Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    Процедура обмена была следующей: 20 июня каждый гражданин, также и несовершеннолетние, получил так называемые подушные деньги в размере 40 DM и двумя месяцами позже еще по 20 марок.

    Частные накопления и активы кредитных институтов, включая вклады, были пересчитаны в пропорции 10:1. Половина счетов была после проверки происхождения денег финансовыми органами сохранена. Из второй половины в октябре 70% были аннулированы.

    Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM. [3, с.73]

    Накопления  банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений - 10:l. Такова техническая сторона реформы.

    Из-за малого количества новых денежных знаков и обнародованию Эрхардом уже в тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом. Карточки были - кроме некоторых продовольственных товаров - в противоположность намерениям оккупационных властей отменены, замораживание цен отменено немедленно и замораживание зарплаты немного поздней.

    Вскоре  был создан Центральный банк, независимый  от правительства, чьей задачей стало недопущение инфляции. Сразу же был запрещено землям и общинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Л. Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала вопросы экономической политики исключительно собственной компетенцией. Уже 21 июня заявление представителя Эрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее резкое недовольство.

    Несмотря  на введение новых денег, цены в первые месяцы продолжали расти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье поднялись на 26%, на продовольствие - на 18, на одежду - на 35%.

    Первое  время значительно возросла безработица - с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950 г. Однако здесь сказался значительный рост населения за счет беженцев и переселенцев - с 1939 по 1954 гг. на более чем 10 млн. человек, или на 25%. [7, с.178]

    Можно утверждать, что и с ценами, и  с безработицей произошло следующее - из скрытой и деструктивной формы эти важнейшие показатели экономической жизни превратились в открытые измерители сложнейшего процесса социально-экономического выздоровления. Конечно, здесь проявились прежде всего противоречия социального рыночного хозяйства, конкретное развитие которых мы рассмотрим далее.

    Рассмотрим  внешние факторы, повлиявшие на возрождение экономики Германии. Иногда утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла. Западная Германия получила за 10 лет по этому плану с 1948 г. около 1,9 млрд. долл., что по тогдашнему курсу составляет 150 марок на человека. Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 - 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян. [4, с.238]

    Необходимо добавить социальную реформу, которая тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того смягчающего средства, которое помогло перенести тяжесть денежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относительно равные стартовые условия (вспомним процедуру обмена денег). Элементы социальной реформы, которая, как и экономическая, развивалась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства (приблизительно 10—15 лет, до достижения конвертируемости DM), следующие:

  • восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии, самоуправления в системе социального страхования;
  • введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);
  • определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);
  • возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);
  • программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;
  • восстановление дееспособности пенсионного страхования и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;
  • введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

    Эти и другие меры позволили значительно облегчить переход к рыночной экономике.

    Союзники готовы были снять свое опекунство над Западной Германией лишь тогда, когда она докажет свою способность к экономически эффективному и демократическому развитию.

    Концепция, которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических реформ, была названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ).

    Концепция СРХ сформировалась как неоклассическое осмысление новых социально-экономических процессов «социализации» экономики, как попытка разрешения противоречия «экономика и личность» путем применения синтетической категории «социальность». Причем последняя раскрывается через целый ряд понятий, важнейшие из которых — рамочные условия, конкурентная политика и политика поддержания порядка.

    Рамочные  условия - объемлющее понятие данной концепции, аналогично тому, как в классической школе объемлющим понятием является рынок, а в институционализме — понятие социального института. Рамочные условия – это те социальные ценности, которые предшествуют процессу производства и опосредуют его.

    Экономический порядок следует здесь из социального, а не наоборот. Отсюда основной задачей государства становится проведение политики поддержки условий конкуренции и общего социального порядка. Государство же, в свою очередь, возникает здесь не как продукт «Общественного договора» Руссо и Вольтера, а как одно из необходимых рамочных условий хозяйствования и деятельности индивида. В таком понимании государства представители концепции СРХ гораздо ближе к институционализму (где государство также лишь один из социальных институтов), чем к неоклассицизму, в рамках которого сформировалась концепция.

    Итак, после успешного проведения денежной реформы сразу встали новые проблемы, связанные прежде всего с повышением цен. Необходимо различать две фазы. Первая фаза после денежной реформы заключалась в искусственном создании покупательной силы в объеме 10 млрд. марок. Здесь имеются в виду подушные деньги (60 DM), выданные для создания первоначальных стартовых условий.

    При этом у Эрхарда было два пути: либо изменить систему цен, либо продолжить их замораживание и тем самым вновь породить скрытую инфляцию. Второй вариант был категорически неприемлем, так как он означал отказ от принципов реформы. Первый вариант представлял также социальную структурную перестройку экономики, ее переориентацию с преимущественного производства сырья и средств производства на ускоренное развитие потребительской сферы.

    С другой стороны, оздоровление последней  не могло не сказаться на тяжелой  индустрии (но это действительно уже была новая, здоровая связь двух подразделений - от предметов потребления, оплаченных деньгами потребителя, а не наоборот): эта сверхнормальная ликвидность, которую создали эти 10 млрд. марок в потреблении, действовала так, что отсюда часть покупательской способности перенеслась также в индустрию средств производства.

    Первый  этап еще не мог полностью обойтись без регулирования цен. Для начала Л. Эрхард предлагал провести выравнивание цен. Таким образом, эти первоначальные 10 млрд. марок создали, с одной стороны, потенциал развития реформа и возможность маневра по изменению структуры цен, а с другой - ответственность действий Экономического совета, который должен был удержаться от соблазна регулирования цен.

    В принципе к 1950 - 1951 гг. первый этап осуществления реформ по переходу к экономическим методам регулирования был в целом завершен. Но только в начале 1959 г. была достигнута полная конвертируемость немецкой марки, понадобилось десятилетие «экономического чуда» для закладки основ социального рыночного хозяйства. Это показывает всю сложность перехода от командной экономики к рыночной даже в благоприятных условиях.

    В 1957 г. бундестаг принял два важных для становления хозяйственной системы закона:

    1) о бундесбанке, который окончательно закрепил независимость последнего от правительства;

    2) против ограничений конкуренции в 1961 г. были приняты еще два ключевых закона - свободе внешней торговли и о защите капитала.

    К этому времени ФРГ вступила в  международные организации:

  • в Организацию европейского экономического сотрудничества в 1949 г.,
  • в ГАТТ в 1951 г.,
  • в Международный валютный фонд в 1952 г.,
  • благоприятным фактором было и образование в 1957 г. Европейского сообщества.

    В целом с конца 50-х годов в  ФРГ наступило десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица (и это несмотря на значительный прирост населения за счет переселенцев) почти исчезла, темпы роста общественного продукта были на уровне 5% в год, инфляция оставалась в незначительных размерах - 1-2% в год. При этом доля государственных расходов в валовом общественном продукте выросла с 34,2% (113,4 млрд. DM) в 1961 г. до 39,1% (264,1 млрд. DM)  в 1970 г. Это свидетельствует о становлении «социального государства» и принятии многочисленных социальных программ. В течение 15 лет, с 1959 по 1973 г., социальные выплаты на одного жителя в среднем возросли в 3,4 раза, именно с 1242 DM (1960 г.) до 4239 DM (1973 г.). (При этом валовой социальный продукт вырос в меньшей пропорции, в 3 раза.).

    Строительство жилья достигло невиданного ни до, ни после уровня - 579000 квартир в год. [2, с.142]

    Плохая хозяйственная конъюнктура 1965 - 1966 гг., а том числе рост безработицы, привела к падению правительства Эрхарда, сменившего на посту канцлера умершего Адэнауера. К власти пришла «большая коалиция», объединившая все крупные партии. Почти сразу был принят Закон о способствовании стабильности и роста экономики, который предусматривал более интенсивное госрегулирование конъюнктуры, чем это было ранее. Сразу были приняты инвестиционные программы — на 2,5 и 5,3 млрд. марок, после чего конъюнктура быстро улучшилась: рост долгов, экспансивные финансовые программы и последовавшее затем погашение долгов соответствовали во многом модели антикризисной фискальной политики в преодолении конъюнктурного спада. Закон о стабильности выдержал первую пробу.

    Эта политика нашла развитие у социально-либеральной  коалиции (СДПГ и СвДП), которая пришла на смену «большой коалиции» в 1969 г. Так, Г. Шмит считал, что 5% повышения цен лучше, чем 5% безработицы. [7, с.177]

    По  оценке тогдашнего министра экономики  К. Шиллера, автора концепции «глобального регулирования», эта политика была синтезом фрайбургского императива, фрайбургского экономического порядка  и кейнсианского подхода. Итак, в игру вступил Кейнс, известный английский экономист, предложивший - еще перед войной - в условиях мирового кризиса так называемую политику спроса, где государству было рекомендовано повышать занятость.

    Концепция «глобального регулирования» предусматривала переход от сложной системы многочисленных налогов к налогообложению основных макроэкономических величин - прибыли, зарплаты и др. с тем, чтобы государство могло их таким образом регулировать. В результате этой политики годовая реальная зарплата росла в среднем на 4,6% в год. Но, с другой стороны, уровень цен 1969 г. вырос на 1,9%, 1970 г.  - на 3,6, 1971 г. -  на 5,1, 1972 г. - на 5,6%. Это свидетельствует о процессах разбалансирования экономики. Итак, обратной стороной антициклического регулирования стала растущая инфляция, которая достигла в 1973 г. 6% . [7, с.179]

    В этот период «экспансии социального  государства» были приняты новые  законы в социальной области и  на их основе широкие социальные программы:

    1. Закон о защите прав работающей молодежи (1960 г.), введение Минимального отпуска для всех трудящихся (1963 г.) и продление срока отпуска по материнству (1965 г.).
    2. Налоговые льготы предпринимателям, вводящим для работающих имущественные доплаты, учитывающие объем доходов и число детей (то есть социальные критерии).
    3. Содействие образованию (Законы о специальном образовании 1969 г. и о переобучении 1971 г., о способствовании защите академических степеней - 1971 г.).
    4. Рост социальных выплат: на детей (1961, 1964, 1970 гг.), на приобретение жилья для малообеспеченных групп (Закон о жилищной помощи 1963 г., второй жилищный закон 1970 г.).
    5. Развитие системы социального страхования (в том числе введение выплат по болезни, включение детей и студентов в обязательное страхование от несчастных случаев - 1971 г., введение гибкой возрастной границы для перехода на пенсию - Закон о пенсионной реформе 1972г. и т. д.).

    Экспансия социального государства обеспечивалась путем повышения налогов - если в 1960 г. нагрузка на зарплату работающего через налоги и социальные отчисления составляла в среднем 15,9%, то уже в 1973 г. она выросла до 26,1%. [7, с.179]

Информация о работе Особенности экономической модели Германии