Экономическая модель Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Япония остается мощным меж¬дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници¬ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас¬лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз¬неса станут меняться.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Экономическая модель Японии.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Среди 166 отраслей японской экономики, которые увеличили свою долю в мировом экспорте после пика перед 1990-ми, большинство относятся к двум категориям: отрасли, успешно завоевавшие экспортные рубежи к 1980-м и рост которых с тех пор был умеренным, или отрасли, объем которых настолько невелик, что рост их экспортной доли был весьма незначительным. Мы выделили 47 развивающихся экспортных отраслей, которые практически ничего не экспортировали в конце 1970-х или 1980-х годов, но затем, в конце 1980-х или в 1990-х, существенно увеличили объем экспорта, как показано в таблице 1-4.

Обратите внимание на этот перечень отраслей. Двенадцать относятся  к переработке металлолома или  отходов и вряд ли могут служить  олицетворением конкурентного потенциала. Две связаны с производством запасных частей для других отраслей. Оставшиеся отрасли достаточно разнообразны, но, опять-таки, вряд ли станут «новым двигателем» японского экспорта. Производство печатного оборудования и печатной краски — это единственный пример значимой отрасли, в которой японские фирмы в последнее время расширили свою долю экспорта. Другие отрасли или малы, или, если это большие отрасли, доля Японии в них так мала, что может быть незначимой статистической аномалией.

Сумев добиться роста  экспорта в очень немногих отраслях, Япония отстала от Соединенных Штатов в беспроводных коммуникациях, мультимедийных приложениях, программном обеспечении, микропроцессорах и сетевом оборудовании, — а именно здесь появилось много новых компаний и открылись новые возможности для экспорта. Япония также не добилась существенного прогресса в биотехнологиях, технологиях защиты окружающей среды и широком спектре сектора услуг. Что-то существенное препятствовало инновациям и обновлению японской экономики.

 

Таблица 1-4. Новые экспортные отрасли Японии в 1990-х годах

Секторы

Отрасль

Стоимость экспорта (в тыс. долларов) в 1996 году |

Доля в общемировом экспорте в 1996 году

Офисное оборудование

Печатное оборудование, не вошедшее в другие разделы

Печатная краска

Переплетное оборудование

323 556

310136 124495

20,96 I

13,99 13,86

Транспорт

Не указанные в других разделах детали реактивных двигателей, турбовинтовые двигатели

388114

3,74 I

Широкопрофильные компании

Не учтенные в других рубриках детали машин для обработки камня, керамики, бетона, асбеста и т.д.

61 089

5,99 I

Сырье/металлургия

Катаное серебро

Необработанные отходы тантала

Необработанные отходы вольфрама

Никелевый штейн, агломерат  и т.д.

Слюда и отходы слюды

Никелевый лом и отходы

Другие необработанные металлы  платиновой группы

Природный кварц и кварциты

Отходы и лом чугуна и стали

Лом и отходы олова

Необработанный молибден и лом

Лом, опилки золота и т.п.

Лом и отходы драгоценных металлов

Промышленные алмазы

Отходы необработанного бериллия

Лом и отходы алюминия

Медикаменты, содержащие гормоны

14899 41191

7526 34399

3928 10283 24700

4097

7959

733

1233

22697

13 568

1691

12

9337

| 224666

32,59 I 20,1 9,88 8,27 8,24 5,5 5,17

3,94 3,17 2,63 2,35 2,19 1,78 1,03 0,94 0,44 3,72

Нефтехимия/химия

Хлористый винил

Другие азотистые соединения, неупомянутые в других местах

I 144781 384799

I 20,22 17,25

Нефтехимия/химия

Галогенные соединения, неметаллы Стирол

Соли неорганических кислот, не указанные в других разделах Отработанные химикаты и отходы Тетрахлорэтилен  Нефтяной битум и т.п. Газойль

Другие виды жидкого  топлива, не указанные ранее

Хлор Авиационный бензин

1 26808

411850

16771

7317

4535

25289

425830

497668

2276 196867

1 15^93 ~~ 14,3 11,22

10,03 7,63 3,03 2,46 2,34

1,68

1,65 |

Производство текстиля и одежды

Искусственное волокно, моноволокно и т.д.

Пряденая чесаная шерсть, тонкорунная шерсть

Пряжа из дисперсного  синтетического волокна

Ткани с ворсом и т.п., шерстяные ткани

Другие растительные волокна и отходы

Необработанные коровьи  и лошадиные кожи

3424

63826

2260

1901

111

11835

26^21

7,29

7,1

2,43 0,72 0,36

Оборонная

Метательные заряды

883

0,95

Жилищное строительство/ 1 домашнее хозяйство

Изделия из стекла, не указанные  в других рубриках

148551 1

2U9

Пищевая

промышленность/ производство напитков

Дрожжи и разные виды муки

Филе рыбы, свежее и  замороженное

Натуральные животные и растительные удобрения

Крупы, хлопья и т.д.

9784 [

8724

1077

2956

2,18 2,18 0,89

0,59


Примечание: развивающимися считались такие отрасли, в которых  доля Японии выросла после пика в  конце 1980-х, и такие, в которых  Япония существенно не экспортировала до конца 1980-х

Источник: UN trade statistics (Rev 2), анализ, проведенный авторами

 

Таким образом, уже в  течение нескольких десятилетий  конкурентоспособность Японии в разных секторах была неодинаковой. Даже в успешных отраслях рост контролируемой доли рынка продолжался за счет низких прибылей на капитал, а не реальных конкурентных преимуществ. Широкий спектр неэффективных, неконкурентоспособных отраслей и отсутствие новых значимых экспортных отраслей указывают на существенные проблемы японской экономики. «Мыльный пузырь», безусловно, оказал сильное негативное влияние на экономику, но, с другой стороны, он отвлек внимание от других, более глубоких проблем. В традиционной японской модели конкурентоспособности есть фундаментальные ошибки, которые не позволяют ей объяснять прошлые успехи и давать полезные рекомендации для будущего.

 

2.2 Бросая вызов общепринятым  представлениям

 

Каким образом появились  общепринятые представления о конкурентной модели Японии? Какие аргументы мы собираемся использовать, чтобы бросить им вызов?

Доминирующие представления  о причинах успеха Японии основаны почти исключительно на исследовании относительно небольшого числа отраслей. Исследователи, которые анализировали только эти удачные примеры, смело сделали вывод о том, что характерные для этих конкретных случаев причины должны объяснять и успехи всей страны в целом. Раз за разом изучались одни и те же отрасли: полупроводниковая, станкостроительная, сталелитейная. В большинстве случаев их основные успехи имели место десятилетие тому назад, и нужно отметить, что положение некоторых из них сегодня уже не такое устойчивое. Например, сегодня Япония уже не лидер полупроводниковой отрасли — она уступила эту позицию Соединенным Штатам.

Проблема еще более  усложняется тем, что предыдущие исследования в основном уделяли внимание тем аспектам японского бизнеса, которые отличали эту страну от других, в них слабо освещались сходства в базовых, основополагающих принципах. Авторами ряда наиболее влиятельных публикаций были западные политологи и политэкономисты, которых в первую очередь интересовала именно роль правительства. По этой причине для них было совершенно естественным обращать внимание, прежде всего, на особенности действий японского правительства, на основании которых делать вывод о том, что именно они объясняют успехи японского бизнеса. Исследователи конкуренции и менеджмента также обращали внимание на такие уникальные для Японии методы менеджмента, как канбан1 или всеобщий менеджмент на основе качества (TQM), отводя им большую роль в успехе всей страны.

Наконец, есть еще проблема исторического контекста. Многие действия и программы японского правительства  утвердились сразу после войны, когда экономика Японии была разрушена. Для быстрого восстановления были нужны экстренные меры. Когда Япония добилась успехов, многие из этих программ продолжали оставаться руководством к действию, фактически став препятствием для развития экономики. Поскольку исследователи сосредоточились на анализе нескольких успешных примеров, они не обратили внимания на указанные проблемы.

Большинство исследований Японии неудовлетворительно объясняют перемены глобальной экономики и места в ней Японии. Подъем японской экономики начался во время энергичных 1960-х годов и в начале 1970-х, когда западные компании процветали. Они тогда не воспринимали Японию как серьезного конкурента и охотно делились с японскими компаниями своими знаниями, вступали с ними в партнерства, давая японским компаниям доступ к рынкам и технологиям. В то время Япония была единственной азиатской страной, представленной на глобальных рынках, и никто на Западе еще не слышал об особенностях японской системы менеджмента.

Однако к 1980-м годам  картина существенно изменилась. Японские компании стали считаться  опасными конкурентами, а к 1990-м годам западные компании не только стали копировать лучшие черты японской системы менеджмента, но даже превзошли ее по ряду важных параметров. Одновременно ряд других, как азиатских, так и неазиатских, стран, где уровень заработной платы был низким, начали копировать японские образцы и конкурировать с Японией в тех отраслях, где она была сильна Подход, который хорошо работал ранее, уже был недостаточным для того, чтобы продолжать добиваться успеха в конкуренции и росте производительности.

СТРУКТУРА ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы использовали иной подход к исследованию источников успеха Японии в конкурентной борьбе. Во-первых, мы исследовали не только успехи, но и неудачи этой страны. В Японии всегда было много неконкурентоспособных отраслей, практически не представленных на международных рынках, которые почти не упоминались в других исследованиях. Однако лишь после исследования «неконкурентоспособной Японии» оказалось возможным объяснить успехи «Японии конкурентоспособной». Рекомендации для «выздоровления» Японии должны быть основаны на ясном понимании не только того, что работает, но и того, что не работает.

Во-вторых, мы повторно проанализировали весьма широкий спектр успехов Японии. Даже в период сегодняшней рецессии ряд японских отраслей остаются конкурентоспособными в глобальном масштабе. Для того чтобы понять, почему это происходит, мы проанализировали двадцать отраслей, которые представляют все важные секторы японской экономики. Для того чтобы наше исследование было репрезентативным, мы включили в него конкурентоспособные отрасли, развитие которых пришлось на различные десятилетия — от 1940-х до 1990-х.

В-третьих, исследования ключевых элементов японской экономической политики мы дополнили статистическим анализом экономики в целом. Мы хотели проверить, есть ли связь между легальными картелями, спонсируемыми правительством совместными исследованиями и разработками, интенсивностью внутренней конкуренции и другими переменными с одной стороны и успехами в международной конкуренции — с другой. Наши результаты по всем трем перечисленным направлениям противоречат общепринятым представлениям.

Книга организована следующим  образом: в главе 2 описывается японская модель правительственного регулирования  экономики и ее обоснование. Далее  мы рассматриваем, какую роль в реальности играла эта модель, как в конкурентоспособных, так и в неконкурентоспособных отраслях. Настоящая проверка модели заключается в том, может ли она помочь предсказать и показать отличия между конкурентоспособными и неконкурентоспособными отраслями. Мы также детально проанализируем два широко обсуждаемых аспекта японской правительственной политики: легальные картели и поддерживаемые правительством совместные программы исследований и разработок.

1. Справедливости ради нужно отметить, что был ряд призывов к реструктуризации, особенно финансового сектора, но консенсус относительно того, какой именно должна быть эта реструктуризация, так и не был достигнут.

2. Обсуждение причин экономического процветания стран и различий между конкурентоспособностью страны и конкурентоспособностью фирмы приводится в главе 1 книги М. Портера The Competitive Advantage of Nations (1990).

 

 

Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

В основе японской модели управления экономикой лежит особая концепция процесса экономического развития и понимание конкуренции. Она подразумевает прямой отказ от ряда форм конкуренции и попытку направить конкуренцию по другому пути.

Логическое обоснование японской модели государственного регулирования лежит в представлении о том, что правительство, в отличие от отдельных фирм, видит экономические проблемы в широкой перспективе. Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт — основа экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, потому что именно они могут обеспечить рост экономики, экспорта и уровня жизни, что Япония должна экономить ресурсы и поэтому избегать разрушительных и расточительных последствий конкуренции. И наконец, что определенные отрасли экономики нуждаются в защите, чтобы они могли вырасти до таких масштабов, которые позволят им успешно конкурировать на международных рынках. Быстрый рост экономики и конкурентоспособности Японии обычно приписывается комплексу правительственных мер, который был разработан на основе этой концепции.

Параметры японской модели государственного регулирования были выделены с помощью  неоднократного анализа реального  положения дел в ряде успешных отраслей: угольной в 1950-х годах, сталелитейной и судостроительной в 1960-х, полупроводниковой в 1970-х и компьютерной в 1980-х. Такой подход, однако, некорректен, потому что упомянутые отрасли не могут представлять всю экономику в целом. Примером может служить производство мотоциклов в 1960-х годах, аудиотехники в 1970-х, автомобилей в 1980-х и игрового программного обеспечения в 1990-х. Японская модель регулирования почти не применялась и не влияла на развитие большинства конкурентоспособных отраслей японской экономики. И наоборот, эта модель широко использовалась в тех отраслях, которые были и остаются неконкурентоспособными. Она также привела к появлению громоздкого и неэффективного внутреннего сектора экономики, который оказался тяжелым грузом для экономики Японии в целом.

 

3.1 Истоки японской  модели государственного регулирования

 

Современная история  вмешательства японского правительства  в развитие промышленности начинается сразу после окончания Второй мировой войны, когда страна лежала в руинах и правительство искало способ восстановить экономику и платежный баланс. С течением времени сторонники правительственного регулирования оправдывали продолжающееся вмешательство в экономику тем, что промышленность стран, поздно начавших свое развитие, — а именно такой была Япония — надо поддерживать, чтобы догнать более развитых конкурентов.

Первоначально внимание правительства было сосредоточено  на основных отраслях экономики: сталелитейной, электроэнергетической, химической и угольной. В химическом секторе, например, правительство направляло иностранную валюту в первую очередь на развитие производства нейлона и винила, что предусматривал принятый в 1949 году «План ускоренного развития производства синтетического волокна». Затем для последующего расширения масштабов производства синтетических волокон в 1953 году был принят новый «План дальнейшего развития производства синтетических волокон». Обширная система правительственного управления экономикой и ее поддержки была создана именно в этот период. Например, правительство установило предельные уровни цен на химикаты, приняв временный Закон для стабилизации спроса и предложения на удобрения в 1954 году и начав поощрять кооперацию производителей, стимулируя их стабилизировать цены для фермеров, приняв сходный закон в 1964 году. Принятием Закона о временных мерах для стабилизации ряда отстающих в развитии отраслей в 1978 году и Закона о структурной оптимизации в 1983 году, правительство разрешало определенному кругу компаний вступать в картели, чтобы избежать перепроизводства. Эти законы относились ко многим базовым отраслям.

Информация о работе Экономическая модель Японии