Инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Краткое описание

Наша страна имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Наша страна имеет значительный научно-технический  и производственный потенциал, поэтому  быстрое развитие науки, инновационной  деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики.

Выступая на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в июне 2004 г. по проблемам инновационного развития страны, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики в нашей стране определил «…создание системы национального инновационного механизма как системы организационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новых знаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном секторе экономики».

Решение поставленной задачи требует постоянного совершенствования  механизмов государственного регулирования  научно-технической и инновационной  деятельности. В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг.»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 гг.»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ».

Приняты или  находятся на рассмотрении в Правительстве  и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы  организации, проведения и финансирования исследований и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию инновационной деятельности и развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых, повышение их ответственности за результаты внедрения НИОКР в производство.

По доле лиц  с высшим образованием, занятых в  экономике (40,7%), Беларусь превосходит  среднеевропейский уровень (21,2% для  ЕС). Вместе с тем, пока не удалось переломить негативные тенденции оттока и старения научных кадров. За 2004 г. среднегодовая численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, уменьшилась в республике с 29 981 до 28 750 человек, или на 4,1%. Сокращение численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, произошло во всех областях и Минске. По областям это сокращение составило 3% (221 чел.), по Минску — 4,5% (1010 чел.). Хотя на Минск приходится 82,0% от общего по стране уменьшения численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, сокращение их численности в областях гораздо существеннее сказывается на темпах инновационного развития регионов.

Как положительную  можно отметить тенденцию к увеличению доли кандидатов наук, подготавливаемых в региональных научных центрах. Если в 2003 г. доля диссертаций, выполненных за пределами Минска, составляла 33,5% от общей численности кандидатских диссертаций, то в 2004 г. эта цифра возросла до 40%.

Государством  предпринимаются действенные меры по закреплению и омоложению кадров. С 2003 г. для ученых в возрасте до 35 лет установлены повышающие коэффициенты к тарифным окладам в размере 1,3–1,5. Применяется активная система надбавок и премий для стимулирования научной творческой деятельности. Вводятся ведомственные конкурсы исследовательских грантов. С 1 января 2005 г. в 2 раза повышены стипендии аспирантам и докторантам.

Инновационную политику формируют и проводят профессионалы. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации в недостаточной мере отвечает современным требованиям, их основная часть готовится для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств, особенно в регионах. Это приводит к серьезным диспропорциям в подготовке научных работников высшей квалификации по отраслям науки, различным сферам деятельности и регионам. Так, свыше 50% аспирантов от общей численности в 2004 г. обучались по гуманитарным наукам.

В связи с  этим сложившаяся система планирования и формирования подготовки аспирантов и докторантов, организация послевузовского образования требуют изменений. При этом не следует исходить из возможности подготовки кадров того или иного профиля, а из насущных потребностей государства в таких кадрах по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, определяющим развитие критических технологий и высокотехнологичных производств.

Одним из важнейших  параметров, характеризующих возможности  инновационного развития страны, является наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП). В 2004 г. внутренние затраты на исследования и научные разработки достигли величины 313,7 млрд р., относительно ВВП (наукоемкость) — 0,63%. В сопоставимых ценах рост внутренних затрат в 2004 г. оказался равным 115,2% при росте ВВП — 111,0%. Другими словами, при достаточно высоком темпе роста ВВП рост объемов деятельности в научной отрасли оказался более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития. Согласно прогнозным показателям, уровень наукоемкости ВВП в 2005 г. составит 0,8%.

Распределение внутренних затрат на НИОК(Т)Р осуществлялось таким образом, чтобы обеспечить реальную поддержку развития и фундаментальных, и прикладных работ. На фундаментальные исследования было направлено 20,3% затрат, на прикладные исследования — 30,2% и на разработки — 49,5% затрат.

Прямой вклад  наукоемкой продукции в прирост  ВВП, выраженный в доле новой продукции, основанной на результатах научных  исследований и разработок, в общем приросте ВВП за 2004 г., составил 18% от роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и 14% от общего роста ВВП. На каждый рубль, вложенный в науку из всех источников, произведено на 12 р. новой продукции и оказано услуг отраслью «Наука и научное обслуживание» (в т.ч. только произведено новой высокотехнологичной продукции — на 11 р.).

Ведущая роль государства  в финансовой поддержке инновационной  деятельности в Республике Беларусь обусловлена сложившейся структурой затрат на науку, когда примерно 50% средств выделяется из бюджета и 50% из внебюджетных источников.

Новый механизм финансирования инновационной деятельности предполагает существенный рост внебюджетных средств, направляемых на исследования, разработки и внедрение. Поставлена задача — достичь к 2009 г. объемов привлечения средств из внебюджетных источников в размере 70% от всего объема финансирования науки.

Ежегодно в  республике создаются отраслевые инновационные  фонды, не менее 30% которых должно направляться на финансирование НИОКР и работ по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции. Реально в 2004 г. на эти цели было выделено 10,5% общего объема средств, аккумулированных в данных фондах (94 млрд р.). В 2005 г. на исследования, разработки и освоение наукоемкой продукции будет привлечено не менее 11% общего объема средств инновационных фондов (более 95 млрд р.).

В условиях ограниченности бюджетных средств на первый план выходят показатели эффективности  их использования, что обуславливает  необходимость совершенствования программно-целевых методов управления научно-технической сферой страны.

Главой государства  в качестве приоритетных направлений  научно-технической деятельности в  Республике Беларусь на 2006–2010 гг. утверждены:

  • ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
  • новые материалы и новые источники энергии;
  • медицина и фармация;
  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
  • промышленные биотехнологии;
  • экология и рациональное природопользование.

Определены 28 приоритетных макротехнологий, которые должны обеспечить производственную специализацию Беларуси в системе мировых хозяйственных  связей и конкурентоспособность  отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Это, прежде всего, машиностроительный и сельскохозяйственный комплекс, электронная, вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические, тонкие химические, информационные технологии.

С учетом выбранных  приоритетов научно-технической  деятельности завершается формирование нового перечня государственных  научно-технических программ на 2006–2010 гг. В отличие от научно-технических программ предыдущих поколений, новые программы будут включать в себя, наряду с заданиями по проведению опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, работ по подготовке и постановке инноваций на производство, также и задания по выпуску вновь освоенной продукции, разработанной в рамках программ. Кроме того, задания вновь формируемых программ должны быть тесно увязаны с теми результатами, которые получены в рамках государственных программ: фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований. Повышается также ответственность государственных заказчиков программ и их исполнителей за конечный результат: в случаях невыполнения работ по заданиям программы или неосвоения созданных инноваций в предусмотренных программой объемах выделенные бюджетные средства признаются неэффективно использованными и подлежат возврату в республиканский бюджет.

Этот же порядок  распространяется и на региональные научно-технические программы, выполнение первого поколения которых завершается в текущем году. Такие программы сформированы и выполняются во всех областях республики и являются основным инструментом прямой государственной поддержки инновационных процессов в областях республики. Региональные научно-технические программы (РНТП) позволили органам местного управления непосредственно участвовать в формировании и реализации региональной инновационной политики, выбирать приоритеты научно-технической и инновационной деятельности с учетом особенностей каждой из областей страны, привлекать к решению важнейших задач социально-экономического развития интеллектуальный потенциал как своего региона, так и всей страны.

Всего за 1999–2005 гг. в состав РНТП было включено около  180 основных заданий, общий объем финансирования которых составил почти 16 млрд р., в том числе около 7,9 млрд р. (порядка 4,5 млн долларов США) за счет средств республиканского бюджета.

Тематическая  направленность опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых по заданиям РНТП, в основном соответствует структуре хозяйственных комплексов регионов (в % от общего количества заданий):

  • машиностроение и металлообработка (29%);
  • сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции (25%);
  • приборостроение, энергетика (17%);
  • химия(9%);
  • экология, рациональное использование природных ресурсов (6%);
  • строительные материалы и технологии (4%);
  • здравоохранение (4%);
  • информационные технологии, иные направления (6%).

Завершены работы по 125 заданиям РНТП, в результате которых  создано более 160 наименований объектов новой техники, технологических  процессов, материалов и других видов  научно-технической продукции. Объемы выпуска и реализации новой продукции, разработанной в рамках РНТП и освоенной в производстве на предприятиях регионов, составили за 2001–2004 гг. более 6 700 тыс. у.е., что более чем в три раза превышает затраты из республиканского бюджета на выполнение разработок по созданию этой продукции. При этом для РНТП Витебской области объемы производства новой продукции, созданной по заданиям научно-технической программы этой области, превысили бюджетные расходы по этим заданиям в 7 раз, для РНТП Могилевской области — в 4,5 раза. Существенно более низкой остается пока результативность выполнения работ по программам Брестской и, в особенности, Минской областей, где объемы реализации новых видов продукции за 2001–2004 гг. не превысили расходов из республиканского бюджета на финансирование их разработки.

Информация о работе Инновационная политика