Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель, которая поставлена в курсовой работе – исследование ценовой политики предприятия в маркетинговой деятельности. В поставленные задачи входит дать теоретическое обоснование ценовой политики предприятия, проанализировать основные методы, стратегии и формы ценовой политики, дать анализ ценообразующих факторов.

Оглавление

Введение 3

Ценовая политика 5
Понятие ценовой политики 5
Цели ценовой политики 7
Ценовая стратегия предприятия 8
Политика высоких и низких цен 9
Оценка издержек производства 10
Ценообразование 12
Цена и ценообразующие факторы 13
Классификация цен 19
Анализ ценообразующих факторов 28
Этапы ценообразования 31
Методы установления цен на продукцию 38
Установление цен на импортную и экспортную продукцию 41
Заключение 45

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач по экономике.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

   Общие издержки представляют собой сумму  постоянных и переменных издержек при  каждом конкретном уровне производства. Руководство стремиться взимать  за товар такую цену, которая как  минимум покрывала бы все общие издержки производства.

   Для обеспечения рациональной ценовой  политики предприниматель обязан сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние издержки (на единицу продукции). При увеличении выпуска продукции издержки единицы вначале снижаются до достижения определенного объема производства. Однако если наращивать производство и дальше, то возникают дополнительные затраты из-за перегрузки оборудования, дополнительного ремонта, нарушений производственного ритма, простоев и т.д. Средние издержки тогда станут возрастать. Для замедления наступления периода роста издержек фирма расширяет производственные мощности и благодаря этому продолжает увеличивать выпуск продукции, сопровождающийся экономией краткосрочных средних издержек (при наличии неудовлетворенного спроса на продукт). Тем не менее эффективное расширение снова прекратится и издержки начнут возрастать, подталкивая предпринимателя к новым капиталовложениям. Но такой процесс наращивания производства не может длиться бесконечно. Помимо ограничений по спросу, пределы имеет само производство. Современное крупномасштабное производство ведет к большим затратам на управление, специализацию и разделение труда, усиливается бюрократизация и снижается мотивация. Иначе говоря, есть пределы эффективного расширения производства. Эта закономерность динамики издержек важна и при выборе ценовой политики. Если на рынке функционирует несколько конкурирующих фирм, производящих какой-либо товар, но имеющих разные производственные возможности, то у них существуют различные потенциалы для конкуренции.

   Можно, конечно, попробовать противостоять  натиску конкурента, если суметь быстро произвести более крупные капиталовложения в производство, чем конкурент. Однако далеко не всегда реально найти требующийся капитал. Кроме того, при подобной взаимной гонке на увеличение производства легко превысить объем платежеспособного спроса, и тогда продукция не найдет сбыта. Наконец, игра на понижение цен может сформировать у потребителя имидж «дешевого товара», который оттолкнет часть покупателей и снизит спрос. Поэтому агрессивная ценовая стратегия обычно используется на практике крупными фирмами для вытеснения или подчинения более мелких конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ценообразование.

    В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги. Перед всеми  фирмами, организациями встаёт задача назначения цены на свои товары, услуги. Цена определяет структуру и объем производства, движения материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателю, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому фирма или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Разработке ценовой стратегии и цен должно уделяется самое пристально внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуктивный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности, влияет на распределение и использование рабочей силы.

    Рыночная  экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены – решающий фактор результатов производственной и  финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цены, экономически выведенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. 
 
 
 
 

    1.  Цена и ценообразующие факторы.

   Ценообразование – это процесс формирования цен  и тарифов на товары и услуги.

   Цена  – денежное выражение стоимости  товара. Цены могут быть классифицированы по разным  экономическим признакам.

Выделяют  две системы ценообразования:

  1. Рыночная система – цены устанавливаются продавцами самостоятельно под воздействием спроса и предложения на товар.
  2. Централизованная система – цены устанавливаются или регулируются государственными органами.

     При анализе процессов, связанных с  ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

     В условиях рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

      Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

    • экономический цикл;
    • состояние совокупного спроса и предложения;
    • инфляция.
 

      Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

    • издержки;
    • прибыль;
    • налоги и сборы;
    • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
    • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
 

      Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

    • сезонность;
    • эксплуатационные расходы;
    • комплектность;
    • гарантии и условия сервиса.
 

      Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

    • государственное регулирование;
    • валютный курс.

      Внеэкономические,

    • политические; военные.

     Как отмечалось выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять, к примеру, спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

    • платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
    • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
    • полезность товара и его потребительские свойства.
 

На стороне  предложения составляющие ценообразующие факторы:

    • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
    • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
    • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
 

     Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

     На  мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.

     При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

     В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

     техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные  с продвижением, реализацией и  использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

     Развитие  науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

     При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация цен.

     В зависимости от экономических признаков  все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

         I. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:   

Информация о работе Ценовая политика предприятия