Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа
Главная цель, которая поставлена в курсовой работе – исследование ценовой политики предприятия в маркетинговой деятельности. В поставленные задачи входит дать теоретическое обоснование ценовой политики предприятия, проанализировать основные методы, стратегии и формы ценовой политики, дать анализ ценообразующих факторов.
Введение 3
Ценовая политика 5
Понятие ценовой политики 5
Цели ценовой политики 7
Ценовая стратегия предприятия 8
Политика высоких и низких цен 9
Оценка издержек производства 10
Ценообразование 12
Цена и ценообразующие факторы 13
Классификация цен 19
Анализ ценообразующих факторов 28
Этапы ценообразования 31
Методы установления цен на продукцию 38
Установление цен на импортную и экспортную продукцию 41
Заключение 45
Список литературы
а) оптовые цены на продукцию промышленности;
б) цены на строительную продукцию;
в) закупочные цены;
г) тарифы грузового и пассажирского транспорта;
д) розничные цены;
е) тарифы и платные услуги населению;
ж)
цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
а) Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.
В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка
Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия — изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность фирмы.
Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия или организации (потребители) оплачивают продукцию предприятиям (производителям или сбытовым организациям). Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения.
Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
б) Цены на строительную продукцию имеют несколько разновидностей. Продукция строительства определяется по трем видам цен: сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
прейскурантная цена —
договорная цена, устанавливаемая
по соглашению между
в) Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены — договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально — технических ресурсов.
г) Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
д) Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Включенный в розничную цену акциз – это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара.
НДС,
являясь также косвенным
II. Важное практическое значение имеет классификация цен в зависимости от территории действия. По этому признаку различают цены:
- Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как , например, газ , электроэнергия и некоторые другие.
-
Региональные (зональные). Региональные
цены могут регулироваться региональными
органами власти и управления. Эти цены
ориентируются при своем формировании
на издержки производства и реализации,
складывающиеся в данном регионе (цены
и тарифы на большинство коммунальных
услуг, а также закупочные цены на продукцию
сельского хозяйства).
III. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена , кроме издержек производства, включает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. В зависимости от этого экономического признака различают:
- Цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью.
- Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
- Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
-
Цены, определенные на основе базисного
пункта. При этом методе предприятие (фирма)
устанавливает в нескольких географических
пунктах базисные цены на одну и ту же
продукцию.
IV. При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого признака различают:
- Свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен (их уровня) только путем воздействия на конъюнктуру рынка;
- Регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким либо аналогичным методом;
- Фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.
- В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида
цен: свободные (рыночные) и регулируемые цены. При этом удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.
Наиболее
адекватными рыночной экономике, естественно,
являются свободные рыночные цены,
но государство сохраняет за собой
право при необходимости
Классификация цен в зависимости от степени новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.
Нередко используется так называемая психологическая цена. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление точного определения затрат на производство и недопустимость обмана, а также более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него, учитывается и такая особенность психологии покупателей: они любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец.
Еще одна разновидность цен на новые товары – цена с возмещением издержек производства.
Престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами.
На товары, реализуемые на рынке
продолжительное время,
Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Такой подход к определению цены принимается чаще всего по изделиям массового спроса. Однако при таком методе ценообразования необходимо затруднить появление на рынке конкурента; постоянно заботиться о повышении качества товаров; снижать издержки производства.
Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени.
Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по разным ценам. Проблема здесь заключается в том, чтобы установить правильные соотношения цен на различные изделия и услуги.
Гибкая цена быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке. Ее применение оправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки: снижение цен к концу дня при продаже некоторых продуктов питания (овощи, цветы и др.).
Преимущественная цена предусматривает определенное понижение цен на свои товары предприятием, которое занимает доминирующее положение на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров.
Цены на изделия, уже снятые с производства, выпуск которых прекращен, ориентированы на ограниченный круг потребителей нуждающихся именно в этих товарах. В данном случае цены выше, чем на обычные товары.
Ниже, чем у большинства предприятий, устанавливаются цены на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама.
Договорные цены. По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья. Значительное влияние на уровень цен оказывают цены мировых рынков, отражающие условия производства и реализации в миров хозяйстве. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются на базе цен основных мировых товарных рынков.
Особую группу образуют цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа сложных явлений ценообразования и использования цен. К основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах.
В статистике широко
При проектировании технически
сложных изделий определяются
лимитные (предельно допустимые) цены.
Они служат исходной базой
для расчета оптовых цен на
эти изделия. Прогнозные (ориентировочные)
цены рассчитываются научно-исследовательскими
организациями, разрабатывающими прогнозы
развития отраслей и производств. Роль
этих цен в условиях перехода к рыночным
отношениям значительно возрастает.