Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа
Япония остается мощным меж¬дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници¬ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас¬лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз¬неса станут меняться.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К рассмотренным выше мерам японского правительства, которые способствовали конкурентоспособности, можно добавить еще три: политику, направленную на получение «терпеливого» капитала, универсальную, весьма жесткую систему начального образования и выпуск большого числа квалифицированных инженеров. Хотя они и не упоминаются в традиционной модели, мы обнаружили их позитивную роль, анализируя примеры конкурентоспособных отраслей.
В целом, как показывает таблица 3-2, правительство сыграло множество ролей в успехе японских отраслей. Однако это были не те роли, которые чаще всего ассоциируются с Японией, и не те, которые чаще всего копировались другими странами.
Таблица 3-3. Неконкурентоспособные отрасли японской экономики
Сектор |
Индустрия |
Положение Японии в 1998 году |
Высокотехнологичное производство |
Гражданская авиация |
Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в гражданском авиастроении |
|
Химическая |
6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится для защищенного внутреннего рынка |
Услуги |
Ценные бумаги |
Отстает от Соединенных Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные финансовые инструменты и венчурный капитал. Деятельность на международных финансовых рынках в основном связана с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства |
|
Программное обеспечение |
Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения* |
Потребительские товары |
Моющие средства |
Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически не представлены на международных рынках |
|
Одежда |
Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в этой отрасли |
Готовые пищевые продукты |
Шоколад |
Менее чем 0,1 % мирового экспорта |
Источник: Economist, 25 мая, 1996
3.4 Японская модель менеджмента
Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Хотя различные варианты этой модели несколько отличаются друг от друга, практически все они включают элементы, представленные на рисунке 3-4. Эта модель объясняет особенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений,
• Высокое качество и низкие затраты
• Разнообразие моделей продукции и их характеристик
• Система бережливого производства
• Отношения к сотрудникам как к важному активу компании
• Пожизненный наем
• Лидерство на основе консенсуса
• Прочные связи между компаниями
• Долгосрочные цели
• Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли
• Тесные взаимоотношения с правительством (обсуждались в главе 2)
• Высокое качество и низкие затраты
Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Японские компании поняли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают затраты, но и служат лучшим методом достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование сборочных автоматов для производства электронной продукции японскими компаниями в начале 1980-х годов привело к беспрецедентно низкому уровню дефектности.
• Широкое разнообразие моделей и их характеристик
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.
• Система бережливого производства
Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что позволило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ
ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.
Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и прибыли — кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в новые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.
Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны — это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли — обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве — при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкуренции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция — напрасная трата ресурсов. Как обсуждалось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики правительства должно стать устранение препятствий для повышения производительности.
Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки — одна из важнейших задач.
Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции — вместе или по отдельности.
Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает интересы частного бизнеса.
До недавнего времени Япония проводила разумную макроэкономическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже самого масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэкономические основы производительности определяются двумя взаимосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.
Нефтяной кризис послужил
катализатором для выхода Японии
на ведущие позиции в мире в
области энергосберегающих
Кризис иены, в результате которого стоимость японской валюты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики — низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные страны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции.
Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально изменилась. Прошлые и нынешний кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины предыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же трудности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоровления экономики достаточно лишь мер финансового характера.
В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, научиться экономить энергию и повысить качество продукции. В нынешнее время цель уже не так очевидна.
Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлением повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, — не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-прежнему весьма тяжелы на подъем.