Региональная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Доктрина региональной политики. Региональная политика, которую она проводит, характеризуется сотрудничеством федеральных и региональных институтов во взаимоинтересующих сферах деятельности. Такая политика получила название кооперативного федерализма (федерализма сотрудничества). Необходимо подчеркнуть, что именно такой подход является основой политики в новой экономике. Кооперативный федерализм концентрируется на вертикальных (между Федерацией и землями) и горизонтальных (между землями) связях по поводу кооперации и самокоординации.

Файлы: 1 файл

Региональная инновационная политика.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Особенность региональной экономической политики Японии заключается в ее интегральном характере. Она охватывает экономику, политику, систему местного самоуправления (во всех ее аспектах), все уровни экономической и политической компетенции. Объектами и одновременно субъектами регулирования этой политики являются регионы, под которыми понимается не просто часть территории страны, а прежде всего сообщество людей. Важнейшей тенденцией 90-х годов в сфере местного самоуправления, в частности, в области экономических взаимоотношений между центром и регионами, стало усиление региональной составляющей в системе этих взаимоотношений: наблюдается повышение степени самостоятельности и самодостаточности «локальных» экономик, усиление роли местного самоуправления в выработке общенациональных и локальных экономических стратегий.

Доктриной региональной политики стал «принцип местной автономии», согласно Конституции страны 1947 г. (ст. 92). В рамках этого принципа, в экономической сфере предусматривалось право местных органов власти «распоряжаться собственностью, вести дела, осуществлять административное управление и издавать собственные постановления в пределах, установленных законом» (ст. 94): регламентация землепользования, поддержка местного предпринимательства, регулирование трудовых отношений и занятости, сельскохозяйственная политика, строительство и эксплуатация объектов производственной и социальной инфраструктуры (по японской терминологии — «общественного капитала»), где действуют муниципальные предприятия, страховая медицина, социальное обеспечение, культура, спорт; особенное внимание уделяется поддержке развития предпринимательства в регионе.

В Японии сосуществуют разнонаправленные формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные связи (например, национальные ассоциации глав местной власти, созданные для укрепления горизонтальных связей и одновременно являющиеся проводниками правительственной политики). Большая часть горизонтальных связей осуществляется как ответ на экономические потребности, например, объединение усилий при реализации региональных проектов, управление общественными землями, распространение местных инициатив; формирование таких связей поддерживается законом «О местной автономии» 1994 г., в котором содержится юридическое признание коики рэнго («ассоциаций обширных районов») со специальной системой управления, создаваемых для решения специфических задач силами нескольких префектур и (или) городов.

Важным этапом в становлении региональной политики на общегосударственном уровне стал План удвоения национального дохода (1961—1970). В нем была впервые сформулирована цель сближения уровней социально-экономического развития районов страны (в первую очередь устранение различий между районами по размерам национального дохода на душу населения) путем рационального использования национальных ресурсов и надлежащего распределения рабочей силы, капитала, научно-технических ресурсов. Эта цель, конечно в современной интерпретации, остается основополагающей и в региональной политике наших дней.

На различных этапах эволюции японской экономики в 60—90-е годы конкретные формы реализации концепции поляризованного развития варьировались. Сначала при активной финансовой поддержке государства за пределами Тихоокеанского промышленного пояса создавались «новые промышленные города» и «специальные промышленные зоны». Региональное развитие ассоциировалось тогда преимущественно с промышленным развитием. Поэтому новые территориально-производственные образования во многом копировали промышленные центры тихоокеанского побережья, основу которых составляли отрасли тяжелой и химической промышленности и соответствующие инфраструктурные объекты. Отличительной чертой этих «полюсов роста» была их «унификация». В «стандартных» проектах промышленных центров относительно слабо учитывались интересы местных сообществ, особенности и своеобразие отдельных регионов. Последним фактически отводилась роль «географического фактора» в локационной политике правительства и компаний. Показательно, что социальные аспекты, т.е. та часть программы, которая непосредственно затрагивает интересы местных жителей, при создании новых территориально-производственных образований были сведены к одному направлению — созданию новых рабочих мест.

В связи с быстро менявшимися условиями и факторами экономического роста в начале 80-х годов была выработана новая концепция регионального развития на базе высокотехнологичных комплексов — технополисов, соединившая в себе два теоретических начала — «поляризованное развитие» и «местные сообщества». Технополисы должны были развиваться преимущественно по инициативе органов местного самоуправления при активном участии местных предпринимателей и населения с учетом природно-географических и социально-экономических особенностей, не разрушая, а подчеркивая местные особенности и своеобразие. Принципиальным отличием японских технополисов от их зарубежных аналогов стала социальная направленность концепции, что сыграло важную роль в привлечении к ней интереса и симпатий местного населения. Авторы программы создания технополисов ставили цель способствовать сдвигу периферийных районов в направлении от «экзогенного» к «эндогенному» типу развития, а само региональное развитие превратить в один из важных ресурсов экономического роста в масштабах страны.

Развитие технополисов стало одним из основополагающих компонентов общей концепции многополюсного использования национальной территории, предложенной в четвертом Плане комплексного развития национальной территории (1987—2000). Суть этой концепции состоит в рассредоточении функций центра (производственных, исследовательских, коммуникационных, управленческих, культурных), по различным «полярным» регионам страны. Одной из целей мультиполярной модели использования территории является оживление регионов через местные сообщества и внутри- и межрегиональное взаимодействие.

В механизмах реализации программы «Технополис», прежде всего в схемах финансирования, также произошел явный сдвиг в сторону регионов. Массированные государственные инвестиции в инфраструктуру, имевшие место в программах 60—70-х годов, уступили место косвенным методам централизованной финансовой поддержки (кредитные и налоговые льготы), и основной упор стал делаться на местные источники финансирования.

На базе соотношения «основных финансовых поступлений» и «основных финансовых потребностей» определяется «индекс финансовой мощи» (index of financial power — IFP (соотношение основных финансовых поступлений и основных финансовых потребностей)), служащий ориентиром для распределения финансовых ресурсов между префектурами. Например, в начале 90-х годов среднестрановое значение этого индекса составляло 0,50. Префектуры, для которых значение данного показателя ниже среднего, считаются слаборазвитыми и нуждающимися в особой государственной поддержке. Если же сравнивать в целом потенциалы регионального развития экономических районов, то окажется, что отрыв лидера, района Канто (Токио и 7 соседних префектур), от всех остальных увеличился и продолжает расти.

Полезность для РФ: Политика, направленная на многополюсное использование территории и оживление регионов через местные сообщества и внутри- и межрегиональное взаимодействие; формирование инновационной инфраструктуры с учетом природно-географических и социально-экономических особенностей, подчеркивая местные особенности и своеобразие.

 

 



Информация о работе Региональная инновационная политика