Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:56, курсовая работа
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма, оно предопределяет величину цены. Отсюда следует актуальность организации ценообразования и совершенствования на предприятии.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………5
Сущность и структура цены товара…………………………………………5
Виды и функции цен……………………………………………………..…10
Ценообразование в микроэкономическом аспекте………………………..12
Основные этапы выработки ценовой политики……...……………………19
Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………..28
2.1 История развития компании………………………………………………...28
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО «Сапсан-регион»……..30
2.3 Организационная структура предприятия ООО «Сапсан-регион»……..34
2.4 Анализ динамики прибыли и рентабельности…………………………….38
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………43
3.1 .Факторы, влияющие на прибыль предприятия и пути совершенствования ценовой политики………………………………………………………………..43
Заключение
Литература
Рисунок
1.1 – Состав и структура цены
Для предприятия основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. Полная себестоимость продукции определяется затратами на ее производство и реализацию. Прибыль – обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности; за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и прочие.[15]
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия - определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
Налоги государственные направляются в государственный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).
Налоги местные взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на прибыль предприятий).
Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.[17]
В экономике применяются десятки миллионов цен. Под общим широко распространенным названием цена понимается множество её видов, различающихся между собой названием, областью применения, способом формирования.
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли [6]. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи [6]. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создаётся прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные
цены - это цены государственных
закупок продукции у
Определенной
спецификой обладают цены на услуги, представляющие
виды деятельности, при которых не
создаётся продукт в его
Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удаётся избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны. издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца [8].
В
современной практике делового сотрудничества
выделяют договорные (контрактные) цены.
Это цены, величина которых определена
предваряющим акт купли-продажи
соглашением, документально зафиксированным
контрактом между продавцами и покупателями.
В ряде случаев в договоре фиксируется
не абсолютная величина цен, а диапазон
цен, верхний или нижний уровень, либо
их связь с государственными, рыночными,
мировыми ценами [9].
Для разработки ценовой политики необходимо определить тип рынка, на котором функционирует предприятие. Экономисты различают четыре рыночные ситуации: чистая конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Модели
рынка и особенности
Таблица 1.1 – Принципы ценообразования в условиях разных моделей рынка
Характерные особенности |
Виды рынков | |||
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Базисная цена | Складывается на рынке | Складывается на рынке по группам аналогичных товаров | Складывается на рынке или устанавливается на основе тайного сговора | Определяется фирмой |
Корректировка базисной цены | Отсутствует | Корректируется по уровню конкурентоспособности | Корректируется по уровню средних издержек и средней прибыли | Как правило отсутствует |
Предмет экономического анализа | Оптимизация объемов производства при сложившейся цене | Поиск интервала изменения продажной цены | Уровень средних издержек и удовлетворительной прибыли | Уровень средних издержек и справедливой прибыли |
Государственное регулирование | Отсутствует | Отсутствует | Антитрестовские законы | Антимонопольные законы |
В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизованный продукт. Новые фирмы легко могут войти в отрасль. На таком рынке отдельные фирмы не осуществляют контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из того, что на рынке большое число независимо действующих продавцов и стандартизованная продукция. Отдельно конкурирующий производитель соглашается с ценой, то есть он не может установить рыночную цену, он может только приспосабливаться к ней. Вследствие этого, производителю не выгодно уменьшать цену, потому что при этом он значительно потеряет в прибыли, и естественно нет никакого смысла повышать цену, так как продукция не будет реализована [12].
Связь
между спросом и ценой для
каждой конкретной фирмы представлена
в виде горизонтальной прямой, что
свидетельствует об абсолютно эластичном
спросе (см. рисунок 1,2). Поэтому при расширении
объема производства фирма, как правило,
цену не меняет.
P
Рисунок
1,2 – Связь между спросом и
ценой конкретной фирмы на рынке
свободной конкуренции
Для отрасли зависимость спроса и цены является обратно пропорциональной, то есть снижение цены будет способствовать увеличению спроса, а кривая спроса будет монотонно убывающей, как это показано на рисунке 4.
На
практике состояние рынка как
свободная конкуренция
Особенность маркетинга в этих условиях заключается в выявлении специфических потребностей разных сегментов рынка. В обстановке монополистической конкуренции фирма формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом она может использовать разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространенной стратегией является установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в разных частях страны по разным ценам.
Стратегия цен на дополняющие товары является рекламным мероприятием для завлечения покупателей. В этом случае фирма предлагает в дополнение к основному товару, выставленному по достаточно низкой цене, целый набор дополняющих изделий [17].
Чистая
монополия – рынок, на котором одна фирма
является единственным продавцом продукта
или услуги. Проникновение в отрасль других
фирм заблокировано, так что фирма представляет
собой всю отрасль. Продукт является уникальным
или не имеющим близких заменителей. В
условиях чистой монополии фирма осуществляет
значительный контроль над ценой, она
контролирует общий объём предложения.
Поскольку монополист сам определяет
цену, он не может осознанно вести себя
как совершенный конкурент и принимать
цену как неизменную. Вместо этого он принимает
в качестве неизменной всю убывающую рыночную
кривую спроса. Покажем образование рыночной
цены на графике (рисунок 1,3), где по вертикали
откладываются цены спроса P и одновременно
средние издержки AC, а по горизонтали –
объем спроса и продаж Q.
P, AC, D
долл.
AC
E1
AC
E2
D
0 Q1 Q0 Q2 Q, шт.
Рисунок
1,3 – Кривые спроса и средних издержек
Спрос на монопольном рынке подчинен тому же закону, что и на конкурентном рынке, а величина спроса изменяется согласно кривой спроса, обозначенной на графике символом D. Иначе обстоит дело с предложением. В условиях, когда нет конкуренции, производитель, избирая объем производства и продаж, который и будет в этом случае считать объемом предложения, ориентируется на издержки производства и обращения в их соотношении с ценами, стремясь, прежде всего, максимизировать прибыль, равную разности между выручкой от продаж и общими издержками.