Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:51, курсовая работа
Цена — выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных факторов (выбор контрагентов, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т.п.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
В условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
В настоящее время значительная часть
предпринимателей нашей страны не имеет
необходимых теоретических и практических
знаний сложного механизма ценообразования
на товары и услуги. В результате они зачастую
допускают серьезные просчеты при установлении
цен, что ведет в ряде случаев к существенным
убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Чтобы этого не случилось, каждый экономист,
каждый предприниматель должен овладеть
теорией и практикой ценообразования.
Вот почему задачей моей работы является
изучение ценовой политики на примере,
выявление достоинств и недостатков данной
стратегии ценообразования. И в случае
выявлении недостатков предложение
способы улучшения стратегии.
Для написания работы были использованы «Ценообразование» Полещук И.И.,Терешина В.В., Ценовая политика предприятия. 2-е издание.,В.М.Тарасевич, а также различные интернет-ресурсы.
1.Ценовая политика и стратегия предприятия.
1.1.Понятие
цены и ценовой политики.
Виды цен
Ценовая
политика — одна из главных составляющих
системы маркетинга предприятия. Она тесно
связана с другими элементами комплекса
маркетинга и может быть успешно реализована
лишь в том случае, если вся система функционирует
согласованно. Ценовая политика предприятия
подразумевает использование ориентированной
на потребителя системы обоснования цен,
применения различных методов и стратегий
их формирования, учета разнообразных
факторов, определяющих уровень цен на
отдельных товарных рынках, налоговой
системы. Цена должна быть установлена
таким образом, чтобы, с одной стороны.
Удовлетворить нужды и потребности
покупателей, а с другой, реализовать все
цели производителя на определенном рынке,
обеспечить ему поступление достаточных
доходов.[10]
Цена — выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных факторов (выбор контрагентов, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т.п.). [11]
В
силу сложности и многообразия способов
и вариантов торговых операций на
рынке существует много видов и
разновидностей цен. Они группируются
по сфере применения.
Группа цен сферы обслуживания национальной экономики.
Цены оптовые – это цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах, не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается безналичными расчетами.
Цены розничные – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю – населению, т.к. данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.
Цены закупочные – это цены по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям. Если такие производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения, то эти цены являются оптовыми. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственными органами для создания фондов как материальной базы государственной политики. Закупочными называются также цены, по которой сельскохозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосударственные предприятия и организации. Если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используется понятие розничные цены.
Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах, при этом различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 кв. м. жилой площади).
Тарифы – это цены на услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы. При оказании услуги момент производства совпадает с моментом потребления, т.е. нет необходимости в посреднике. Это обуславливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия "тарифы на услуги", хотя правильнее использовать понятие "цены на услуги".
Цены внешнеторговые – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. При расчете внешнеторговых цен применяют метод использования конкурентных материалов, т.е. информация о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.
Цены рыночные – это цены свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но цены эти правильно называть свободными или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет.
Цены
регулируемые – это цены, изменение
которых допускается в определенных пределах
и по определенным методикам, устанавливаемым
государствам. В условиях рыночной экономики
эти цены достаточно распространены
и устанавливаются на товары и услуги,
являющиеся объектом повышенного государственного
контроля (ведущие виды сырья, топлива,
магистральный транспорт, связь, продукция
повышенного социального значения). [2]
1.2 Факторы цены. Функции цены.
При выборе ценовой
стратегии фирма должна выявить
и проанализировать все факторы, которые
могут оказать влияние на цены. Таких факторов
достаточно много, в большей степени это
факторы, не контролируемые фирмой. Одни
из них способствуют снижению цен:
Другие способствую
повышению цены:
В большой степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе «количество денег – сумма цен» начинает изменяться сумма цен. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.
Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая – в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену. Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:
Важный элемент, влияющий на уровень цен, – конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред : конкурентная среда контролируемая рынком, конкурентная среда контролируемая фирмой, конкурентная среда контролируемая правительством,
Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а сниженные цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить от конкурентов успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции в ценовые войны.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены
контролируются государством, распространяется
на транспорт, связь, коммунальные услуги,
ряд продовольственных товаров. Правительственные
организации, уполномоченные контролировать
цены, устанавливают их уровень после
всестороннего изучения информации, полученной
от заинтересованных в данном товаре сторон
– от потребителей и производителей. Конечная
цена товара зависит от издержек на приобретение
сырья, рабочей силы, отдельных компонентов
товара, от издержек на транспорт, рекламу,
охрану окружающей среды. Указанные затраты
не могут контролироваться фирмой, но
должны быть учтены при ценообразовании.
[6]
Функции цен
Цена выполняет
различные экономические
Учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т. е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию, а также образование прибыли в размере, позволяющем совершенствовать и развивать производство, повышать жизненный уровень работников. Эту функцию цены выполняют всегда. Зная, во что обходится та или иная продукция, можно с помощью цен соизмерять различные ее виды, а также выражать в денежном измерении любое количество продукции и услуг.
Распределительная (или перераспределительная) функция состоит в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена товара выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль. Если же цена ниже стоимости, То производитель работает себе в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет разную экономическую выгоду