Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    На  основании перечисленных 11 приоритетов  экономической политики Союз германской промышленности в августе 2005 г. провёл сравнительный анализ предвыборных платформ ведущих политических партий, результаты которого могут быть представлены следующим образом.

    Инвестиции  в НИОКР. СДПГ, ХДС/ХСС и СвДП предлагали увеличить расходы на НИОКР до 3 % ВВП к 2010 г., причём каждая партия – с набором более частных программ, касающихся финансирования вузов и научных исследований, развития конкуренции в сфере науки и т. д. «BDI» оценил эти предложения как «благоприятствующие созданию стоимости», то есть 4 по 5-балльной шкале, так как программы, сопровождавшие общий ориентир в 3 % ВВП за 5 лет, были в его версии решительными. [11, с.5]

    Инновационная политика.. Платформы ХДС/ХСС и СвДП, содержавшие ряд конкретных предложений по развитию генных, био- и нанотехнологий, медицинской техники, наряду с совершенствованием законодательной базы для их применения были оценены как «повышающие создание стоимости», то есть на 5 баллов, тогда как инициатива СДПГ, предусматривавшая в основном удешевление кредитов для МСП – на 4.

    Налоговая политика. Платформа СДПГ была оценена на 3 балла («баланс позитивных и негативных идей или неполные сведения»), так как снижение налога с корпораций компенсировалось в ней повышением ряда других налогов, в частности подоходного налога для высоких индивидуальных доходов (250-500 тысяч евро в год); льготы для МСП сопровождал более высокий налог на крупное наследство.

    Предложения ХДС/ХСС, заключавшиеся, с одной стороны, в снижении к 1 января 2007 г. налога на зарплату до 12 %, подоходного – до 39 % и налога с корпораций – до 22 % и, с другой стороны, предусматривавшие сохранение или повышение отдельных налогов, получили 4 балла. Самую высокую оценку «BDI» получили планы налоговой реформы СвДП, включавшие определение ставок налога с предприятий от 15 до 25 % (с учётом коммунальных надбавок – максимум до 28 %), «ступенчатой» ставки подоходного налога в 15, 25 и 35 %, устранение (в отличие от программ всех других партий) промыслового налога и снижение налога на наследство. [9, с.110]

    Новое коалиционное правительство ФРГ в основном договорилось о деталях запланированной программы стимулирования общехозяйственной конъюнктуры, на осуществление которой выделяется около 25 млрд. евро. Её цель – дать дополнительный толчок развитию германской экономики в ближайшие годы. Канцлер ФРГ А. Меркель (ХДС) на заседании кабинета выразила уверенность в том, что намеченные меры приведут к росту экономики и созданию новых рабочих мест и, следовательно, к сокращению безработицы. Одновременно с федеральным центром вышеуказанную программу будут финансировать также земли и органы местного самоуправления.

    Одним из главных направлений программы  является поощрение развития малого бизнеса. С этой целью в ближайшие годы будут, в частности, улучшены условия амортизационных отчислений для малых предприятий. Что касается социальных мер, то в этот раз правительство обсуждало финансирование расходов по уходу за детьми: для этого в бюджете предусматривается до 1,5 тысяч евро в год на каждого ребёнка. В начале II квартала предполагается обсудить вопросы энергообеспечения.  

    Перспективы внешней политики Германии (предоставленные  одним из ведущих  специалистов в области  международных отношений  и внешней политики К. Хакке):

  1. демократия как фундамент евроатлантической цивилизации;
  2. отсутствие видимой угрозы со стороны какой-либо великой державы или в результате противостояния мировых держав;
  3. необходимость со стороны Европы найти новый баланс между нацией, интеграцией и расширением на восток;
  4. существование объединённой Германии и интеграция восточных немцев в атлантический мир;
  5. взрывоподобный рост внутриполитических проблем демократических режимов в геополитическом окружении Атлантики, что требует совместного их решения, а именно в тесном взаимодействии с США;
  6. констатация факта, что перспективы расширения мировой ответственности Европы просматриваются только в союзе с США;
  7. роль США как «мягкого гегемона» атлантического мира, который мог бы указывать ему перспективы развития и давать импульсы для принятия политических решений;
  8. возможность создания некоей директории с участием четырёх великих держав – США, Англии, Франции и Германии, которая могла бы эффективно руководить деятельностью институтов ЕС там, где речь идёт о принятии решений большинством голосов;

    Федеративная  Республика, как никогда ранее, воплощает  тип «торгового государства» в отличие  от «державного государства», приматом внешней политики которого является проекция во вне своей внутренней мощи. Данному типу в особой мере отвечают мультилатеральные условия её международной деятельности.

    С исчезновением дефицита в обеспечении  безопасности и вытекающим из этого  менее уважительным отношением к  американским нуждам Германия будет  пытаться более откровенно и неприкрыто отстаивать свои интересы по отношению к Вашингтону. Поэтому можно утверждать, что конфликты во внешней и экономической политике запрограммированы заранее. Политика Соединённых Штатов также будет во многом определяться их международным окружением. Внешнеполитическое поле деятельности Германии будет зависеть и от того, останется ли Россия, как в своё время Советский Союз, контригроком США, или она будет важнейшим стратегическим партнёром Вашингтона. Или, может быть, её сменит в этой роли Китай? В первом случае германская политика должна будет учитывать американские интересы по отношению к Восточной Европе, во втором – возрастает её ответственность за развитие событий в этом регионе при вынужденном отказе от  активной политики в Юго-Восточной Азии.

    Очевидно, что в нынешних обстоятельствах  внешнеполитическая власть Германии окрепла, хотя она всё больше проецируется на Европейский союз и осуществляется через его структуры. Под этими  изменившимися обстоятельствами следует  понимать исчезновение некоторых внешних факторов, которые ограничивали в прошлом внешнеполитические возможности Федеративной Республики. К ним относились раздел Германии, особые права и ответственность четырёх держав в отношении германских дел. Как это ни парадоксально, но добровольный отказ от производства, владения и распоряжения оружием массового уничтожения также расширил возможности германской внешней политики, поскольку наличие такого оружия, как показывает опыт Пакистана и Индии, таит в себе больше опасностей, нежели гарантий безопасности и не способствует проведению стабильной прогнозируемой политики.

    Если  в XIX – первой половине XX века основу внешнеполитического курса Германии составлял силовой фактор, то сейчас это – высокие технологии, мораль, пример просвещённого цивилизаторства или «прогрессорства». Германская внешняя политика следует примату оптимизации внутреннего и внешнего благополучия. Это особенно важно в достижении подлинного равноправия и завоевании уважения со стороны окружающих, поскольку в международной жизни вес и престиж государства теперь во многом зависят от того, как оценивают его другие. 

    1 января 2003 г. вступили в силу  несколько законов, с помощью  которых были реализованы важные  реформаторские проекты федерального  правительства. Реформы на рынке  труда имеют перед собой две главные цели: во-первых, создание более хороших рамочных условий для быстрого и устойчивого посредничества в деле предоставления рабочих мест, а во-вторых, расширение возможностей для занятости и создание новых сфер занятости. Таким образом была начата крупнейшая реформа на рынке труда за всю историю Федеративной Республики. Кроме того, с 1 января введён залог за нестеклянную тару. Отныне за нестеклянные ёмкости с минеральной водой, прохладительными напитками и пивом потребители должны платить залог в размере 25 центов, а если объём ёмкости превышает 1,5 литра – 50 центов. Цель введения залога – укрепление многооборотных систем, экономия сырья и противодействие загрязнению ландшафтов. 70% населения одобрили введение залога.

    Федеральное министерство иностранных дел и его диппредставительства расширили сервисные услуги для германских предприятий за рубежом. Отныне предприятия получают прямой доступ к отдельным актуальным сообщениям германских дипучреждений за рубежом, к телефонным номерам, адресам электронной почты атташе по экономическим вопросам в посольствах и генконсульствах, а также к электронным справочникам с важнейшими макроэкономическими данными. Содействие внешнеэкономической деятельности – одна из важнейших задач загранаппарата германского МИД, имеющего 220 представительств по всему миру. Свыше 300 сотрудников посольств и генконсульств занимаются экономикой и внешнеэкономической деятельностью. 

    3.3 Российско-германские экономические отношения 

    Германия  занимает лидирующее положение среди торговых партнеров России, на нее приходится около 17,5% внешнеторгового оборота РФ. Во внешней торговле Германии Россия занимает 14-е место, на нее приходится лишь 2,4% внешнеторгового оборота ФРГ, однако в поставках топливно-энергетических ресурсов, сырья и полуфабрикатов значение РФ для ФРГ велико. Так, доля России в обеспечении импортных потребностей ФРГ в природном газе составляет 34%, нефти – 33%, цветных металлов и удобрений – 10%. [20, с.2]

    В импорте России из ФРГ доля товаров  инвестиционного назначения (машины и оборудование) составляет 58%. Динамика российско-геманского товарооборота представлена ниже:

    Таблица 3.1 - Данные статистики ФРГ (млрд. евро) 

          2002 г.     2003 г.     2004 г. 2005 г. в % к 2003 г.
Оборот     24,4     26,4     31,2     118,2
Экспорт РФ     13,0     14,2     16,2     114,1
Импорт  РФ     11,4     12,1     15,0     124,0
Сальдо     1,6     2,1     1,2     -

    Источник: О торгово-экономических отношениях России с Германией // БИКИ, 27.09.2005. –  №110-111. – с. 2-3.  
 
 

    Таблица 3.2 - Данные российской статистики (млрд. долл.) 

      2002 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г.  В % к  2003 г. 2005 г. (1 квартал)
Оборот     14,7     18,5     23,9     128,8     6,9
Экспорт РФ     8,1     10,4     13,3     127,6     4,5
Импорт  РФ     6,6     8,1     10,6     130,4     2,4
Сальдо     1,5     2,3     2,7     -     2,1

    Источник: О торгово-экономических отношениях России с Германией // БИКИ, 27.09.2005. – №110-111. – с. 2-3.  

    Расхождения статистических данных России и Германии объясняются различиями в учете  товаров, конверсии валюты, определении  страны-контрагента и др. В обзоре используются данные германской внешнеторговой статистики.

    Товарооборот РФ с ФРГ в 2004 г. Возрос по сравнению с 2003 г. На 18,2%, в том числе экспорт – на 14,1% - до 16,2 млрд. евро и импорт России – на 24% - до 15 млрд. Сальдо баланса торговли составило 1,2 млрд. евро. [20, с.2]

    В последние годы в российско-германском товарообороте отмечалась тенденция к увеличению доли импорта, причем в 2004 – 2005 гг. она усилилась.

    В российском экспорте доля сырья и  полуфабрикатов достигает 90%, в том  числе нефти, нефтепродуктов и природного газа – 70%,а удельный вес готовых  изделий составляет около 7% (на долю машин и оборудования приходится 1%). Причиной незначительного объема поставок российских машинотехнических изделий является их низкая конкурентоспособность.

    В российском  импорте из Германии удельный вес машинотехнической  продукции превышает 58%, химических товаров – составляет около 17%, продовольствия – около 10%, металлов и металлоизделий – около 7%,  продукции текстильной продукции – около 3%. Доля готовых изделий из Германии превышает 90% [20, с.2].

    В среднесрочной перспективе возможно увеличение российского экспорта черных металлов за счет некоторых видов стального проката с антикоррозийными покрытиями, высококачественных специальных и электротехнических сталей, а также ферросплавов. ФРГ заинтересована в закупках лома и отходов черных металлов, являющихся основой для производства легированных сталей, однако рост экспорта в ФРГ сдерживают тарифные ограничения.

    Возможно  увеличение поставок в Германию меди, никеля, алюминия, полуфабрикатов из алюминия, пользующихся высоким спросом. Однако экспортные пошлины в России на лом цветных металлов сдерживают расширение спроса немецких импортеров. Благоприятная конъюнктура с высоким уровнем цен на рынке металлов платиновой группы и редкоземельных металлов, сохраняется спрос на радиоактивные материалы.

    Расширение  экспорта в ФРГ машинотехнической  продукции возможно путем организации  двух- и многосторонней производственной и научно-технической кооперации, использования российских разработок в хозяйственном обороте, равно  как и российских лицензий и «ноу-хау», а также других объектов промышленной и интеллектуальной собственности в экспортном обороте.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии