Экономическая модель Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Япония остается мощным меж¬дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници¬ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас¬лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз¬неса станут меняться.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Экономическая модель Японии.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Во второй неконкурентоспособный сегмент японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная и оптовая торговая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.

Одно из следствий  существования «двух Японии» — очень высокая стоимость жизни в стране. Высокая заработная плата японских рабочих нивелируется высокой стоимостью товаров и услуг первой необходимости, включая еду, жилье, бензин, одежду, упакованные потребительские товары и услуги в целом. В таблице 1-1 приводится сравнение цен на ряд товаров и услуг в Японии, Великобритании и США в 1993 году, которые рассчитаны по отношению к средним ценам стран — участниц OECD (Организации экономического сотрудничества и развития). Цены на все товары и услуги в Японии значительно выше, чем в Великобритании и США, за исключением медицинских услуг: в Японии правительство ограничивает рост цен на медицинские услуги, что, правда, снижает их качество, затрудняет разработку и применение новых методов лечения и лекарств.

Японцы должны слишком  много платить практически за все. На еду им приходится тратить 20% семейного дохода — в сравнении  с 12%, которые тратят на эти цели домохозяйства  в Соединенных Штатах. Типичная японская семья может себе позволить купить дом только один раз, и большинству японцев удается сделать это только после выхода на пенсию.

 

Таблица 1-1. Сравнительные  цены ряда товаров и услуг в  долларах, 1993 (среднее по OECD = 100)

 

Япония

США ^

Великобритания

Продукты питания

205

78

74

Рестораны, кафе, отели

178

68

121

Бытовая техника

171

81

101

Одежда и обувь

165

77

73

Рента, топливо и электроэнергия

156

91

78

Строительство

155

84

74

Транспорт и коммуникации

141

81

110

Медицина и здравоохранение

87

136

70


 

В результате уровень  жизни японцев был и остается более низким, чем можно было бы предположить, рассматривая только доход на душу населения в этой стране. В таблице 1-2 представлены данные об уровне ВНП на душу населения (рассчитанном в долларах) в сравнении с ВНП на душу населения, скорректированным с учетом паритета покупательной способности. Паритет покупательной способности учитывает различия в стоимости жизни и ведения бизнеса в данной стране. Если говорить о реальных доходах на душу населения (с учетом паритета покупательной способности), то Соединенные Штаты оказываются на первом месте, а вот место Японии существенно ниже.

Таблица 1-2. Валовой национальный продукт на душу населения по странам  в 1998 году, не скорректированный и  скорректированный с учетом паритета покупательной способности

Место

Страна

Не скорректированный (в долларах)

Место

Страна

Скорректированный с  учетом паритета покупательной способности (в долларах)

1

Швейцария

40080

1

Соединенные Штаты

29340

2

Норвегия

34330

2

Сингапур

28620

3

Дания

33 260

3

Швейцария

26620

4

Япония

32380

4

Норвегия

24290

5

Сингапур

30060Д

5

Канада

24050

6

Соединенные Штаты

29340

6

Дания

23 830

7

Австрия

26850

7

Бельгия

23480

8

Германия

25 850

8

Япония

23180

9

Швеция

25620

9

Австрия

22740

10

Бельгия

25 380

10

Франция

22 320

11

Франция

24940

11

Гонконг, Китай

22000

12

Нидерланды

24760

12

Нидерланды

21 620

13

Финляндия

24110

13

Германия

20810

14

Гонконг, Китай

23 670

14

Великобритания

20640

15

Великобритания

21400

15

Финляндия

20270

16

Австралия

20300

16

Италия

20200

17

Италия

20250

17

Австрия

20130

18

Канада

20020

18

Швеция

19480

19

Ирландия

18340

19

Ирландия

18340

20

Израиль

15 940

20

Израиль

17310

21

Новая Зеландия

14700

21

Испания

16060

22

Испания

14080

22

Новая Зеландия

15 840 I


 

Означает ли это, что японские потребители несут на своих плечах непомерно тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и конкурентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Японии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономическими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположения оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий получились очень серьезными.

По указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом  долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт  расширялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконкурентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимости жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.

Все эти долговременные признаки слабости японской модели экономики — дополнительное свидетельство того, что она уже практически исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.

Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99

 

Рисунок 1-3. Рост реального  валового национального продукта Японии, 1956-1998 гг.

Примечание: реальный ВНП  в ценах 1990-го года. Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник: Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department, Bank of Japan

 

Доля Японии в мировом  экспорте в послевоенный период устойчиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исторически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.

В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирового экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), начиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.

Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном  рынке, доля экспорта Японии снизилась  в 1250 отраслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).

Отчасти это объясняется  тем фактом, что японские компании перенесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяснялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими соображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную производительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.

Отрасль за отраслью Япония теряла свои конкурентные преимущества. Например, японские производители телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники ориентировались на аналоговые технологии. Они действительно научились выпускать отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники, которая преобразовывала аналоговые волны в звуки и образы. А вот компании США стали пионерами цифровых технологий, которые преобразуют аудио- и видеосигналы в последовательность нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку японские компании все еще отстают в области цифровых технологий, их американские конкуренты стали опережать их не только в области бытовой электроники, но и в производстве фото- и видеокамер.

 

Рисунок 1-4. Доля Японии в  мировом экспорте, 1960-1997 гг.

Примечание: доля в мировом  экспорте рассчитана на основе пересчета  в доллары США по ценам 1995 года для всех стран за все годы

Источник: World Bank National Accounts, расчеты авторов

 

Таблица 1-3. Изменения доли различных  стран в мировом экспорте после  пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную  торговую классификацию)

Секторы отраслей

Отрасли, доля которых возрастает (>.1 пункта)

Отрасли, доля которых  снижается (<-.1 пункта)

Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта)

Без учета Японии

Всего

Офисное оборудование

4 |

33 |

1 |

1

39

Полупроводники/ компьютеры

0 1

12 I

0 I

0

12

Развлечения/досуг

5 1

59 I

3

0

67 I

Транспорт

9

88 |

2 |

2

101 I

Энергетика

2

37

0

0

39 |

Телекоммуникации

0

6

0

0

6 I

Широкопрофильные компании

10

130

1

0

141 I

Сырье/металлургия

40

149

27

10

226 |

Здравоохранение

4

24

2

0

30

Нефтехимия

40

134

5

8

187 I

|Текстиль/одежда

26

200

17

3

246 |

Бытовые услуги

2

55

9

0

66 |

Оборона

2

5

4

0

11 |

Жилищное строительство/ |домашнее хозяйство

4

126

6

0

136 I

Лесная промышленность

4

55

11

0

I 70

Пищевая

промышленность/ производство напитков

14

137

114

21

I 286

Всего

| 166

| 1250

202

45

]_ 1663


 

В конце концов, японская экономика утратила способность конкурировать в глобальном масштабе в новых экспортных отраслях. В период 1950-х, 1960-х, 1970-х и в начале 1980-х годов японские компании последовательно проникали в новые высокотехнологичные отрасли, где создается больше добавленной стоимости, переходя от производства текстиля к стали, а затем — к автомобилям и полупроводникам. Это было одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого росла производительность экономики, повышался уровень жизни, двигавший вперед японскую экономику. Однако в конце 1980-х и в 1990-х темпы этого движения снизились, а затем оно и вовсе прекратилось, что было явным признаком серьезных проблем.

Информация о работе Экономическая модель Японии