Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма, оно предопределяет величину цены. Отсюда следует актуальность организации ценообразования и совершенствования на предприятии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………5
Сущность и структура цены товара…………………………………………5
Виды и функции цен……………………………………………………..…10
Ценообразование в микроэкономическом аспекте………………………..12
Основные этапы выработки ценовой политики……...……………………19
Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………..28
2.1 История развития компании………………………………………………...28
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО «Сапсан-регион»……..30
2.3 Организационная структура предприятия ООО «Сапсан-регион»……..34
2.4 Анализ динамики прибыли и рентабельности…………………………….38
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………43
3.1 .Факторы, влияющие на прибыль предприятия и пути совершенствования ценовой политики………………………………………………………………..43
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет 
 

Кафедра «Региональная экономика» 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: Ценовая политика предприятия 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка

                    4 курса МО  З/О

                    Камалова  Т.Э.

                    Проверила:

                    преподаватель  
                     
                     
                     
                     
                     

Уфа-2012 
 
 
 

    Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………5

    1. Сущность и структура цены товара…………………………………………5
    2. Виды и функции цен……………………………………………………..…10
    3. Ценообразование в микроэкономическом аспекте………………………..12
    4. Основные этапы выработки ценовой политики……...……………………19

Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………..28

2.1 История развития компании………………………………………………...28

2.2 Финансово-экономическая  характеристика ООО «Сапсан-регион»……..30

2.3 Организационная  структура предприятия ООО «Сапсан-регион»……..34

2.4 Анализ динамики  прибыли и рентабельности…………………………….38

Глава 3. Практическая часть…………………………………………………43

3.1 .Факторы, влияющие на прибыль предприятия и пути совершенствования ценовой политики………………………………………………………………..43

Заключение

Литература 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     Цены  представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

     Цены  – тонкий, гибкий инструмент и в  то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой. Будучи широко употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

     Сущность  цены, ее экономическая роль раскрываются в функциях, которые она выполняет. Первичной функцией цены является измерительная  функция. Благодаря цене удается  измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.

     Наряду  с учетом цена как измеритель может  быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении, такие как фондоотдача, материалоемкость, производительность труда, эффективность.

     Цена  играет роль инструмента регулирования  экономических процессов. Через  цены осуществляется связь между  производством и потреблением, предложением и спросом. Так в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя.

     Цена  может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли производства за счет оттока средств из устаревших отраслей.

     Наряду  с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства  страны, цены выполняют внешнеэкономические  функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма, оно предопределяет величину цены. Отсюда следует актуальность организации ценообразования и совершенствования на предприятии. Ценообразование позволяет установить цены на товары при определенных условиях.

     Объект  исследования: ООО «Сапсан-Регион».

     Предмет исследования: организация ценообразования и направления совершенствования.

     ООО «Сапсан- Регион» – является оптово-розничным предприятием в котором ценообразование представляет неотъемлемую часть для сетевой рознице.

 
 
 
 

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Сущность и структура цены  товара.

     В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества.

     Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены.

     Цена  и ценовая политика для предприятия  — второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой  стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг, немедленно отражается в динамике продаж и рентабельности.

     Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как:

     • себестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, рассчитанная различными способами;

     • цена конкурентов и возможность  ее изменения;

     • ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;

     • прямое и косвенное воздействие  со стороны государства на политику цен.

     Вступая на путь предпринимательства, каждый хозяйствующий  субъект должен отчетливо представлять, под влиянием каких факторов формируется рыночная цена.

     Одними  из ключевых элементов рыночной экономики  являются цены, ценообразование, ценовая  политика.

     Цена  представляет собой экономическую  категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определённого количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежное выражение стоимости товара [1].

     Цены  являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают  решающее воздействие на движение общественного  продукта в материально-вещественной форме, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют уровень жизни населения.

     Цена  есть историческая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотёс обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена топора и составляет два горшка, а соответственно, гончар соглашался с тем, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена ещё не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

     Появление товарных, а затем металлических  и бумажных денег породило возможность  выражать цену в одних и тех  же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или которое приходится платить за единицу товара [2].

     Понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов  установления, то есть механизма ценообразования. Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: производственный (затратный) и рыночный. При первом подходе в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. При втором подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара [3].

         В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: "Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена" [5]. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

     Любая цена включает в себя определенные элементы. Состав цены – это значения элементов цены в абсолютном выражении. При этом в зависимости от вида цены состав элементов может изменяться. Структура цены – удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или долях единицы. Состав и структура цены приведены на рисунке 1. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной ценой и структура цены упростится. Зная структуру цены производимой предприятием, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги на основе этого определяют резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.[14]

     В рыночной экономике цена является одним  из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценами предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам.

    Себестоимость продукции Прибыль

    предприятия

    Акциз (по

    подакцизным товарам)

    НДС Снабженческо-сбытовые

    надбавки

    Торговая

    надбавка

    Оптовая цена предприятия  без НДС        
    Отпускная цена предприятия

    без НДС

         
    Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)    
    Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия  торговли)  
    Розничная цена

Информация о работе Ценовая политика предприятия