Издержки производства и себестоимость продукции организации на примере ЗАО «Тбилисский сахарный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы – изложить определенную концепцию формирования затрат основного производства предприятия.

Эта цель предопределила логику построения и концептуальных основ формирования себестоимости и потребовала, прежде всего, разъяснения вопросов о составе затрат включаемых в себестоимость продукции предприятий и перечень статей затрат в предприятиях и непосредственно вопросов формирования затрат основного производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 6

1.1 Сущность издержек производства и себестоимости продукции 6

1.2 Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции 10

1.3 Структура себестоимости и факторы, ее определяющие 15

1.4 Методы планирования себестоимости продукции 16

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ТБИЛИССКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД» 19

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ИЗДЕРЖЕК И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ТБИЛИССКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД» 31

3.1 Анализ издержек и себестоимости производства основных видов продукции 31

3.2 Оценка затрат на производство и реализацию продукции по экономическим элементам и статьям калькуляции 37

3.3 Факторы, влияющие на себестоимость продукции 42

3.4 Методика планирования себестоимости продукции 45

3.5 Пути снижения себестоимости продукции 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Файлы: 1 файл

Курсач - Кристина.docx

— 169.39 Кб (Скачать)

      Планирование  этих расходов осуществляется путем  разработки на соответствующие цели годовых, квартальных смет с распределением на каждый месяц по каждой производственной единице, цеху в отдельности. Контроль за этими затратами осуществляется в соответствии со сметными размерами издержек.

      Общехозяйственные накладные расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп; административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.

      В их состав включают издержки на:

        •содержание работников аппарата управления предприятием, заработную плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;

        •содержание и обслуживание технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации), освещение, отопление и т.п.;

        • оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, оплату услуг банка (в том числе проценты по кредитам банка и проценты по кредитам поставщика за приобретенные товарно-материальные ценности);

        •   подготовку и переподготовку кадров, расходы  по набору рабочей силы;

        • текущие затраты, связанные с содержанием фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, на уничтожение экологически опасных отходов и платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;

        •   износ (амортизацию) основных средств, нематериальных активов;

        • ремонт зданий, сооружений и инвентаря общепроизводственного назначения и расходы, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно для организации общественного питания;

        • платежи по обязательному  страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников, налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

      Планирование  этих расходов осуществляется по смете  по статьям и группам расходов. Учет организуется в ведомости в  целом по предприятию и в группировке  по статьям сметы, что позволяет  осуществлять текущий контроль за ее исполнением. 
 
 
 

    1. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
 

      Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

  1) специфика (особенности) предприятия.  Исходя из этого, различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальные затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

  2) ускорение научно-технического прогресса.  Этот фактор влияет на структуру  себестоимости многопланово. Но  основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

  3) уровень концентрации, специализации,  кооперирования, комбинирования и  диверсификации производства;

  4) географическое местонахождение  предприятия;

  5) инфляция и изменение процентной  ставки банковского кредита.

      Структуру себестоимости продукции характеризуют  следующие показатели:

          • соотношение между  живым и овеществленным трудом;

          • доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

          •соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.    Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

      Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать  конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

      За  последние годы структура затрат в целом по промышленности и ее отраслям существенно изменилась.

      Структура затрат на производство продукции в  целом по промышленности за анализируемый  период существенно изменилась: доля амортизации снизилась с 12,1 до 6%; прочие расходы увеличились с 4,1 до 18,1%; доля материальных затрат снизилась с 68,6 до 56,3%; отчисления на социальные нужды увеличились с 2,2 до 5,1%; структуры затрат на производство продукции по отдельным отраслям промышленности различаются довольно существенно.

  На  структуру затрат за анализируемый  период повлияли следующие факторы:

          • инфляционный процесс. Стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменялась неадекватно по отношению  друг к другу, это и отразилось на структуре затрат;

          • опережение процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода, что привело к снижению доли амортизации. Повлиял и тот факт, что неоднократная переоценка основных средств не соответствовала уровню инфляции;

          • увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значительно повысило оплату за кредиты коммерческим банкам;

          • существенное повышение  роли рекламы. Предприятия стали  больше средств расходовать на эти  цели.

      Структура затрат на каждом предприятии также  должна анализироваться как в  поэлементном, так и в постатейном  разрезе. Это необходимо, как уже  отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

    1.   Методы планирования себестоимости продукции
 

      План  по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана  экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости  продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

       1.Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим  элементам).

       2.Себестоимость всей товарной  и реализованной продукции.

       3.Плановые калькуляции отдельных  изделий.

       4.Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-экономическим  факторам.

      Важнейшими  качественными показателями плана  по себестоимости продукции являются:

      себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших  видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

      Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

      Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

      Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

      Плановая  калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

      Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

      Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи. Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

      Метод планирования себестоимости продукции  по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, гак как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым  существенным образом влиять на себестоимость  продукции в плановом периоде. При  этом методе учитываются следующие  факторы:

      1) технические, т.е. внедрение на  предприятии в плановом периоде  новой техники и технологии:

      2) организационные. Под этими факторами  понимается совершенствование организации  производства и труда на предприятии  в плановом периоде (углубление  специализации и кооперирования, совершенствование организационной  структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда.);

      3) изменение объема, номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции;

      4) уровень инфляции в плановом  периоде. 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО  «ТБИЛИССКИЙ САХАРНЫЙ ЗАВОД»
 

     Тбилисский  сахарный завод был запущен в эксплуатацию 40 лет назад, а точнее 13 декабря 1959 года на западной окраине станицы Тбилисской.

     Мощность  завода была определена в 2,5 тысячи тонн переработки свеклы в сутки. Оборудование решено было ставить только отечественное. Строительство завода было поручено СМУ-5 треста «Нефтегазстрой», которое в свою очередь привлекло к работе 16 субподрядных специализированных организаций.

     И вот на месте голой степи в  октябре 1957 года появились первые строительные бригады, которые начали строительство  данного крупного предприятия.

     Сейчас  полное официальное наименование предприятия - закрытое акционерное общество «Тбилисский  сахарный завод».

     В настоящее время производственная мощность завода 5000 тонн свеклы в сутки. Выпускаемая продукция: сахар-песок, жом сухой гранулированный, патока свекловичная, известь. Основными потребителями являются: ООО «Кока-Кола», ООО «Крафт Фудс Рус», ООО «Сладко», ОАО «Нальчинский халвичный завод», ООО «Пепсико Холдинг».

     Производственная  структура предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных  частичных процессов труда, в  результате которых, исходное сырье  превращается в готовую продукцию. Однако роль отдельных частичных  процессов в создании готовой  продукции неодинакова: одни из них  имеют непосредственное отношение  к превращению сырья в готовую  продукцию. Совокупность таких процессов  составляет основное производство. На сахарном заводе это цех основного  производства, в котором происходит: мойка свеклы, ее измельчение, выделение  диффузионного сока, очистка диффузионного  сока, сгущение сока выпариванием, кристаллизация сахара.

     Другие  подразделения завода создают необходимые  условия для производства: обеспечение  предприятия материальными ресурсами - цех механизации, ремонт оборудования - мастерская, производство всех видов энергии-ТЭЦ, отправка готовой продукции - транспортный цех. Также к вспомогательным цехам относятся: КИПиА (цех контрольно-измерительных приборов и аппаратов), стройцех, свеклопункт, упаковочный. Побочным является цех по производству кукурузных палочек и растительного масла. Транспортный цех отвечает за транспортировку сырья к производственной линии его переработки, а также за перевозку готовой продукции к месту хранения. Цех КИПиА отвечает за контрольные приборы, работающие при варке сахара.

Информация о работе Издержки производства и себестоимость продукции организации на примере ЗАО «Тбилисский сахарный завод»