального развития; премии по обустройству территории, государственная помощь в децентрализации, пакет плановых контрактов "государство - регион".

Одним из элементов государственной поддержки научно-технического прогресса является создание особых технологических зон: технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции. Компании, которые получают право работать в технопарке, обязаны осуществлять исследования и внедрять новые разработки в области высокотехнологичных производств. При этом они получают земельные участки и офисные помещения по льготным ценам, а также различные налоговые, финансовые и административные льготы и другую разнообразную помощь.

Недавно предоставленная регионам большая автономия в определении своей политики, в том числе в области экономики и инноваций, дает им шанс использовать именно свою специфику. Поэтому инновационная политика Франции неизбежно привязана к регионам.

Эксперты отмечают, что при росте мобильности людей, финансов, производств, особенно внутри ЕС, необходимо иметь не только передовые технологии и фирмы, но, в первую очередь, регионы, готовые принять их и обеспечить их деятельность.

В развитых странах за прошедшие несколько десятилетий произошла региональная революция, которая привела к трансформации внутренней организации экономического пространства. Возникла сетевая модель, которая проецирует производственные отношения на территорию. Эти сети, привязанные к месту, включают в себя автономные и, что важно, взаимозаменяемые звенья: производственные комплексы и предприятия. На основе кооперации они образуют производственный кластер.

Вместо жесткой специализации такие регионы способны к инновациям и отраслевой гибкости. Считается, что именно такие регионы являются основой устойчивого развития и конкурентоспособности страны на глобальном рынке. Кроме того, необходимость привлечения человеческого капитала ведет к созданию постиндустриальных зон: торговых, развлекательно-образовательных, рекреационных и т.д.

Примером может быть г. Монпелье, центр департамента Эро и региона Лангедок-Русильон. Долгие годы (и даже века) Монпелье оставался провинциальным университетским центром, столицей винодельческого, сельскохозяйственного приморского региона. Его во многом обошли первые этапы промышленной революции.

Однако с 70-х годов прошлого века город показал удивительный рост и развитие. Население агломерации Монпелье за последние полвека выросло примерно вдвое и составляет теперь около 275 тыс. чел. Сделав ставку на современные технологии, местные власти смогли включить в них и местную специфику. Город был сделан "удобным для жизни", была модернизирована транспортная сеть и построены новые кварталы.

А далее умелое внедрение проектов с привлечением зарубежных партнеров и с использование местной специфики принесло должные плоды.

В технопарке Монпелье-LR работают более 800 предприятий, которые создали 17000 рабочих мест. Их специализация: фармакология, химия, информационные технологии (включая компанию IBM). На основе медицинского факультета университета, который был знаменит еще в Средние века, создан технопарк "Евромедицина". Другие учебные заведения заняты разработками в области агрономии, виноделия. Создан ряд бизнес-школ, в том числе в области международной торговли, которые привлекают студентов из-за рубежа. В то же время, город старается использовать возможности всего региона, поскольку его собственные ресурсы не позволяют ему конкурировать на уровне Европы с такими центрами, как, например, Барселона.

Сейчас имиджу города и региона немало способствует оригинальная задумка команды руководителя региона Жоржа Фрэша: старинное название этой провинции "Септимания" становится брендом динамичного средиземноморского региона Лангедок-Русильон.

Подобную ситуацию можно наблюдать и во многих городах и регионах страны: Гренобле, Ницце, Ренн и других. Следует отметить, что успехам Франции и ее регионов в инновационных областях немало способствует имидж страны как центра передовых идей и разработок. И если культурное наследие страны так привлекательно для туристов, то оно помогает и привлечению в страну ведущих специалистов.

Во Франции накоплен опыт целенаправленного проведения региональной инновационной политики. Следует заметить, что удача способствует лишь тем регионам, которые учитывают собственную специфику и не пытаются безоговорочно скопировать чужие приемы. В результате в выигрыше оказывается страна в целом.

Подобное определение инновационной политики будет эффективным, если оно начинается с регионального или даже местного уровня.

Так, во Франции существуют "платформы местной инициативы", которые за счет определения специфики региона или местного сообщества выбирают инструменты, позволяющие обеспечить стабильное развитие территории. Большая автономия при выборе решения достигается благодаря местным фондам займов, разнообразию участников (экспертов, инвесторов, носителей проектов), разделению финансирующих органов и органов управления, а также самостоятельному определению типов поддерживаемых предприятий и их специализации.

Для Франции и Европы в целом характерно межрегиональное и межмуниципальное партнерство в области инновационной политики. Преимущества таких объединений:

      наилучшее использование общих коммуникаций и транспортной сети;

      большая мобильность персонала;

      возможность привлечения более серьезных базовых ресурсов.

Участники территориальных объединений согласуют свою налоговую и социальную политику по отношению к инвесторам и вместе выбирают магистральные направления инноваций.

В масштабе Европы подобные партнерские объединения существуют как между соседними регионами нескольких стран (Евро-регион, объединяющий испанскую Каталонию, французские Юг-Пиренеи и Лангедок-Русильон, и аналогичный Евро-регион по обоим берегам пролива Па-де-Кале), так и между отдаленными регионами с развитой промышленностью ("Четыре двигателя Европы": Рона-Альпы, Баден-Вюртемберг, Ломбардия, Каталония).

Идея новой территориальной и индустриальной политики реализуется во Франции 5 лет. Цель этой политики: усиление конкурентоспособности ведущих высокотехнологичных предприятий как внутри страны, так и на международных рынках. Под созданием полюсов конкурентоспособности во Франции понимают формирование крупных научно-производственных комплексов, объединяющих деятельность высокотехнологичных предприятий и научных институтов в различных отраслях экономики.

Сегодня во Франции действует 71 инновационный полюс, из них 17 имеют международный статус. Особое внимание уделено таким отраслям, как аэронавтика, биотехнологии, медицина, нанотехнологии, разработка программного обеспечения. Также в число приоритетных проектов вошли комплексы предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства, автомобилестроения, строительства железнодорожного транспорта и создание новых материалов.

Всего в деятельность кластеров объединены 5000 предприятий, на которых трудятся 650 тыс. чел..

Что дает французским предприятиям создание полюсов?

Прежде всего, финансовую поддержку. Всего на субсидирование новых комплексов за период с 2006 по 2008 г. власти выделили 1,5 млрд. евро. В 2006 г. около 300 проектов получили поддержку в размере 424 млн. евро от государства и 227 млн. от местных властей. Эти средства предприятия смогут получать в различных формах. В первую очередь, с помощью так называемых кредитных интервенций, то есть предоставления на льготных условиях кредитов на закупку оборудования и расширение производства. Еще ряд проектов государство готово финансировать напрямую.

Другое важное преимущество для участников полюсов: существенное снижение налоговой нагрузки. Если предприятие занято в проекте, связанном с исследованиями и развитием технологий, а также является участником одного из зарегистрированных полюсов, то на первые 3 года оно полностью освобождается от уплаты налога на прибыль, а в течение еще двух лет ставка этого налога будет составлять лишь 50% от обычного размера. Кроме того, предприятия могут быть на 5 лет освобождены от налога на недвижимость и ряда местных налогов.

Существенные налоговые послабления предусмотрены для персонала, связанного с инновационными проектами. Например, для ряда категорий работников полюсов (исследователей, инженеров, менеджеров и других специалистов) существенно сокращен объем социального налога. Объявлено, что сотрудники малых и средних предприятий будут экономить до 50%, а персонал крупных фирм — 25% от стандартных социальных отчислений, причем, на протяжении 6 лет.

Важный фактор новой индустриальной политики Франции — продуманная административная поддержка. Каждый полюс конкурентоспособности курирует ответственный за него чиновник из межведомственной комиссии. Предприятия, планирующие совместно с государственными научными центрами работать над теми или иными фундаментальными исследованиями, должны обращаться в Национальное агентство по науке. Это ведомство призвано отбирать и субсидировать разработку технологий, коммерческое использование которых возможно лишь в отдаленной перспективе. Если же коммерческая реализация проекта возможна раньше, в течение ближайших пяти лет, то финансирование осуществляется напрямую — за счет средств фондов конкурентоспособности предприятий. Эти фонды находятся в ведении особой государственной структуры — Межведомственной генеральной дирекции предприятий.

 

Полезность для РФ: Учет всех без исключения исторически сложившихся территорий; самостоятельность территорий, ограниченная контрактами "государство - регион"; согласованность деятельности и четкое распределение полномочий между территориями всех уровней; организационные и финансовые механизмы стимулирования.

В нашей стране уже наблюдается существенное продвижение в использовании научно-технического, промышленного, образовательного и кадрового потенциала территорий, например, при создании особых экономических зон (ОЭЗ). Несмотря, однако, на явные успехи в этой области, применительно к России (в сравнении с опытом той же Франции) пока, к сожалению, преждевременно говорить о наличии системной и всесторонней инновационной политики по отношению к использованию научно-промышленного потенциала регионов.

 

В Японии под региональной политикой понимается сфера деятельности государства по управлению социально-экономическим развитием страны в территориальном аспекте, поэтому она является неотъемлемой частью системы государственного экономического регулирования. Региональная политика ставит целью гармонизацию природы и деятельности людей, создание адекватных условий для существования людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории в условиях ограниченности этой территории и природных ресурсов. Основными направлениями региональной политики являются регулирование размещения производства, населения, всех экономических ресурсов по территории страны и создание условий для полноценного и сбалансированного развития всех ее регионов.

Информация о работе Региональная инновационная политика