Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа
Япония остается мощным меж¬дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници¬ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас¬лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз¬неса станут меняться.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Ранние сигналы тревоги
2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям
Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специалисты по планированию из японского правительства полагали, что регулирование производственных мощностей и предотвращение излишней конкуренции нужны для долговременного развития японской промышленности. Их также тревожило то, что японские компании были слишком малы для того, чтобы воспользоваться преимуществами экономии масштаба производства, необходимыми для конкуренции на международных рынках. Чтобы воспользоваться экономией масштаба, компаниям настоятельно рекомендовали заняться кооперацией путем разделения продуктовых линеек, что позволяло увеличить объем выпуска продукции. Слияния также поощрялись, потому что они были наиболее эффективным способом быстро добиться эффекта масштаба12. Такие идеи впервые были высказаны MITI в 1963 году, но правительство продолжало неуклонно им следовать вплоть до 1990-х, несмотря на тот факт, что к этому времени японские корпорации уже стали крупными игроками на глобальном рынке.
Для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать излишней конкуренции, правительство иногда активно поощряло слияния. Например, в отрасли морских перевозок правительство не стало взимать процент по кредитам, выданным банком Japan Development Bank в середине 1960-х, и руководило процессом консолидации отрасли, в результате которого компании были объединены в шесть групп. В банковской отрасли Министерство финансов также содействовало слияниям и разрешало объединившимся банкам проводить реорганизацию своих филиалов, в результате чего были созданы банки Daiichi Kangyo Bank и Taiyo Kobe Bank.
• Официальное разрешение картелей
Правительство также стремилось ослабить влияние цикличности деловой активности, увеличить масштаб операций при помощи создания легальных картелей, а также помогать отраслям, находящимся в кризисе. При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна будет снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Одним из типов картелей были рецессионные картели (recession cartel), которые помогали компаниям и отрасли в целом выживать в трудные времена. Их обоснованием было стремление избежать безработицы (и в компаниях-производителях, и в компаниях-поставщиках), которая была бы неизбежной в случае банкротств компаний, — а это оказалось бы серьезной проблемой, учитывая характерный для Японии низкий уровень мобильности рабочей силы. Сохранение рабочих мест расценивалось правительством как социально важная задача, решение которой оправдывало создание картелей.
Во время рецессии 1965 года, например, во многих отраслях, включая производство автомобильных покрышек, фотокамер, химикатов, бумаги, стали, сахара и пряжи, было разрешено создавать картели. Рецессия 1981 года дала толчок созданию картелей в производстве асбес-тоцементной кровельной плитки, цемента, этилена, стекловолокна, бумаги, полиэтилена, поливинилхлорида и пряжи. В период рецессии 1987 года было одобрено создание картелей в судостроительной промышленности и в производстве дизельных двигателей. В целом в период с 1953 по 1989 год японское правительство одобрило создание 81 рецессионного картеля. В Японии были разрешены и другие типы картелей. Среди них — рационализационные картели (rationalization cartels) и экспортно-импортные картели. Более подробно мы обсудим это ниже.
• Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций
Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов (таких как банки, предоставляющие долгосрочные кредиты, или банки, специализирующиеся на кредитах средним и мелким компаниям). Целью этих мер было рациональное направление ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала был еще неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования. Хотя попытки отмены государственного регулирования финансовой отрасли продолжались, ситуация мало изменилась и в 1990-х годах, несмотря на то, что японские фирмы получили доступ на зарубежные рынки капитала.
Регулирование японского рынка капитала было направлено «на защиту интересов акционеров», так как гарантировало, что фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, продолжат свой бизнес. Этот подход был назван «системой конвоя» по аналогии с морской практикой, когда конвой судов снижает скорость, чтобы от него не отстали даже самые медленные корабли (то есть наиболее слабые финансовые фирмы). При этом фирмам, ведущим операции с ценными бумагами, гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Затраты при этом, естественно, перекладывались продавцами и покупателями акций на рынки капитала. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции. Топ-менеджеры финансовых фирм обычно не реже одного-двух раз в день посещали Министерство финансов, наблюдавшее за их фирмой, и, чтобы решить свои проблемы, приглашали чиновников министерства в дорогие рестораны. Министерство жестко контролировало финансовую информацию. Однако доходы акционеров, эффективность и прозрачность финансового рынка не были главными приоритетами.
Политика правительства не благоприятствовала росту влияния акционеров, поскольку считалось, что интересы акционеров отличаются от интересов фирмы и экономики в целом. Например, требования к публикации финансовой отчетности были очень мягкими, и у компаний были очень широкие возможности для маневров. Были установлены правила, существенно затрудняющие поглощение компаний в Японии по сравнению с США. Практика взаимного владения акциями других компаний также защищала компании от давления рынков капитала. У советов директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как, согласно правилам, в совет директоров должны входить только инсайдеры, то есть свои. Почти все компании проводили свои собрания акционеров в один и тот же день, поэтому у активных акционеров (некоторые из которых были оппортунистами, желающими получить за свои акции компенсацию) не было возможности сконцентрировать свои действия на одной компании.
• Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок
Японское правительство играло большую роль в организации и финансировании совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Идеей таких проектов было распределить расходы на НИОКР между несколькими участниками и избежать напрасных затрат и дублирования работ. Широко известным примером спонсируемого правительством совместного проекта в области НИОКР был проект VLSI (Very Large-Scale Integrated Circuit, сверхбольших интегральных схем), целью которого было помочь Японии совершить прорыв в полупроводниковых технологиях. Этот проект, в котором участвовали все крупнейшие японские производители полупроводников, выполнялся с 1975 по 1985 год, и правительство взяло на себя 22% всех затрат. Многие полагают, что именно этот проект помог японским полупроводниковым компаниям стать мировыми лидерами в своей отрасли. Однако, как мы увидим, проект VLSI нельзя считать типичным, и Япония постепенно утратила свое лидерство в полупроводниковой отрасли.
• Ясная макроэкономическая политика
В дополнение к другим мерам японское правительство проводило также стабильную макроэкономическую политику. Низкие затраты на оборону позволяли правительству много лет добиваться профицита бюджета. Уровень индивидуальных сбережений граждан был высок, что отчасти объяснялось политикой правительства, а отчасти тем, что гражданам требовалось экономить и откладывать много денег на покупку дома или на пенсию. Конечным результатом всего этого было обильное предложение дешевого капитала, который корпорации могли инвестировать в свой рост13. На рисунке 2-2 сравниваются официальные учетные ставки в Японии и в Соединенных Штатах с 1970 по 1999 год. В 1987 году стоимость капитала в Японии была фактически бесплатной — даже без учета инфляции.
Рисунок 3-2. Официальные учетные ставки, Япония и Соединенные Штаты (1970-1999)
Таблица 3-1. Конкурентоспособные отрасли японской экономики, подвергнутые анализу
Сектор |
Отрасль |
Позиция Японии |
Электроника |
Автомобильные аудиосистемы |
Мировой лидер |
|
Факсимильные аппараты |
Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) |
|
Домашние аудиосистемы |
Мировой лидер в производстве и экспорте многих видов бытовой аудиоаппаратуры |
|
Микроволновое и спутниковое коммуникационное оборудование |
Мировой лидер в производстве аппаратуры для спутниковой связи |
|
Полупроводниковая продукция |
Мировой лидер в начале 1990-х |
|
Пишущие машинки |
Мировой лидер | |
|
Видеомагнитофоны |
Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | |
Продукция для отдыха и досуга |
Музыкальные инструменты |
Мировой лидер |
Машиностроение |
Бытовые воздушные кондиционеры |
Мировой лидер в начале 1980-х |
|
Швейные машины |
Мировой лидер в производстве и экспорте промышленных швейных машин |
|
Робототехника |
Мировой лидер I |
Материалы |
Углеродное волокно |
Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами |
|
Синтетические ткани |
Мировой лидер |
Оптические и прецизионные 1 инструменты |
Фотокамеры |
Доминирует в мировом производстве и экспорте (почти 80%) |
Готовые пищевые продукты |
Соевой соус |
Мировой лидер |
Программное обеспечение |
Видеоигры |
Мировой лидер |
Транспорт |
Автомобили |
Мировой лидер |
|
Вилочные погрузчики |
Мировой лидер |
|
Покрышки для грузовиков и автобусов |
Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами |
|
Грузовики |
Мировой лидер |
Ряд других аспектов политики правительства — политическую стабильность, бюрократию, которая в течение длительного времени проводила последовательную и преемственную политику, высокий уровень начального образования — также относят к факторам, способствовавшим успеху Японии.
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
Сравнение элементов объяснить различия между успешными и неуспешными отраслями японской экономики. Под влиянием правительством на успешные отрасли, которые показали двадцать конкурентоспособных отраслей японской экономики, данные о которых представлены в таблице 3-1. Эти отрасли были выбраны из всех секторов экономики, где Япония считается особенно конкурентоспособной: машиностроение (робототехника, производство бытовых воздушных кондиционеров и швейных машин); электроника (полупроводники, видеомагнитофоны, факсимильные машины, домашняя аудиотехника, автомобильные аудиосистемы, пишущие машинки, оборудование для микроволновых и спутниковых коммуникаций), приборостроение (фотокамеры), материалы (углеродное волокно и синтетические ткани), транспорт (автомобили, грузовики, покрышки для грузовиков и автобусов, вилочные погрузчики) и товары для отдыха и досуга (музыкальные инструменты). Изучив эту широкую выборку конкурентоспособных отраслей, что признаки влияния правительства практически полностью отсутствуют. В таблице 3-2 (она приведена в конце этой главы) детально описывается политика, проводившаяся правительством в каждой из этих отраслей. Здесь не было ни крупных правительственных субсидий, ни вмешательства в конкуренцию. Только одно исключение — производство швейного оборудования, достаточно старую отрасль, которая была объектом правительственного регулирования в первые годы после окончания Второй мировой войны. Тогда ставилась цель удовлетворить внутренний спрос на одежду и обеспечить занятость. Но даже в этой области Япония сегодня конкурентоспособна не в производстве бытовых швейных машинок, а в производстве промышленного швейного оборудования, которое не включалось в круг целевых отраслей и не получало поддержки правительства. Таким образом, модель правительственного регулирования не позволяет объяснить успехи Японии в международной конкуренции.
Когда мы более глубоко проанализировали эти конкурентоспособные на международном рынке отрасли, то обнаружили, что правительство все же сыграло в них определенную роль, но не такую, как ожидалось. В некоторых из этих отраслей при помощи ряда инициатив правительство стимулировало возникновение раннего спроса на новую продукцию, помогая таким образом повысить их конкурентоспособность. Например, в производстве факсимильных машин компания NTT (в то время японская правительственная телефонная компания) активно поддерживала использование факсимильных технологий в офисах. В начале 1970-х Япония была одной из первых стран, которая разрешила передачу факсимильных сообщений по общим телефонным линиям. В 1976 году NTT утвердила несколько типовых моделей факсов (которые соответствовали стандартам NTT), и с этого момента уже не требовалось получать индивидуальные разрешения для каждого факсимильного аппарата, хотя многие другие страны в это время вообще запрещали подключение факсов. NTT также инвестировала существенные суммы в маркетинг факсимильной связи и создание выделенных телефонных линий. Правительственные структуры, такие как национальные силы самообороны, полиция, японские национальные железные дороги, служба прогноза погоды, были среди первых организаций, которые стали использовать факсы. Правительство и частный бизнес быстро согласились использовать для факс-машин международный стандарт G3, чтобы все аппараты могли быть совместимы друг с другом.
В 1977 году MITI сократило срок амортизации факсимильных аппаратов с десяти до пяти лет, чтобы побудить пользователей покупать более дорогие модели, обладавшие большими возможностями. Японское правительство также поддерживало использование факсимильного оборудования, согласившись принимать документы по факсу. В 1985 году, например, Патентная служба признавала заявки, присланные по факсу, официальными документами. Служба регистрации патентов и торговых марок США, напротив, считала факсы документами без подписи и отказывалась их принимать. Хотя японское правительство признавало законными не все документы, присланные по факсу, его политика помогла утвердиться доверию к этому новому средству коммуникаций. В совокупности все эти меры помогли раннему созданию рынка для факсимильного оборудования, а это, в свою очередь, вызвало спрос на более сложные и совершенные модели факс-машин и побудило японские компании инвестировать в отрасль и совершенствовать свою продукцию.
Похожая история произошла и в робототехнике. Для облегчения использования промышленных роботов средними и мелкими компаниями была создана Japan Robot Leasing Company. Две финансовые компании — Small Business Finance Corporation и The People's Finance Corporation — также предоставляли средним и мелким компаниям финансирование для того, чтобы они смогли приобретать роботов и обеспечить технику безопасности. Кроме того, были снижены нормы амортизации на высокопроизводительных роботов, управлявшихся компьютерами. Специальная налоговая скидка на амортизацию достигла своего пика в 1978-1979 годах, когда покупатели могли в течение первого года эксплуатации высокопроизводительных роботов списать 25% их стоимости. В 1982-1983 эта специальная скидка была снижена до 10%, а потом и совсем отменена, когда использование промышленных роботов стало распространенной практикой. Так же, как и в случае с факсимильной связью, японское правительство не только помогало сформировать ранний спрос, но и поддерживало спрос на более совершенные модели роботов, что побуждало производителей к инновациям и совершенствованию своей продукции. В Японии, как и везде, стимулировать спрос оказалось значительно более эффективной мерой, чем субсидировать предложение.
В других случаях через установление высоких стандартов правительственное регулирование способствовало инновациям. Например, производителям бытовых воздушных кондиционеров нужно было выполнять весьма жесткие нормативы принятого в 1979 году Закона об энергосбережении, согласно которому к 1983 году требовалось сократить потребление электроэнергии в среднем на 17%. Реализация этого закона потребовала много усилий, направленных на уменьшение потребления энергии, одним из результатов которых стало изобретение ротационного компрессора. Это изобретение было технологическим прорывом, позволившим существенно сократить расход энергии. В дополнение к тому, что Япония стала мировым лидером в компрессорных технологиях, она также значительно повысила свою конкурентоспособность в других технологиях охлаждения, включая замораживание, а также стабилизацию состава и конденсацию воздуха.