Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Исторические  предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5

    1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5

    1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7

2 Особенности  экономической модели Германии…………………………….15

    1. Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
    2. Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20

3 Перспективы  развития экономики Германии………………………………..30

    3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30

    3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31

    3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49

Карта……………………………………………………………………………...50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Федеративная  Республика Германия – демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Население Германии - 82,4 млн. человек. ВВП на 2007 г. составляет 2833,0 млрд. $, а ВВП на душу населения - 34400 $. Темп роста ВВП равен 2,6%, а инфляция – 2%. В административно-территориальном отношении Германия состоит из 16 земель, которые делятся на административные округа («Regierungsbezirk»), округа – на административные районы («Kreis») и города вне-районного подчинения; низовая единица – община («Gemeinde»). Основные компетенции в области регулирования использования территории и регионального планирования принадлежат землям. Одной из важных общегосударственных программ считается совместная (федерации и земель) программа улучшения региональной хозяйственной структуры, финансируемая федерацией и землями на паритетных началах. Распределение федеральной помощи между регионами страны согласовывается с руководством Европейского союза (ЕС) в Брюсселе. Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории.

    Свою  внешнюю политику ФРГ проводит в  тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия, являясь членом Европейского союза, НАТО и «Большой восьмерки», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

    Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что Германия является важным для России торговым партнером. 17,5% экспорта ФРГ приходится на российский рынок. Налажены партнёрские, экономические отношения. Существует множество немецких фирм, имеющих представительства в России.

    Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии. В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
  2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
  3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

    Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ 

1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии 

    Германская  экономика была очень быстро возрождена, став необычно устойчивой и жизнеспособной. Л. Эрхард, под руководством которого в 1948 году в Германии началось осуществление денежной и экономической реформ, хорошо понимал и максимально учитывал в своей практической политике, что кроме правильного направления экономического курса политического руководителя обязательно должен учитываться социальный фактор, фундаментальные национальные интересы.

    На  тот момент экономика Германии переносила тяжелый кризис. Промышленное производство составляло всего 40% от уровня 1936 года. Катастрофически не хватало самых элементарных товаров. Неимоверно разбухшая денежная масса не оставляла шансов для проведения сколько-нибудь разумной денежно-финансовой политики. Процветали спекуляция и черный рынок. [3, с. 72]

    Господствовали голод, нужда и экономический хаос. Люди были переполнены сомнениями, деморализированы и без какой-либо надежды на улучшение в будущем. Социальная обеспеченность немецких граждан была на низшем уровне. Политика оккупационных властей переняла от нацизма командную экономику с ее тотальным рационированием, дефицитом, контролем над ценами, финансами, экспортом и импортом.

    Против  введения рыночного хозяйства были в то время СДПГ и ХДС (то есть обе главные партии Западной Германии), а также профсоюзы. СДПГ требовала социалистическое хозяйство путем планомерного управления, ХДС заявлял в своей Аденской программе, что планирование и регулирование экономики являются необходимыми в значительном объеме еще длительное время, и предлагал обобществить горное дело и металлургию. Профсоюзы хотели введения общественной собственности в ключевых отраслях.

    Первоначально экономическая политика ХДС как  правящей в то время партии была изменена по политическим мотивам — из-за жесткого противостояния с Восточной Германией, где началось строительство командной экономики. Одновременно союзники осознавали, что послевоенное возрождение Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где была предусмотрена значительная помощь также и Западной Германии, кроме того, западные союзники отказались от получения репараций), а что последнее невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхарда избрали экономическим директором этого совета.

    Проблемы  и пути их решения. По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденный «рыночник». Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики    национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение     ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей-монополистов, разросшийся до гигантских размеров военный сектор в промышленности.   Эрхард называл такую экономику "принудительной".

    Ключевые  положения экономической  философии Эрхарда:

    1. «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива  командной  системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства.

    2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не могут быть растянуты во времени, поскольку законы функционирования  обеих систем являются взаимоисключающими, а попытки сидеть между двумя стульями - худшая политика, которая может привести только к окончательному хаосу и полной дезорганизации экономики. «Критическую массу» рыночных преобразований надо проводить быстро, решительно и последовательно.

    3. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - не закономерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная «накачка» экономики, какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

    4. Государство обязано активно  вмешиваться в экономический  процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и иждивенчества.

    5. Социальная функция государства заключается не в том, чтобы «поровну распределять нищету», а прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это «что-то» произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.

    Убедить немцев в том, что единственное спасение от нищеты и голода, от засилья спекулянтов и бюрократов - это отказ от карточной системы, «отпуск» цен, замена старой обесцененной рейхсмарки на новую и быстрый запуск всех рыночных механизмов, оказалось непросто. За двенадцать лет господства нацистской разновидности «социализма» и три года послевоенной разрухи люди отвыкли от мысли, что за свою работу можно получить полновесные деньги, от инициативы, свободы и неразрывно связанной с ней ответственности за самих себя. Все боялись: как бы не стало еще хуже. В условиях нехватки самых элементарных товаров распределительная система под контролем оккупационных властей многим   представлялась  наименьшим злом.

    Не  было единодушия и среди западных оккупационных властей. В Англии пришедшее после окончания войны к власти лейбористское правительство увлеченно занималось экспериментированием с широкомасштабной национализацией промышленности. Соответственно в британской зоне больше сочувствия вызывали взгляды и позиции социал-демократов, чем либеральные проекты Эрхарда.

    Наибольшее  понимание Эрхард встретил у американцев, хотя и здесь было немало сторонников кейнсианских рецептов выхода из «великих депрессий». И тем не менее именно американцы в конечном счете наиболее решительно поддержали ту главную цель, к которой стремился Эрхард, - освободить германскую экономику от командно-административных методов ведения хозяйства и вернуть ее на рыночные рельсы. 

    1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века 

    Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла, т. к. денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное и государственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу политики.

    По  мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной реформой. Он утверждал, что Германия имеет самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает—получает настолько низкую заработную плату, что не может ничего с ней предпринять. Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно. При этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое государство не в силах создать такой запас (хотя государственный резерв также необходим), что единственный способ материального обеспечения денежной реформы - одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку и на стороне инвестиций защищать только то, что безусловно требует поддержки.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии