Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    После сертификации по нормам Евросоюза возможны поставки в ФРГ некоторых видов  российских самолетов и грузовых вертолетов гражданского назначения при условии создания механизмов кооперационного сотрудничества. Значительные ресурсы развития сотрудничества имеются в сфере агропромышленного комплекса.

    Негативно воздействуют на увеличение российского  экспорта в Германию количественные ограничения на поставку некоторых изделий из стали и ядерных материалов и услуг по  обогащению урана, а также ряда пушно-меховых товаров. Система протекционистских мер ограждает аграрный рынок Германии от товаров из третьих стран, что препятствует ввозу в ФРГ российских мясных и молочных продуктов. Рестриктивные меры в виде технических барьеров затрудняют выход на германский рынок высокотехнологической продукции.

    Инвестиционное  сотрудничество. По данным Федеральной службы государственной статистики России, по состоянию на начало 2005 г. Накопленные германские инвестиции в экономику РФ составляли 9,3 млрд. долл., или 11,4% от общего объема накопленных в России иностранных инвестиций. По этому показателю Германия занимала четвертое место после Кипра, Люксембурга и Нидерландов.

    Объем накоплены прямых инвестиций на 1 января 2005 г. Составлял 2,6 млрд. долл., или 7,1% накопленных  в РФ прямых иностранных инвестиций. По этому показателю Германия занимала четвертое место среди стран-доноров (после Кипра, Нидерландов и США).

    В настоящее время в Росси насчитывается около 3560 фирм с участием немецкого капитала. Совместные предприятия (СП) заняты преимущественно предоставлением торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%российско-геррманских СП) и осуществлением финансовых операций(15%). Остальные СП действуют в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности.

    Российские  инвестиции в ФРГ, по оценкам, составляют 0,2 – 0,3 млрд. евро [18, с. 62-64].

    Региональное  сотрудничество. Активизация сотрудничества на региональном уровне связана с укреплением доверия германского бизнеса к финансово-экономическому положению значительной части регионов. Между 22 субъектами Российской Федерации и 13 федеральными землями Германии заключено около 90 соглашений о партнерском сотрудничестве.

    Тесные  деловые контакты поддерживаются с  администрациями и деловыми кругами  Москвы. Петербурга, Краснодарского и  Ставропольского краев, Саратовской, Свердловской, Челябинской областей, а также республик Мордовия, Татарстан, Башкирия и др.

    С германской стороны на региональном уровне сотрудничают федеральные земли  Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония и  города Гамбург и Берлин. Активные позиции в российском торгово-экономическом  сотрудничестве занимают новые федеральные земли (Бранденбург, Саксония-Ангальт и Саксония).

    Важным  инструментом решения задач российско-германского  сотрудничества и обеспечения экономических  интересов Росси в ФРг является Межправительственная рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), созданная в 2000 г. По инициативе президента В. Путина и канцлера Г. Шредера. Проведено 19 заседаний, в том числе в марте 2005 г. В Москве и летом 2005 г. В ФРГ.

    В рамках СРГ действуют  подгруппы, охватывающие вопросы сотрудничества по перспективным направлениям экономического взаимодействия: «Энергетика», «Авиация и космонавтика», «Банки/ финансирование», «Агропромышленный комплекс и продовольствие», «Информационные технологии».

    Приоритетными направлениями деятельности СРГ являются содействие реализации инновационных проектов, решение вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций, и др.

    К вопросам двусторонних торгово-экономических  отношений в области внешней  торговли относится улучшение структуры российского экспорта и решение проблемы доступа на рынок, касающееся антидемпинговых процедур в отношении ряда товаров (кабель и стальной трос, нитрат аммония и др.), а также квот КС на поставки стальной продукции и ограничений на поставки ядерных материалов.

    В 2006 г. руководитель департамента экономики  и науки посольства ФРГ в РФ Дик Вольфганг  подтвердил, что  экономические отношения между  Германией и Россией развивались  очень хорошо. В 2006 г. ожидался рост торговли между нашими странами на 35%. Наряду с торговлей развивалось и экономическое сотрудничество по многим направлениям, росли инвестиции. В этом же году обсуждалось торгово-экономическое сотрудничество на высоком уровне. Также в Нюрнберге, в Торгово-промышленной палате, проходило обсуждение возможности развития сотрудничества баварских фирм в России. Где пришли к выводу, что растет сотрудничества не только с Баварией, но и с другими землями ФРГ.

    Перспективными  направлениями сотрудничества являются: привлечение германских инвесторов в развитие инфраструктуры для сбыта российского природного газа в ФРГ и странах Западной Европы, а также строительство газовых электростанций в европейских странах, сотрудничество и строительство газопровода по дну Балтийского моря, реализация проекта «Линде – Новатек» по созданию нефтехимического производства в Самарской области, создание в России автосборочного производства фирмой «Wolkswagen» и др. (По материалам Торгпредства РФ в Германии).

    Россия  и Германия намерены укреплять стратегическое партнерство. Об этом заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи в декабре 2006 г. с германским коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером.

    Основное  внимание на этих переговорах было уделено предстоящему председательству Германии в «Группе восьми» и  Евросоюзе. Лавров на той встрече подтвердил, что в России приветствуют намерения Германии обеспечивать преемственность в работе «восьмерки», как и  намерения ФРГ уделять внимание энергетическим вопросам. При этом российский министр добавлял, что «главным в рамках сотрудничества с ЕС является работа над правовой основой нашего партнерства». Переговоры подтвердили настрой Москвы и Берлина на укрепление стратегического партнерства.

    Было  заканстатировано, что российско-германские отношения находятся на подъеме, товарооборот достиг рекордной суммы 40 млрд. долл. Все более насыщенным становятся наши связи в сфере культуры и образования.

    Научное сотрудничество. В 2006г. получило развитие сотрудничество в рамках специализированного соглашения по исследованиям водных ресурсов и экологическим технологиям. Реализуется совместный проект «Волга-Рейн» по изучению возможностей более эффективного освоения и хозяйственного использования этих рек. К другим приоритетным темам научно-технического сотрудничества относятся: очистка промышленных стоков с помощью анаэробных и мембранных технологий; молекулярно-биологические и микробиологические исследования качества воды в озерах Бодензее (Германия) и Байкал с точки зрения ее последующего применения в качестве питьевой, а также разработки технологий санации загрязненных участков дна озер.

    При поддержке федерального министерства образования и исследований Германии и во взаимодействии со специализированным информационным центром г.Карлсруэ (ФИЦ), информационным химическим центром  и технической информационной библиотекой г.Ганновер в России созданы информационно-технические центры в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Иркутске, Краснодаре, Перми, Томске и Ярославле. Эти учреждения предоставляют российским ученым и предпринимателям доступ к 250 мировым информационным банкам данных. В свою очередь, российские организации и центры предоставляют через ФИЦ международному сообществу услуги в области патентов, математики и кристаллографии.

    В течение последних 10 лет реализовано 50 совместных проектов [18, с.63], в первую очередь в секторах биосенсорики, нейробиологии и экологически чистых биотехнологий. Расширена кооперация в областях изучения генома, биоинформатики, исследований по биологической безопасности, нанотехнологиям и биоэтике. В рамках соглашения по биотехнологическим исследованиям реализуется проект разработки российско-немецкой передачи технологий в сферах геномики/протеомики, фармакологии, молекулярной медицины и биоинформатики. На базе существующих координационных бюро бранденбургского агентства будущего и российской компании Биомак созданы структуры для информационного обмена и помощи в установлении контактов, предоставлении лицензий, создании совместных предприятий. Большое значение имеет российско-германское сотрудничество в рамках европейских проектов в сфере биотехнологий, например, участие России в координируемом ФРГ проекте Era-Net в области системной биологии.

    Многочисленным  и разнообразным контактам и  партнерским связям в области  информационных и коммуникационных технологий был придан системный характер благодаря подписанному в 2005г. соглашению о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий между федеральным министерством образования и исследований Германии и российским министерством образования и науки. Основными направлениями сотрудничества являются: создание параллельных компьютеров и процессоров повышенной производительности; математическое моделирование; разработка программного обеспечения, программы в области виртуальной реальности; обработка информации по биологическим принципам; менеджмент научных знаний; исследования в области новых технологий связи и интернет-технологий.

    Инновационная политика. Сотрудничество в этой сфере велось на основе достигнутой в 2005 г. между федеральным министерством образования и исследований Германии и минобрнауки России договоренности о сотрудничестве в области инновационной политики. Она реализовывалась, в частности, в виде российско-немецкого проекта «Инновации и стратегия использования интеллектуальной собственности», который в рамках европейского проекта Tacis поддерживается средствами ЕС. Участниками проекта являются с немецкой стороны федеральное министерство образования и исследований Германии и федеральное министерство экономики и технологий Германии, а с российской – минобрнауки России. Он состоит из 6 подпроектов:

    • анализ российской инновационной системы и ее сравнение с германским аналогом;
    • сравнение немецкой и российской государственных программ поддержки технологий и инноваций;
    • поддержка прикладных исследований;
    • поддержка расширения сети технологических и образовательных центров, усиление и развитие кластеров и инновационных сетей;
    • оценка и использование интеллектуальной собственности;
    • модели и юридические рамки международного сотрудничества.

    К вопросам двухсторонних торгово-экономических отношений в области внешней торговли относится улучшение структуры российского экспорта и решение проблемы доступа на рынок, касающееся антидемпинговых процедур в отношении ряда товаров (кабель и стальной трос, нитрат аммония и др.), а также квот ЕС на поставки стальной продукции и ограничений на поставки ядерных материалов.

    Перспективными  направлениями сотрудничества являются: привлечение германских инвесторов в развитие инфраструктуры для сбыта  российского природного газа в ФРГ и странах Западной Европы, а также строительство газовых электростанций в европейских странах, сотрудничество в строительстве газопровода по дну Балтийского моря, реализация проекта «Линда - Новатек» по созданию нефтехимического производства в Самарской области, создание в России автосборного производства фирмой “Volkswagen” и др.

    Все правительства в истории ФРГ  стремились сохранять и поддерживать хорошие отношения с Москвой. Как подчёркивается в официальных заявлениях МИД ФРГ, «без России невозможно обеспечить на длительную перспективу безопасность и внешнеполитическую стабильность в Европе. Поэтому германская политика в отношении России понимается как европейская стабилизационная политика».

    Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера германские лидеры всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Нередко Германию называют адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения недружственно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы

    В целом при правительстве «красно-зелёной» коалиции двусторонние отношения развивались  позитивно. Уже первый визит Президента России В. Путина в Германию 15-16 июня 2000 г. ознаменовал новый этап строительства отношений «на базе общих интересов». Эта встреча В. Путина и Г. Шрёдера, указывает известный немецкий кремленолог М. Момзен, стала прологом установления личной дружбы между лидерами обоих государств и благожелательного отношения ведущих немецких политиков к интересам России, адвокатом которых они всё активнее стали выступать на различных международных форумах. Все последующие встречи в Германии демонстрировали солидарность России с международной антитеррористической коалицией, обострили сознание растущей взаимозависимости стран и усилили стремление к более тесному и всеобъемлющему сотрудничеству. Всё это не могло не сказаться и на личных контактах руководителей обоих государств, которые развивались несколько в другом ключе, нежели в эпоху Б. Ельцина и Г. Коля, освободившись от всего нарочитого и наносного. В 2001 году Владимир Путин произнёс речь в Германском Бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем. В том же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран.

    После победы на парламентских выборах 2002 г. новое федеральное правительство  во главе с Г. Шрёдером в своей  политике по отношению к России выделило две программные цели. С одной стороны, Германия, как член ЕС, НАТО и «большой восьмёрки», стремится к расширению прочного и длительного партнёрства в области безопасности между Россией и этими организациями. С другой стороны, Германия хотела бы способствовать развитию двустороннего политического, экономического и общественного диалога, чтобы сделать демократические, общественно-правовые и социальные реформы необратимыми. Для России и российско-германских отношений это может означать сохранение наработанного позитивного багажа и дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии