Инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Краткое описание

Наша страна имеет значительный научно-технический и производственный потенциал, поэтому быстрое развитие науки, инновационной деятельности приобретают стратегическое значение. Этим обусловлен выбор инновационного пути развития экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Наряду с созданием  и освоением в производстве новой  наукоемкой продукции и технологий, в рамках РНТП осуществляется также  и научное обеспечение решения  проблем здравоохранения, экологии, информатизации и других социально-значимых для регионов вопросов.

Выполнение РНТП «первого поколения» позволило накопить в областях определенный опыт по организации и координации научно-технической деятельности, заложить основы управления этой сферой. Этот опыт, анализ имевшихся проблем и ошибок с учетом возросших требований к уровню и результативности программ, эффективности использования направляемых на их выполнение финансовых и материально-технических ресурсов должны послужить основой для формирования нового поколения РНТП на 2006–2010 гг. с тем, чтобы эти программы являлись действенным фактором научного обеспечения социально-экономического развития областей.

Важное направление  реализации государственной научно-технической  политики — развитие инновационной  инфраструктуры, которая является связующим  звеном между разработчиком инноваций, заинтересованным производителем новой продукции или потребителем наукоемкой технологии и, в конечном итоге, рынком.

В настоящее  время в Беларуси основы такой  инфраструктуры сформированы, и центральное  место займет созданный по решению  Главы государства Парк высоких технологий. Основными направлениями деятельности Парка определены разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики, а также экспорт указанных технологий и программного обеспечения за ее пределы. Резидентам Парка в рамках специального правового режима установлены действенные меры государственной поддержки в виде налоговых льгот и преференций. Подобные преференции могут иметь также юридические лица, не являющиеся резидентами Парка, при реализации ими бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, в том числе и по иным приоритетным направлениям научно-технической деятельности, не относящимся к ИКТ.

Создание Парка  высоких технологий позволит обеспечить благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях, закрепить позиции республики в данной сфере, существенно увеличить привлечение в сферу информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий отечественных и иностранных инвестиций.

В настоящее  время в республике функционирует 6 организаций, относящихся по уставной деятельности к технопаркам: ЗАО  «Технологический парк Могилев», ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит», СООО «Арвит-Авто», Фонд «Научно-технологический парк БГУ», инновационная ассоциация «Академтехнопарк» НАН Беларуси, научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк». Первым трем из указанных субъектов ГКНТ официально присвоил статус научно-технологического парка.

В Могилеве впервые  в Беларуси реализован проект создания научно-технологического парка, который  комплексно решает вопросы трансфера  технологий и их коммерческого использования  в экономике региона. Технопарк  выполняет взаимодополняющие функции инкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра, центра трансфера технологий. Основные учредители технопарка — городской и областной исполкомы, а также вузы города.

ЗАО «Технологический парк Могилев» за время своего существования оказал поддержку 75 малым инновационным предприятиям, из которых 25 размещаются в технопарке в настоящее время. За 2002–2004 гг. инновационными предприятиями технопарка выполнено более 25 НИОКР и произведено продукции (работ, услуг) на сумму около 11 млрд р.

В целях ускоренной передачи результатов научных исследований и разработок в производство и  доведения их до потребителя на коммерческой основе в системе высшей школы  созданы ИРУП «Технопарк БНТУ «Метолит», фонд «Научно-технологический парк БГУ», Научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк».

Дополнительно до конца текущего года будут созданы  технологические парки в Бресте, Гомеле, Гродно, Новополоцке и Лиде. Надеемся, что при поддержке местных  органов власти, методической помощи со стороны действующих технопарков новые субъекты инновационной инфраструктуры быстро «станут на ноги» и будут главными центрами инновационной деятельности в своих регионах.

Коммерциализации  и продвижению научно-технических  разработок на отечественный и зарубежный рынки, привлечению инвестиций в сферу наукоемких технологий должна содействовать формируемая в республике система трансфера технологий. Ведущую роль в ней играет Республиканский центр трансфера технологий, входящий в ассоциацию «Академтехнопарк». Отделения и филиалы РЦТТ созданы во всех областях республики, а также в ряде ведущих научных организаций республики. К концу текущего года на базе РЦТТ будут созданы экспериментальный образец сетевой системы обеспечения трансфера технологий, включающей отделения и филиалы РЦТТ, Межвузовский центр маркетинга НИР, Республиканскую научно-техническую библиотеку. Кроме того, будет создан информационный узел электронной биржи технологий.

Ближайшей задачей  развития системы трансфера технологий должна стать организация ее структурных подразделений на инновационно активных предприятиях республики, что позволит связать единой цепью разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологического трансфера.

Направления государственной  научной, научно-технической и инновационной  политики гораздо шире перечисленных  выше и включают в себя вопросы  регулирования отношений интеллектуальной собственности, развития международного научно-технического сотрудничества, совершенствование системы информационного обеспечения научных исследований и разработок и иные вопросы. Основная цель проводимой политики состоит в развитии интеллектуального потенциала нации, создании эффективно действующей национальной инновационной системы, обеспечении структурной и технологической перестройки промышленности. Достижение этой цели требует скоординированной деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси, исполнительных органов власти на местах в реализации проводимой политики. Государственная поддержка работы научных организаций и промышленных предприятий, ученых и специалистов по созданию новых научных знаний, разработке и освоению в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции позволит ускорить перевод экономики страны на инновационный путь, превратить научно-инновационную сферу Республики Беларусь в важнейший источник экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.

Информация о работе Инновационная политика