Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    В 2007 г. ФРГ заняла 16-е место в  рейтинге конкурентоспособности «IMD» (в 2003 г. – 20-е, 2004 г. – 19-е, 2005 г. -21-е, 2006 г. – 25-е). Все четыре индикатора, на основании которых выводится совокупный рейтинговый индекс, для Германии значительно улучшились. По показателю «положение в экономике», охватывающему макроэкономическую ситуацию, ФРГ переместилась на 8-ю позицию (в 2006 г. – 20-е место). [19, с. 5] По мнению аналитиков, это связано с ростом германского экспорта и привлекательностью страны для портфельных инвестиций. Однако темпы роста ВВП ФРГ и приток прямых иностранных инвестиций остаются невысокими.

    «Эффективность  правительства» ФРГ, оцениваемая по состоянию государственных финансов, налоговой политике и общей экономической политике руководства страны, за прошедший год также повысилась. По данному показателю Германия заняла 23-е место (в 2006 г. – 28-е место). В качестве сдерживающих факторов в исследовании «IMD» указываются высокие ставки налогообложения доходов и имущества предприятий, строгие меры государственного регулирования для работодателей в части увольнения персонала и большой дефицит государственного бюджета. «Несмотря на обстоятельство, что  политика правительства была достаточно эффективна, многие задачи еще не решены», - полагает член совета директоров «IMD» К. Креклау. Так, в рейтинге «IMD» по состоянию государственных финансов ФРГ находится на 430 месте.

    По  показателю «эффективность бизнеса» Германия переместилась с 28-го на 25-е место. [19, с.5] Улучшение позиций аналитики связывают со снижением издержек на оплату труда за единицу выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности, а также с достаточно высокой эффективностью хозяйствования малого и среднего бизнеса. Отрицательное влияние на этот показатель оказывает небольшая продолжительность рабочей недели (по этому показателю ФРГ занимает 5-е место).

    Традиционно высокий показатель для Германии «состояние инфраструктуры» (в 2007 г. – 7-е место против 9-го в 2006 г.)  [19, с.20] также улучшился. На его рост позитивное влияние оказало сокращение стоимости телекоммуникационных тарифов, увеличение числа персональных компьютеров и улучшение медицинского обеспечения. По мнению аналитиков, сдерживающим фактором для ФРГ в этой сфере являются недостаточный уровень инвестиций в систему коммуникаций и дефицит квалифицированных кадров.

    Как полагают экономисты «IMD», в 2008 г. важным направлением в повышении конкурентоспособности Германии должны стать реформы налоговой системы и системы социального обеспечения, консолидация государственных финансов, разработка всеобъемлющей инновационной стратегии, улучшение системы образования, более гибкое регулирование рынка рабочей силы.

    Похожей точки зрения придерживаются специалисты  фонда «Bertelsmann - Stiftung», которые считают, что улучшение конкурентоспособности ФРГ будет связано с благоприятной мировой конъюнктурой, продолжение реализации провозглашенных реформ и проведением сбалансированной политики в сфере заработной платы. По мнению аналитиков «Bertelsmann - Stiftung», дальнейшее реформирование рынка труда должно идти по пути уменьшения количества безработных, а не увеличения ставки подоходного налога. Правительству также необходимо, считают экономисты, улучшить ситуации в области занятости низко квалифицированных кадров и в сфере социального страхования и обеспечения (например, при выплате пособий по уходу за определенными категориями граждан, при выплате пособий лицам, имеющих статус безработных длительное  время). В настоящее время характерной чертой рынка труда Германии является высокий уровень заработной платы.

    По  мнению экономистов, дальнейшее развитее актуальных тенденций мировой экономики  может вызвать ужесточение политики протекционизма в ЕС и США под  видом обеспечения экономической  безопасности, охраны прав интеллектуальной собственности и защиты социальных прав граждан.

    Похоже, что и внутри страны конъюнктура набирает обороты. После нескольких лет топтания на месте показатель климата деловой активности, разработанный Мюнхенским институтом экономических исследований (IfO) и оценивающий нынешнюю ситуацию в сфере бизнеса и перспективы предприятий, в апреле достиг самого высокого уровня за последние 15 лет. Важнейший германский барометр конъюнктуры свидетельствует о самой большой эйфории со времен бума, вызванного объединением Германии.

    По  поставленной задаче в данной главе  можно сделать вывод, что экономика Германии очень социально ориентирована. Это и есть основное отличие и важнейшая особенность немецкой социально-экономической модели. Нигде в мире не выделяется столько средств на выравнивание уровней жизни населения. Но в то же время нигде больше не поощряется безработица (посредством слишком высоких социальных пособий, являющихся антистимулами к поиску работы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ 

3.1 Проблемы развития экономики Германии на современном этапе 

    Незаинтересованность  иностранных инвесторов в создании высокотехнологических производств  в Германии приводит к постепенной  технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в генной инженерии и микроэлектронике. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта. Несомненно, что социально-рыночная экономика продолжает вредить научно-техническому развитию и сегодня. Приоритетом в государственной экономической политике являются не высокие технологии, а социальные программы, что влечет за собой потерю рынков высокотехнологической продукции и в будущем. Даже немецкие ТНК до трети своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии не выгодно [14, с.103].

    Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжают субсидировать  откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.

    Сохраняя  высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в более прогрессивных секторах экономики. Неслучайно, что сфера услуг в Германии, на которую приходится почти на 10% меньше создаваемого продукта [13, с.76], значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения доступа в страну иностранных инвестиций менее конкурентоспособным становится внутренний рынок.

    Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в экономике Германии очень высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом [6, с.491].

    Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства  Германии консолидация Восточных и  Западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок [12, с.39]. Для выравнивания уровня развития Западных и Восточных земель был даже введен специальный «налог на солидарность», предлагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.

    Для экономики Германии характера сверхиндустриализация, т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП (33,4%) по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции.

     

3.2 Приоритеты экономической политики правительства ФРГ 

    В результате победы ХДС на выборах  в Бундестаг 18 сентября 2005 г. пост канцлера ФРГ заняла Ангела Меркель, а незначительный перевес, с которым победа была одержана, привёл к необходимости формирования нового правительства Германии на основе «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ), которая уже находилась у власти в Германии в 1966-1969 годах. Сравнивая ситуацию конца 60-х годов с нынешней, многие эксперты приходят к неутешительным выводам: с одной стороны, этот период характеризовался динамичным экономическим ростом, но с другой, по распространённому мнению, современные проблемы германской экономики (как минимум, отчасти) являются следствием проводившейся тогда экономической политики.

    Незадолго до выборов журнал «Wirtschaftswoche» назвал тогда ещё прогнозируемую коалицию «немецкой иллюзией», а воспоминания немцев о политике правительства в конце 60-х годов «идиллическими». Позиция данного издания базируется на том, что, во-первых, тогда «большая коалиция» была сформирована в другой экономической и политической ситуации: она явилась следствием того, что в результате сравнительно мягкого (по сегодняшним меркам) кризиса партнёры по правившей тогда коалиции ХДС/ХСС и СвДП не смогли договориться по вопросам налоговой политики. СДПГ была более заинтересована в коалиции с ХДС/ХСС, что повышало её шансы на следующих выборах в Бундестаг. Расчёт оправдался: в 1969-1982 годах пост канцлера ФРГ занимали кандидаты от СДПГ (В. Брандт и Г. Шмидт).

    Во-вторых, за три года правления «большой коалиции»  в конце 60-х годов в экономической  политике ФРГ произошли серьёзные  изменения, последствия которых  ощущаются и по сей день. Эксперты относят к ним, прежде всего, расцвет кейнсианства и веры в способность государства эффективно управлять развитием конъюнктуры. Для финансирования кейнсианских инструментов экономической политики необходимо было увеличить расходную часть бюджета ФРГ.

    Стратегия «среднесрочного финансового планирования»  отнесла многие вопросы экономической  политики к совместной компетенции  федеральных органов власти и  правительств земель, увеличив расходы  с обеих сторон и в ряде случаев  смешав сферы ответственности. Больших вложений потребовала социальная политика, развивавшаяся особенно динамично в результате действий СДПГ и левого крыла ХДС, представленного тогда министром труда Х. Катцером.

    Финансирование  возросших расходов потребовало  увеличения налогов, высокий уровень которых большинство экспертов в настоящее время относят к важнейшим проблемам экономики ФРГ. В подготовленной Союзом германской промышленности («BDI») в июле 2005 г. брошюре «Инвестиции и производство в Германии» приводятся следующие приоритетные направления экономической политики:

    • инвестиции в НИОКР,
    • содействие инновациям,
    • реформа налогообложения,
    • модернизация рынка труда и социального обеспечения,
    • развитие транспортной инфраструктуры,
    • улучшение энергоснабжения,
    • повышение экономической эффективности охраны окружающей среды,
    • создание благоприятствующих экономическому росту правовых рамочных условий,
    • совершенствование системы федерального управления,
    • повышение конкурентоспособности в рамках ЕС и либерализация международной торговли. [21, с.31]

    В частности, рекомендуется усовершенствовать  систему финансирования вузов, содействовать  развитию телекоммуникаций и биотехнологии  и повышать эффективность государственных  расходов в этой сфере. Следует также  упростить налоговую систему, снизить некоторые налоги, например, налоги с корпораций и на энергию, пересмотреть налог на наследование, реформировать систему социального страхования, поднять пенсионный возраст до 67 лет, сделать более гибким рынок труда, увеличить инвестиции в федеральные пути сообщения до 12 млрд. евро в год и развивать воздушные и морские порты. [21, с.33]

    Рекомендуется также уменьшить нагрузку «экологических»  налогов на предприятия с тем, чтобы высокие стандарты в  сфере охраны окружающей среды не снижали конкурентных преимуществ производимой продукции и привлекательности инвестиций в ФРГ. Предлагается комплекс мер по упрощению экономического законодательства и дебюрократизации, совершенствованию правовых рамок для бизнеса и защиты интеллектуальной собственности. Реформа федерального управления предполагает более чёткое разграничение компетенций между федеральными органами власти и правительствами земель, сокращение участия Бундесрата в принятии новых законов и укрепление компетенций федерации в принятии решений на уровне ЕС.  

    Политика  в области европейской интеграции включает реализацию целей Лиссабонской стратегии, дальнейшую либерализацию  внутреннего рынка ЕС, повышение  эффективности институтов Евросоюза  и конкурентоспособности производимой в ЕС промышленной продукции, а также развитие европейского права, меньший бюрократизм и большую роль ЕС в развитии технологий, в частности увеличение расходов на НИОКР в бюджете ЕС. Применительно к либерализации международной торговли ФРГ заинтересована в укреплении ВТО, снижении тарифных и нетарифных барьеров, снятии ограничений в торговле услугами, недопущении использования средств торговой политики в социальных или экологических целях, поддержке немецких фирм в условиях глобализации и реформе политики содействия развитию.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии