Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    Однако  основной отраслью специализации Германии являются машиностроение и металлообработка, обеспечивающие свыше 50% объема экспорта. В первую очередь это общее машиностроение, автомобилестроение и электротехническая промышленность. Наибольшим разнообразием выпускаемой продукции общего машиностроения выделяются Баден-Вюртемберг и Северный Рейн, Вестфалия. Автомобильная промышленность производит около 4,5 млн. автомобилей в год на фирмах «Фольксваген», «Даймлер - Крайслер», «Опель», «Форд», «БМВ», крупнейшие заводы которых расположены в Вольфсбурге, Штутгарте, Кельне,  Рюссельхайме, Айзенахе. Судостроительная промышленность отказалась от производства массовых серийных судов и выпускает специализированные суда. Аэрокосмическая промышленность участвует в выпуске военных и гражданских самолетов и вертолетов в кооперации с фирмами Западной Европы («Аэробус»); ее важнейшими центрами являются Мюнхен и Гамбург. К высокоразвитым отраслям относятся оптико-механическая промышленность с центрами в Баден-Вюртемберге и Тюрингии, а также выпуск  полиграфического  оборудования (первое место в мире).

    Химическая  промышленность также является одной из отраслей специализации страны и производит обширную гамму высокотехнологичной продукции, на которую приходится более 10% валовой продукции  промышленности   и   экспорта. Важнейшие предприятия концернов «БАСФ», «Байер» и «Хехст» расположены в Руре и морских портах. По производству медикаментов ФРГ занимает второе место в мире.

    Легкая  промышленность знаменита кожевенно-обувным и текстильным производством (второе место в Западной Европе).

    Пищевая промышленность высокоразвита, в ней выделяются пивоваренная (1 07 479 тыс. гекалитров пива в год) и табачная (первое место в Европе, 204 млн. штук табачных изделий).

    Высоко  развито производство полиграфической (тираж периодических изданий, выходящих минимум 4 раза в неделю, составляет 7 374 247 тыс. экземпляров в год) и аудиовизуальной продукции.

    Транспорт и связь. Страна входит в число мировых лидеров по густоте транспортных магистралей. Ведущую роль в грузообороте и пассажирообороте играет автомобильный транспорт. Количество автомобилей составляет 50 млн. шт., в том числе 42 млн. легковых. Общая длина автомобильных дорог - 231 тыс. км, в том числе федеральных автобанов - 11 тыс. км. На втором месте находится железнодорожный транспорт. Длина железных дорог составляет 84 тыс. км. Растет значение высокоскоростных пассажирских магистралей. Крупнейшие морские порты - Гамбург, Бремен. Вильгельмсхафен, Росток. Торговый флот насчитывает около 850 судов общим водоизмещением 8,1 млн. бр.-рег. т. Кроме того, германским судовладельцам принадлежат суда вместимостью около 2,5 млн. бр.-рег. т, ходящие под флагами других государств. Крупнейший аэропорт находится во Франкфурте-на-Майне (первое место в Европе по грузообороту). Авиационный парк на 2007 год насчитывает 1,4 тыс. самолетов, в том числе 377 лайнеров. Внутренний водный транспорт лишь немного уступает по грузообороту железнодорожному. На него приходится 16% грузооборота, что объясняется  широко развитой сетью каналов.

    Система связи также чрезвычайно развита и подразделяется на государственные структуры (Федеральное ведомство «Немецкая федеральная почта») занимающееся общей координацией деятельности, и полугосударственные («Дойче Телеком АГ», «Дойче Пост АГ», «Дойче Постбанк АГ») с числом занятых 600 тыс. чел., а также частные. [18, с. 57]

    Внешнеэкономические связи Германии

    Инновационные продукты «made in Germany» сделали Германию чемпионом мира по экспорту. Выгоду от высокой доли Германии в мировой торговле получают такие сферы, как перевозки, организация ярмарок, логистика и финансы, развивающиеся благодаря переживающей бум E-Com-merce.  New Economy и Old Economy заключают новый успешный союз.

    Перевозки. В гамбургском морском посту в 2006 году впервые были перегружены свыше 8 млн. контейнеров. Это означает прирост на более чем 15%. И одно из ведущих мест в Европе. Один лишь объем перевозок с Китаем, главным торговым партнером Гамбурга, вырос на 29%. Статус Гамбурга как важнейшего перевалочного пункта на севере Европы обусловлен наличием великолепно развитой инфраструктуры, соединяющей Гамбург с континентальной частью Германии и Центральной Европы. Наряду с большим значением Гамбурга для германской внешней торговли выросло и его значение как морского порта, занимающегося приемом и отправкой экспортно-импортных грузов для соседних стран: Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии и всего балтийского пространства.

    Свыше 52 млн. пассажиров в 2006 году - новый рекорд франкфуртского аэропорта. Но еще сильнее вырос объем воздушных грузоперевозок - на 8%, достигнув 1,9 млн. тонн. По грузообороту франкфуртский аэропорт занимает 1-е место в Европе, и он продолжает расти. Совсем недавно был открыт Cargo City Sued, вторая площадка для приема и отправления воздушных грузов. Уже сегодня аэропорт хотел бы начать строительство 4-й взлетно-посадочной полосы, чтобы избежать появления узких мест. В аэропорту Лейпцига строят еще одну взлетно-посадочную полосу, так как логистическая компания DHL решила перенести свой европейский центр из Брюсселя в Лейпциг. В дальнейшем это дочернее предприятие Deutsche Post World Net начнет оперировать отсюда.[18, с.59]

    Ярмарки. Более 2 млн. иностранных посетителей в год делают ярмарки в Германии местом встреч для тех, кто принимает решения в сфере экономики. Полмиллиона посетителей прибывают из дальних стран, прежде всего из Азии, Ближнего и Среднего Востока и США. Главными событиями ярмарочного сезона считаются ярмарка информационных и коммуникационных технологий CEBIT в Ганновере, международный автосалон (IAA) во Франкфурте-на-Майне и международная выставка радио (IFA) в Берлине.

    Место встреч - Ганновер. В день открытия крупнейшей технологической ярмарки мира прибывшие сюда специалисты с трудом могут пробраться от стенда к стенду. Сквозь толпу посетителей они проталкиваются по переходам в поисках новейших решений в сферах автоматических систем, робототехники и энергетики. Каждый год в апреле Ганноверская ярмарка представляет новейшие технологии и притягивает специалистов со всего мира. Для тех, кто принимает решения в промышленности и экономике, посещение ярмарки - дело обязательное, если они, конечно, хотят быть в курсе новейших достижений. В 2006 году ярмарку посетили 155 000 человек, в ней участвовали 5175 экспонентов, из них 2322 из-за рубежа. Они налаживают контакты, готовят сделки или просто встречаются для личной беседы. В сфере коммуникации Business-to-Business, т.е. прямых контактов между деловыми партнерами, ярмарки и выставки играют ведущую роль. По данным Комитета германской экономики по организации выставок и ярмарок (Auma), 81% опрошенных предприятий делает ставку на такой канал сбыта своей продукции. 79% считают важным свое присутствие в Интернете, но лишь 39% хотели бы сбывать свою продукцию через сеть. Триумф личных контактов в эпоху Интернета с его растущей анонимностью? Не совсем. Дело в том, что в отличие от всех предсказаний реальные и виртуальные рынки дополняют друг друга наилучшим образом. Old Economy и New Economy объединяются. От такого развития получает выгоду Германия, которая становится узловым пунктом мировой экономики, в том числе и благодаря своему центральному положению. Уже сегодня Германия занимает 1-е место в мире по организации международных ярмарок. И вряд ли в какой еще стране электронная торговля столь популярна. Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Дюссельдорф - 4 из 5 крупнейших ярмарочных площадок в мире находятся в Германии. Две трети ведущих отраслевых ярмарок мира проходят в Германии. Около 10 млн. посетителей, свыше 160 000 экспонентов устремляются примерно на 150 международных ярмарок и выставок. Пятая часть посетителей прибывает из-за рубежа, среди экспонентов - это даже более половины. Едва закончилась ярмарка, как общение продолжается с помощью электронной почты и Интернета. Поддерживаются контакты, подтверждаются заказы. Такое развитие отражают впечатляющие цифры. Оборот E-Commerce в Германии в прошлом году вырос на 58% и достиг 321 млрд. евро. 90% оборота приходится на торговлю между предприятиями, о чем свидетельствует новейшее исследование Федерального союза информатики, телекоммуникации и новых СМИ. Уже сегодня 30%. Всех сделок в Западной Европе в сфере Интернет-торговли товарами и услугами совершаются в Германии. Бум продолжается. Рыночные аналитики предсказывают, что к 2009 г. оборот E-Commerce в Германии удвоится. Это относится и к сфере Business-to-Consumer, где сегодня идет торговля, прежде всего книгами и CD, что дает ежегодный оборот в 32 млрд. евро.

    Например, оборот гамбургской фирмы посылторга Otto в целом вырос в прошлом году на 0,9%. За тот же период через Интернет она продала товаров на 30% больше и стала вторым по значению сетевым торговцем в мире, после книжного гиганта Amazon мотором роста остается E-Commerce. Товар, а это и есть связующее звено между Old и New Economy, должен, разумеется, быть доставлен потребителю. Выгоду от этого получает сфера логистики. [18, с.59]

    Логистика. Уже сегодня логистика в Германии с большим отрывом самая крупная в Европе. Об этом свидетельствуют оборот в примерно 170 млрд. евро и 2,5 млн. занятых. В Германии эта отрасль по числу занятых занимает сегодня 1-е место, по обороту - 4-е. В ее распоряжении отличная инфраструктура с плотной сетью автодорожных, железнодорожных, водных и воздушных транспортных магистралей. В Гамбурге с моста Доппелькатцбрюкке высотой 40 м морские суда кажутся игрушечными, а грузовые автомобили выглядят как крошечные модели. В действительности же эти суда необычайно велики и относятся к так называемому постпанамскому Х-классу, т.е. к тем, которые, имея ширину в 40 м, уже не проходят через Панамский канал. По ширине в один ряд на них умещаются 15 контейнеров, а всего - 6450. А гамбургский порт - ее стыковочный пункт. Он объединяет стремительно развивающиеся рынки Азии с рынками Европы и сам получает от этого выгоду. Уже сегодня по своему значению гамбургский порт занимает 2-е место в Европе после Роттердама. А в мире он вышел на 8-е место, обойдя Лос-Анджелес. На протяжении ряда лет порт добивается экономического роста, измеряемого двухзначной цифрой, в прошлом году это были 15%. Фирма Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA) планирует инвестировать свыше 1 млрд. евро для того, чтобы удвоить грузооборот.

    Узловой пункт - Франкфурт-на-Майне. Каждую минуту в местном аэропорту приземляются самолеты со всего мира. Время прилета и отлета - это пульс глобализации. Каждый год здесь взлетают и совершают посадку свыше 52 млн. пассажиров. Свыше 100 авиакомпаний летают в более чем 300 пунктов назначения в 110 стран. Однако самые высокие темпы роста у воздушных грузовых перевозок. Если в 2006 году пассажирские авиаперевозки выросли на 63%, то грузовые более чем на 9%. Франкфуртский аэропорт - ведущий узловой пункт логистики в Европе. Если оценивать по стоимости продукции, то сегодня 40% всех грузоперевозок, осуществляемых по воздуху, в Европе приходятся на Франкфурт. Еще один плюс - наличие здесь высокосовременного Perishable Center для таких скоропортящихся товаров, как мясо, цветы и овощи. Авиаперевозки - это гарант успеха многих других отраслей. [24, с. 20]

    Бывший военный аэродром Хан, филиал франкфуртского аэропорта, который используется в основном дискаунтной авиакомпаний Ryanair, сумел повысить свой грузооборот в прошлом году на 62% и в кратчайшие сроки стал 4-м по значению грузовым аэропортом Германии. Территория аэропорта в Лейпциге - это большая стройка, на которой хотели разместить новую взлетно-посадочную полосу «Юг», а также площадку для обслуживания грузовых самолетов площадью в 50 га. Дело в том, что DHL, дочерняя компания Deutsche Post, решила перенести свой европейский центр из Брюсселя в Лейпциг. Преимущества Лейпцига - возможность принимать и отправлять самолеты круглосуточно, великолепная инфраструктура. Начиная с 2008 г. 50 самолетов будут обслуживать клиентов DHL на базе Лейпцигского аэропорта. Как почти никакая другая страна Германия получает выгоду от открытости мировых рынков и тесных международных связей, считают в Объединении германских промышленных и торговых палат. Мировая торговля, как и трансграничные инвестиции, является одной из важнейших предпосылок для экономического роста, занятости и процветания в Германии. Возьмем DHL. Только в Лейпциге это логистическое предприятие намерено инвестировать около 300 млн. евро и создавать 3500 рабочих мест.

    Насчитывая   68   000   работников, франкфуртский аэропорт является крупнейшим работодателем Германии, опережая концерн VW в Вольфсбурге. Его расширение способствовало бы созданию 100 000 дополнительных рабочих мест, напрямую и косвенно связанных с аэропортом. Инвестиции в транспортную инфраструктуру себя оправдывают. Это еще раз подтвердило введение в начале 2005 г. пошлины для грузовиков за проезд по автобанам. После не совсем удачного старта высокосовременная система функционирует отлично, год за годом принося в казну почти 3 млрд. евро. Это плата за 23 млрд. километров, проеханных грузовиками по германским автобанам. Примерно треть этой дистанции приходятся на иностранные грузовые автомобили, следующие европейскими транзитными путями по направлениям Север-Юг и Восток-Запад. Кроме того, система взимания пошлины на проезд оказалась полезным средством регулирования движения. Холостые пробеги сократились на 15%. В то же время на 7% возросло число контейнеров, которые стали перевозиться не на грузовиках, а по железной дороге. Это говорит о том, что пошлина содействует тому, чтобы перевозки в Германии были более экологичными.

    Благодаря динамике развития мировой экономики и статусу Германии как чемпиона мира по экспорту, товаропотоки будут и дальше нарастать, повысится и роль узловых пунктов и транспортных артерий в Германии. В докладе Международного валютного фонда (МВФ) показано, что глобальный экономический рост в 2006 году составил 4,9%, а в 2007 году – 4,7%. По мнению экспертов, объем мировой торговли за это время вырос соответственно на 8 и 7,5%. При этом значительная часть пришлась на долю Германии. Также в январе 2006 г. МВФ констатировал в своем докладе по Германии, что эта страна является одним из лидеров по доле в мировой торговле. Стоимость экспортированной продукции выросла на 7,5% и достигла 786,1 млрд. евро. Самые популярные экспортные товары - автомобили, станки, оборудование и химические изделия, важнейшие импортеры - Франция, США и Великобритания. Особый эффект был получен за счет стран Среднего и Ближнего Востока. Страны-экспортеры нефти во все большей мере вкладывают свои доллары в германские станки и оборудование. [14, с.100]

    В ежегодном исследовании «The World Competitiveness Yearbook» швейцарский Международный институт развития менеджмента, («International Institute for Management Development» - «IMD») публикует индексы конкурентоспособности государств мира. Под конкуренто-способностью страны «IMD» понимает способность государства создавать и поддерживать среду, в которой возникают конкурентоспособные компании, производящие товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков при одновременном сохранении и повышении реальных доходов своих граждан в долгосрочной перспективе. «IMD» оценивает исследуемое государство по четырем показателям: положению в экономике, эффективности правительства, эффективности бизнеса и состоянию инфраструктуры. Совокупный индекс конкурентоспособности страны примерно на 2/3 определяется на основании данных национальных статистик и на 1/3 – с помощью опросов около 4 тыс. топ - менеджеров ведущих компаний стран. В своей работе  «IMD» сотрудничает с иностранными организациями, например, в ФРГ это Федеральный союз германской промышленности («BDI»). В текущем году вошли 55 стран. В первой пятерке находятся США (удерживают лидерство с 1994 г.), Сингапур, Гонконг, Люксембург и Дания.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии