Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа
Япония остается мощным меж¬дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници¬ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас¬лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз¬неса станут меняться.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Утверждаю
Заведующий кафедрой
д. геогр. Наук проф
Шведов В.Г
.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Экономическая модель Японии
Владивосток
2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской
модели государственного
3.2 Элементы модели
японского регулирования
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как все знают, что Япония в последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.
В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспособной страной мира. Первое связывало его с особой формой бюрократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение подчеркивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совершенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских администраций, для которых обычно характерна как раз поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской модели. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться уважением и в академических кругах. Во время первого президентского срока Клинтона Закон о кооперации в исследовательской деятельности был расширен, чтобы ряд совместных предприятий не подпадал под санкции антитрестовского законодательства. Были разработаны новые финансируемые правительством проекты совместных исследований и разработок. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неудачи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандартам, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видеомагнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обеспечения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и оказывалась серьезная протекционистская поддержка.
Можно сделать вывод, Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непрерывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшества и пошли дальше, использовав слабость японцев в производительности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менеджмента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конкурентов. Хотим повторить снова, что, хотя сегодня ряд уроков японского и американского опыта уже усвоен, существует опасность их чрезмерно простой трактовки. Наблюдая за сегодняшними трудностями Японии, многие американские политики и бизнесмены уже начали праздновать победу. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспевающую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские трудности интерпретируются как доказательство преимуществ американской системы. К японским компаниям уже больше не относятся со страхом и уважением, полагая, что они не способны к инновациям, страдают от практики косного, негибкого менеджмента и системы пожизненного найма, которые препятствуют переменам.
Япония остается мощным международным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те инициативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отраслях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения бизнеса станут меняться.
Чему мы должны учиться у Японии? Во-первых, Япония не изобрела «высшей формы капитализма». В Японии работали те же самые механизмы, что и в Соединенных Штатах и в любых других странах. Во-вторых, другие страны должны прекратить копировать японскую модель участия правительства в экономике, несмотря на то, что это желание прочно укоренилось в наших мышлении и практике. В-третьих, японское правительство реально сыграло определенную позитивную роль в экономике, которая, правда, в основном осталась незамеченной (например, стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию и установление высоких стандартов в ряде областей, включая энергопотребление). В ближайшее время сложившаяся в Японии ситуация открывает перед ними очевидные возможности: при помощи увеличения иностранных инвестиций, поглощений и других мер у американских компаний появляется беспрецедентная возможность добиться процветания в начинающей меняться Японии. И все же не стоит недооценивать силу японских компаний. Их текущие слабости в основном связаны с неправильным подходом к конкуренции, а не с недостатком капитала, плохими технологиями или плохо подготовленными сотрудниками. В будущем японские компании смогут успешно конкурировать в новых областях. Кейрецу сейчас сменяются новым поколением компаний, таких как Rohm и Kyoden, которые уже научились мыслить стратегически. Основная часть «традиционных» японских компаний также поняла необходимость нового подхода к конкуренции. Идеи, представленные в этой книге, изначально опубликованной на японском языке, уже распространяются среди руководителей бизнеса и политиков Японии. Когда корпорации их воспримут, правительство под их влиянием также изменит свою политику.
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
В сфере экономики Япония является одной из наиболее развитых стран мира. Ее валовой национальный продукт (ВНП) второй по величине в мире.
Производственная сфера Японии очень развита: многие автомобили и бытовые приборы идут на экспорт, а такие имена как Honda, Sony, Toyota известны во всем мире. Япония бедна природными ресурсами. Сегодня японские компании почти все сырье импортируют: железные руды из Австралии, нефть с Ближнего Востока; затем это сырье обрабатывается и экспортируется. Однако в последнее время Япония все чаще стала завозить готовые товары. Японские компании также используют метод «прямого инвестирования», сооружая заводы преимущественно в Северной Америке, Юго-восточной Азии и Европе и реализуя продукцию либо на местном рынке, либо вывозя его. И таким образом Япония путем инвестиций помогает экономике данной страны.
В Японии очень развита сеть железнодорожных и автомобильных магистралей. Скоростной поезд Шинкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока и югом страны. В городах развиты городские виды транспорта — автобусы, трамваи, метро, часто управляемые компьютером. Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Япония среди индустриально развитых стран занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Но, тем не менее, у Японии остается второе место (после Китая) по годовому улову рыбы.
В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпами прироста производства и производительности труда. За 50—80-е годы она превосходила их в два раза.
Японский ВВП на душу населения. увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раза выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды — в 1975 и 1993гг. испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фазе экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической структуре. Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек к ней внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах. В данной главе автор делится своими наблюдениями, мыслями и выводами по поводу этого явления, дает анализ современного состояния японской экономики. Начиная еще с эпохи незавершенной буржуазно-демократической революции Мэйдзи (1867 г.) Япония после 300-летней самоизоляции предпринимала огромные усилия по модернизации своей экономики и общества, индустриализации и становлению на путь современного экономического роста. И лишь к середине 70-х годов XX столетия, т. е. более чем через 100 лет, эта цель была достигнута. Япония стала не просто державой номер два по объему производимого ВНП, но и главным соперником и конкурентом США на мировом рынке, лидером НТП в ряде важнейших и наиболее перспективных его направлений. Многие японские специалисты подчеркивают, что для правильного понимания тех факторов, которые Япония использовала для ускоренного роста своей экономики, важно обратиться к периоду окончания Второй мировой войны, ставшему стартовым пунктом в процессе восхождения страны к экономическим и научно-техническим высотам сегодняшнего дня. Испытав горечь поражения, состояние полного краха и прострации после атомных бомбардировок и будучи, в общем, страной невысокого уровня экономического развития, Япония должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. Основой этой стратегии явилось не продолжение прошлого, не воссоздание довоенной структуры хозяйства, а принципиальный отход от прошлого, создание новой структуры и новой техники, новых стимулов к труду, демократизация общества, развитие рыночных отношений и предпринимательства. Со временем на пути развития Японии встал и более конкретный ориентир - Соединенные Штаты Америки. США же с их упоением победой и превосходством не ставили перед собой подобных задач. Тогда никто и не помышлял, что Япония вообще способна решать столь сложные вопросы.
1.2 Основные этапы развития экономики
В своём развитии экономика страны прошла несколько этапов, отличавшихся условиями производства и глубокими сдвигами в социально-экономической структуре. Это период восстановления период развития трудоемких и капиталоемких отраслей промышленности и период развития наукоемких отраслей.
1. После поражения Японии во Второй мировой Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. согласно линии Должно (экономический советник американский администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию,каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.
Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической сфере. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение, антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. в 1949 г. Под действие закона деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было органичным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики.
Отказ от войны, зафиксированный в ст.9 конституции 1947 г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими развитыми странами бремя военных расходов – менее 1% ВВП. эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию.
2. Следующий этап экономического развития (1950-1970-е годы) характеризуется усилиями по развитию трудоемких традиционных и капиталоемких отраслей. Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии, базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие производства ; черную и цветную металлургию, нефтепереработку судостроение и т.д. За 1953-1971 гг.производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения (24,9 раза), нефтепродуктов и каменного (19,3 раза ), Хомин(12 раза ), стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капитальное направление развития противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения уровня жизни.
Параллельно трудоемкие отрасли промышленности, такие как хлопчатобумажная, радиотехническая, автомобильная.
Активную роль в развитии новых отраслей играло государство. Протекционизм оставался важнейшим звеном промышленной политики.
В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых инструментов, а также различные налоговые льготы. В этот период были разработаны и последовательно внедрены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.
В 1950-1960-е годы существовал достаточно сильный валютный контроль, что препятствовало оттоку частного национального капитала и проникновению иностранного капитала в хозяйство страны.
Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя по огромной величины для промышленно развитых стран в 39% в первой половине 1970-х годов. Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5-2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16-19,4% ВВП.
Повешению нормы накопления способствовало достаточно широкое использование иностранного капитала в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. Но в 1950-1960ггю его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. За 1950-1975 гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспертно- импортным банком США.
Высокая норма капиталовложений отражала гигантский размах нового строительство и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования – на уровне 5,5-6 лет поддерживался его средний возраст (США-9 лет). Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность капитальных вложений.
Примерно до середины 1960 – Х годов рост производственного аппарата обеспечивался массовым притоком рабочей силы из сельского хозяйства. Использование дешевой, но достаточно образованной рабочей силы обеспечивало выпуск конкурентоспособной продукции. В 1947 г.в стране была введена система всеобщего 9-летнего образования, а в последующие десятилетия - высшая ступень обучения. В результате был достигнут высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки.