Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50
В 2007 г. ФРГ заняла 16-е место в рейтинге конкурентоспособности «IMD» (в 2003 г. – 20-е, 2004 г. – 19-е, 2005 г. -21-е, 2006 г. – 25-е). Все четыре индикатора, на основании которых выводится совокупный рейтинговый индекс, для Германии значительно улучшились. По показателю «положение в экономике», охватывающему макроэкономическую ситуацию, ФРГ переместилась на 8-ю позицию (в 2006 г. – 20-е место). [19, с. 5] По мнению аналитиков, это связано с ростом германского экспорта и привлекательностью страны для портфельных инвестиций. Однако темпы роста ВВП ФРГ и приток прямых иностранных инвестиций остаются невысокими.
«Эффективность
правительства» ФРГ, оцениваемая по
состоянию государственных
По показателю «эффективность бизнеса» Германия переместилась с 28-го на 25-е место. [19, с.5] Улучшение позиций аналитики связывают со снижением издержек на оплату труда за единицу выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности, а также с достаточно высокой эффективностью хозяйствования малого и среднего бизнеса. Отрицательное влияние на этот показатель оказывает небольшая продолжительность рабочей недели (по этому показателю ФРГ занимает 5-е место).
Традиционно высокий показатель для Германии «состояние инфраструктуры» (в 2007 г. – 7-е место против 9-го в 2006 г.) [19, с.20] также улучшился. На его рост позитивное влияние оказало сокращение стоимости телекоммуникационных тарифов, увеличение числа персональных компьютеров и улучшение медицинского обеспечения. По мнению аналитиков, сдерживающим фактором для ФРГ в этой сфере являются недостаточный уровень инвестиций в систему коммуникаций и дефицит квалифицированных кадров.
Как полагают экономисты «IMD», в 2008 г. важным направлением в повышении конкурентоспособности Германии должны стать реформы налоговой системы и системы социального обеспечения, консолидация государственных финансов, разработка всеобъемлющей инновационной стратегии, улучшение системы образования, более гибкое регулирование рынка рабочей силы.
Похожей точки зрения придерживаются специалисты фонда «Bertelsmann - Stiftung», которые считают, что улучшение конкурентоспособности ФРГ будет связано с благоприятной мировой конъюнктурой, продолжение реализации провозглашенных реформ и проведением сбалансированной политики в сфере заработной платы. По мнению аналитиков «Bertelsmann - Stiftung», дальнейшее реформирование рынка труда должно идти по пути уменьшения количества безработных, а не увеличения ставки подоходного налога. Правительству также необходимо, считают экономисты, улучшить ситуации в области занятости низко квалифицированных кадров и в сфере социального страхования и обеспечения (например, при выплате пособий по уходу за определенными категориями граждан, при выплате пособий лицам, имеющих статус безработных длительное время). В настоящее время характерной чертой рынка труда Германии является высокий уровень заработной платы.
По
мнению экономистов, дальнейшее развитее
актуальных тенденций мировой экономики
может вызвать ужесточение
Похоже, что и внутри страны конъюнктура набирает обороты. После нескольких лет топтания на месте показатель климата деловой активности, разработанный Мюнхенским институтом экономических исследований (IfO) и оценивающий нынешнюю ситуацию в сфере бизнеса и перспективы предприятий, в апреле достиг самого высокого уровня за последние 15 лет. Важнейший германский барометр конъюнктуры свидетельствует о самой большой эйфории со времен бума, вызванного объединением Германии.
По
поставленной задаче в данной главе
можно сделать вывод, что экономика
Германии очень социально ориентирована.
Это и есть основное отличие и важнейшая
особенность немецкой социально-экономической
модели. Нигде в мире не выделяется столько
средств на выравнивание уровней жизни
населения. Но в то же время нигде больше
не поощряется безработица (посредством
слишком высоких социальных пособий, являющихся
антистимулами к поиску работы).
3 ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ
3.1 Проблемы
развития экономики Германии на современном
этапе
Незаинтересованность
иностранных инвесторов в создании
высокотехнологических
Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжают субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.
Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в более прогрессивных секторах экономики. Неслучайно, что сфера услуг в Германии, на которую приходится почти на 10% меньше создаваемого продукта [13, с.76], значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. Из-за ограничения доступа в страну иностранных инвестиций менее конкурентоспособным становится внутренний рынок.
Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в экономике Германии очень высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом [6, с.491].
Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация Восточных и Западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок [12, с.39]. Для выравнивания уровня развития Западных и Восточных земель был даже введен специальный «налог на солидарность», предлагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.
Для экономики Германии характера сверхиндустриализация, т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП (33,4%) по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции.
3.2 Приоритеты экономической
политики правительства ФРГ
В результате победы ХДС на выборах в Бундестаг 18 сентября 2005 г. пост канцлера ФРГ заняла Ангела Меркель, а незначительный перевес, с которым победа была одержана, привёл к необходимости формирования нового правительства Германии на основе «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ), которая уже находилась у власти в Германии в 1966-1969 годах. Сравнивая ситуацию конца 60-х годов с нынешней, многие эксперты приходят к неутешительным выводам: с одной стороны, этот период характеризовался динамичным экономическим ростом, но с другой, по распространённому мнению, современные проблемы германской экономики (как минимум, отчасти) являются следствием проводившейся тогда экономической политики.
Незадолго до выборов журнал «Wirtschaftswoche» назвал тогда ещё прогнозируемую коалицию «немецкой иллюзией», а воспоминания немцев о политике правительства в конце 60-х годов «идиллическими». Позиция данного издания базируется на том, что, во-первых, тогда «большая коалиция» была сформирована в другой экономической и политической ситуации: она явилась следствием того, что в результате сравнительно мягкого (по сегодняшним меркам) кризиса партнёры по правившей тогда коалиции ХДС/ХСС и СвДП не смогли договориться по вопросам налоговой политики. СДПГ была более заинтересована в коалиции с ХДС/ХСС, что повышало её шансы на следующих выборах в Бундестаг. Расчёт оправдался: в 1969-1982 годах пост канцлера ФРГ занимали кандидаты от СДПГ (В. Брандт и Г. Шмидт).
Во-вторых, за три года правления «большой коалиции» в конце 60-х годов в экономической политике ФРГ произошли серьёзные изменения, последствия которых ощущаются и по сей день. Эксперты относят к ним, прежде всего, расцвет кейнсианства и веры в способность государства эффективно управлять развитием конъюнктуры. Для финансирования кейнсианских инструментов экономической политики необходимо было увеличить расходную часть бюджета ФРГ.
Стратегия
«среднесрочного финансового
Финансирование возросших расходов потребовало увеличения налогов, высокий уровень которых большинство экспертов в настоящее время относят к важнейшим проблемам экономики ФРГ. В подготовленной Союзом германской промышленности («BDI») в июле 2005 г. брошюре «Инвестиции и производство в Германии» приводятся следующие приоритетные направления экономической политики:
В
частности, рекомендуется
Рекомендуется также уменьшить нагрузку «экологических» налогов на предприятия с тем, чтобы высокие стандарты в сфере охраны окружающей среды не снижали конкурентных преимуществ производимой продукции и привлекательности инвестиций в ФРГ. Предлагается комплекс мер по упрощению экономического законодательства и дебюрократизации, совершенствованию правовых рамок для бизнеса и защиты интеллектуальной собственности. Реформа федерального управления предполагает более чёткое разграничение компетенций между федеральными органами власти и правительствами земель, сокращение участия Бундесрата в принятии новых законов и укрепление компетенций федерации в принятии решений на уровне ЕС.
Политика
в области европейской
Информация о работе Особенности экономической модели Германии