Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50
На основании перечисленных 11 приоритетов экономической политики Союз германской промышленности в августе 2005 г. провёл сравнительный анализ предвыборных платформ ведущих политических партий, результаты которого могут быть представлены следующим образом.
Инвестиции в НИОКР. СДПГ, ХДС/ХСС и СвДП предлагали увеличить расходы на НИОКР до 3 % ВВП к 2010 г., причём каждая партия – с набором более частных программ, касающихся финансирования вузов и научных исследований, развития конкуренции в сфере науки и т. д. «BDI» оценил эти предложения как «благоприятствующие созданию стоимости», то есть 4 по 5-балльной шкале, так как программы, сопровождавшие общий ориентир в 3 % ВВП за 5 лет, были в его версии решительными. [11, с.5]
Инновационная политика.. Платформы ХДС/ХСС и СвДП, содержавшие ряд конкретных предложений по развитию генных, био- и нанотехнологий, медицинской техники, наряду с совершенствованием законодательной базы для их применения были оценены как «повышающие создание стоимости», то есть на 5 баллов, тогда как инициатива СДПГ, предусматривавшая в основном удешевление кредитов для МСП – на 4.
Налоговая политика. Платформа СДПГ была оценена на 3 балла («баланс позитивных и негативных идей или неполные сведения»), так как снижение налога с корпораций компенсировалось в ней повышением ряда других налогов, в частности подоходного налога для высоких индивидуальных доходов (250-500 тысяч евро в год); льготы для МСП сопровождал более высокий налог на крупное наследство.
Предложения ХДС/ХСС, заключавшиеся, с одной стороны, в снижении к 1 января 2007 г. налога на зарплату до 12 %, подоходного – до 39 % и налога с корпораций – до 22 % и, с другой стороны, предусматривавшие сохранение или повышение отдельных налогов, получили 4 балла. Самую высокую оценку «BDI» получили планы налоговой реформы СвДП, включавшие определение ставок налога с предприятий от 15 до 25 % (с учётом коммунальных надбавок – максимум до 28 %), «ступенчатой» ставки подоходного налога в 15, 25 и 35 %, устранение (в отличие от программ всех других партий) промыслового налога и снижение налога на наследство. [9, с.110]
Новое коалиционное правительство ФРГ в основном договорилось о деталях запланированной программы стимулирования общехозяйственной конъюнктуры, на осуществление которой выделяется около 25 млрд. евро. Её цель – дать дополнительный толчок развитию германской экономики в ближайшие годы. Канцлер ФРГ А. Меркель (ХДС) на заседании кабинета выразила уверенность в том, что намеченные меры приведут к росту экономики и созданию новых рабочих мест и, следовательно, к сокращению безработицы. Одновременно с федеральным центром вышеуказанную программу будут финансировать также земли и органы местного самоуправления.
Одним из главных направлений программы является поощрение развития малого бизнеса. С этой целью в ближайшие годы будут, в частности, улучшены условия амортизационных отчислений для малых предприятий. Что касается социальных мер, то в этот раз правительство обсуждало финансирование расходов по уходу за детьми: для этого в бюджете предусматривается до 1,5 тысяч евро в год на каждого ребёнка. В начале II квартала предполагается обсудить вопросы энергообеспечения.
Перспективы внешней политики Германии (предоставленные одним из ведущих специалистов в области международных отношений и внешней политики К. Хакке):
Федеративная Республика, как никогда ранее, воплощает тип «торгового государства» в отличие от «державного государства», приматом внешней политики которого является проекция во вне своей внутренней мощи. Данному типу в особой мере отвечают мультилатеральные условия её международной деятельности.
С исчезновением дефицита в обеспечении безопасности и вытекающим из этого менее уважительным отношением к американским нуждам Германия будет пытаться более откровенно и неприкрыто отстаивать свои интересы по отношению к Вашингтону. Поэтому можно утверждать, что конфликты во внешней и экономической политике запрограммированы заранее. Политика Соединённых Штатов также будет во многом определяться их международным окружением. Внешнеполитическое поле деятельности Германии будет зависеть и от того, останется ли Россия, как в своё время Советский Союз, контригроком США, или она будет важнейшим стратегическим партнёром Вашингтона. Или, может быть, её сменит в этой роли Китай? В первом случае германская политика должна будет учитывать американские интересы по отношению к Восточной Европе, во втором – возрастает её ответственность за развитие событий в этом регионе при вынужденном отказе от активной политики в Юго-Восточной Азии.
Очевидно, что в нынешних обстоятельствах внешнеполитическая власть Германии окрепла, хотя она всё больше проецируется на Европейский союз и осуществляется через его структуры. Под этими изменившимися обстоятельствами следует понимать исчезновение некоторых внешних факторов, которые ограничивали в прошлом внешнеполитические возможности Федеративной Республики. К ним относились раздел Германии, особые права и ответственность четырёх держав в отношении германских дел. Как это ни парадоксально, но добровольный отказ от производства, владения и распоряжения оружием массового уничтожения также расширил возможности германской внешней политики, поскольку наличие такого оружия, как показывает опыт Пакистана и Индии, таит в себе больше опасностей, нежели гарантий безопасности и не способствует проведению стабильной прогнозируемой политики.
Если в XIX – первой половине XX века основу внешнеполитического курса Германии составлял силовой фактор, то сейчас это – высокие технологии, мораль, пример просвещённого цивилизаторства или «прогрессорства». Германская внешняя политика следует примату оптимизации внутреннего и внешнего благополучия. Это особенно важно в достижении подлинного равноправия и завоевании уважения со стороны окружающих, поскольку в международной жизни вес и престиж государства теперь во многом зависят от того, как оценивают его другие.
1
января 2003 г. вступили в силу
несколько законов, с помощью
которых были реализованы
Федеральное
министерство иностранных дел и его диппредставительства
расширили сервисные услуги для германских
предприятий за рубежом. Отныне предприятия
получают прямой доступ к отдельным актуальным
сообщениям германских дипучреждений
за рубежом, к телефонным номерам, адресам
электронной почты атташе по экономическим
вопросам в посольствах и генконсульствах,
а также к электронным справочникам с
важнейшими макроэкономическими данными.
Содействие внешнеэкономической деятельности
– одна из важнейших задач загранаппарата
германского МИД, имеющего 220 представительств
по всему миру. Свыше 300 сотрудников посольств
и генконсульств занимаются экономикой
и внешнеэкономической деятельностью.
3.3
Российско-германские экономические отношения
Германия занимает лидирующее положение среди торговых партнеров России, на нее приходится около 17,5% внешнеторгового оборота РФ. Во внешней торговле Германии Россия занимает 14-е место, на нее приходится лишь 2,4% внешнеторгового оборота ФРГ, однако в поставках топливно-энергетических ресурсов, сырья и полуфабрикатов значение РФ для ФРГ велико. Так, доля России в обеспечении импортных потребностей ФРГ в природном газе составляет 34%, нефти – 33%, цветных металлов и удобрений – 10%. [20, с.2]
В импорте России из ФРГ доля товаров инвестиционного назначения (машины и оборудование) составляет 58%. Динамика российско-геманского товарооборота представлена ниже:
Таблица
3.1 - Данные статистики ФРГ (млрд. евро)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. в % к 2003 г. | |
Оборот | 24,4 | 26,4 | 31,2 | 118,2 |
Экспорт РФ | 13,0 | 14,2 | 16,2 | 114,1 |
Импорт РФ | 11,4 | 12,1 | 15,0 | 124,0 |
Сальдо | 1,6 | 2,1 | 1,2 | - |
Источник:
О торгово-экономических
Таблица
3.2 - Данные российской статистики (млрд.
долл.)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2004 г. В % к 2003 г. | 2005 г. (1 квартал) | |
Оборот | 14,7 | 18,5 | 23,9 | 128,8 | 6,9 |
Экспорт РФ | 8,1 | 10,4 | 13,3 | 127,6 | 4,5 |
Импорт РФ | 6,6 | 8,1 | 10,6 | 130,4 | 2,4 |
Сальдо | 1,5 | 2,3 | 2,7 | - | 2,1 |
Источник:
О торгово-экономических
Расхождения статистических данных России и Германии объясняются различиями в учете товаров, конверсии валюты, определении страны-контрагента и др. В обзоре используются данные германской внешнеторговой статистики.
Товарооборот РФ с ФРГ в 2004 г. Возрос по сравнению с 2003 г. На 18,2%, в том числе экспорт – на 14,1% - до 16,2 млрд. евро и импорт России – на 24% - до 15 млрд. Сальдо баланса торговли составило 1,2 млрд. евро. [20, с.2]
В последние годы в российско-германском товарообороте отмечалась тенденция к увеличению доли импорта, причем в 2004 – 2005 гг. она усилилась.
В российском экспорте доля сырья и полуфабрикатов достигает 90%, в том числе нефти, нефтепродуктов и природного газа – 70%,а удельный вес готовых изделий составляет около 7% (на долю машин и оборудования приходится 1%). Причиной незначительного объема поставок российских машинотехнических изделий является их низкая конкурентоспособность.
В российском импорте из Германии удельный вес машинотехнической продукции превышает 58%, химических товаров – составляет около 17%, продовольствия – около 10%, металлов и металлоизделий – около 7%, продукции текстильной продукции – около 3%. Доля готовых изделий из Германии превышает 90% [20, с.2].
В среднесрочной перспективе возможно увеличение российского экспорта черных металлов за счет некоторых видов стального проката с антикоррозийными покрытиями, высококачественных специальных и электротехнических сталей, а также ферросплавов. ФРГ заинтересована в закупках лома и отходов черных металлов, являющихся основой для производства легированных сталей, однако рост экспорта в ФРГ сдерживают тарифные ограничения.
Возможно увеличение поставок в Германию меди, никеля, алюминия, полуфабрикатов из алюминия, пользующихся высоким спросом. Однако экспортные пошлины в России на лом цветных металлов сдерживают расширение спроса немецких импортеров. Благоприятная конъюнктура с высоким уровнем цен на рынке металлов платиновой группы и редкоземельных металлов, сохраняется спрос на радиоактивные материалы.
Расширение
экспорта в ФРГ машинотехнической
продукции возможно путем организации
двух- и многосторонней производственной
и научно-технической
Информация о работе Особенности экономической модели Германии