Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    Принцип страхования. Финансирование предоставляемой помощи осуществляется за счёт взносов членов страхового объединения, получающих при наступлении страхового случая социальные услуги, объём которых ориентируется на размер индивидуальных взносов (принцип эквивалентности). Внося определённую часть заработной платы в фонд страхования, человек имеет право на получение средств (при условии выплаты социальных взносов), объём которых соотносится с размером прежней заработной платы. Помимо правила эквивалентности, принцип социального страхования включает также элементы солидарного перераспределения.

    Принцип обеспечения. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и предоставляется по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируется за счёт налоговых поступлений в бюджет. Получатели социальной помощи, на которых распространяется этот принцип, как правило, не платили раньше никаких взносов, однако получили право на неё в результате особых заслуг перед государством. Разумеется, финансирование за счёт бюджетных средств напрямую зависит от эффективности экономики и состояния бюджета и может приводить к перегрузке государственных финансов и другим негативным последствиям. Однако соблюдение этого принципа необходимо в тех случаях, когда нельзя использовать принцип страхования.

    Принцип вспомоществования. Система социальной защиты в ФРГ действует по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако это не противоречит необходимости определения государством правовых рамок возникновения и деятельности страховых институтов. Кроме того, государство следит за соблюдением законов органами социальной защиты, имеет право контроля над их финансовой и коммерческой деятельностью. Самоуправление страховых учреждений в Германии, существующее свыше 100 лет, обеспечивает более тесное взаимодействие между страхователем и страхуемым, чем это может сделать государственная система, поскольку управление социальным страхованием осуществляется лицами, непосредственно в нём заинтересованными.

    Учреждения  социального страхования в Германии имеют правовой статус так называемых организаций общественного права, что, по мнению немецких исследователей, наиболее полно соответствует принципу самоуправления и позволяет учитывать интересы и возможности всех социальных групп. Для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщённость учреждений, осуществляющих социальное страхование: отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду.

    При возникновении у органов социального  страхования финансовых затруднений  гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что отражает признание особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.

    Основы  и проблемы социальной политики Германии.

    В 2001 г. темпы экономического роста  в Германии снизились с 2,7 до 2%, а  инфляция в апреле 2006г. достигла 2,9%. Это достаточно тревожный сигнал: принятые евростандарты не допускают роста этого показателя среди стран-членов ЕС выше 3%. [14, с.100]

    Неутешительные  экономические показатели заставили  германское правительство вплотную подойти к реорганизации системы социального обеспечения для безработных. Созданная еще в 1927 г. эта система признана одной из самых дорогостоящих и малоэффективных в Европе и в мире.

    В Германии пособие по безработице  предоставляется сроком на 1 год  и составляет 67% от предыдущей заработной платы. А пожилые бывшие работники, за свою трудовую жизнь выплатившие большие суммы в страховой фонд, могут рассчитывать на пособие по безработице в течение 2,5 лет. Более того, по истечении этого срока они могут претендовать на долгосрочную помощь по безработице, которая, правда, уже не будет превышать 53% последней заработной платы. Плюс к этому предоставляются скидки на проезд в транспорте и при посещении музеев и театров, материальная помощь на детей, субсидии на оплату жилья и многое другое. В результате создается парадоксальная ситуация, когда достаточно большому числу трудоспособных немцев выгоднее оставаться безработными, чем искать себе работу. По данным последних статистических исследований, доля таких безработных составляет 20% от их общего количества в стране (свыше 4 млн. человек). [14, с.102]

    По  данным Института экономических  и социальных исследований, 7% нынешних безработных отказываются от работы из-за того, что предлагаемая им заработная плата оказывается меньше суммы  всех пособий, получаемых ими в связи с безработицей. 8% из них предпочитают оставаться безработными из-за того, что это гарантирует им большую пенсию и льготы на детей. И, наконец, 5% отказываются от работы просто в силу своей инертности (некоторые исследователи приводят в этом случае цифру 15%).

    Эти цифры проливают свет на причины  возникновения в стране парадоксальной ситуации, при которой на 4 млн. зарегистрированных безработных в стране приходится 15 млн. (!) вакантных рабочих мест. Германское правительство в этой связи запланировало привлечь более миллиона иностранных рабочих для заполнения существующих вакансий. А тем временем сами немцы предпочитают зачастую отказываться от тех предложений, которые им предоставляют государственные агентства по трудоустройству. И по закону имеют на это полное право.

    На  данный момент было бы разумнее субсидировать деятельность, а не праздность. Сегодня социальная помощь должна ограничиваться случаями действительной нетрудоспособности по медицинским показаниям и непреодолимым социальным причинам, выплата новой социальной помощи должна зависеть от принятия условий занятости, диктуемых рынком. Тот, кто может работать, но не хочет – независимо от причин, - должен считаться с ощутимыми потерями в доходах. Напротив, тот, кто работает, должен получить от государства деньги. Очень важно создать для трудоспособных сильные стимулы для того, чтобы они предлагали себя на рынке труда. Ведь это предложение снизит величину зарплаты, а значит, создаст новые рабочие места. Такая политика может привести к чуду в сфере занятости. Расширится занятость в секторе домашних хозяйств, поскольку мало кто откажется нанять для уборки дома или мелкого ремонта работника за, скажем, 4 евро в час. И мало кто откажется от такой работы, если, разумеется, такая плата окажется существенно выше ставки социальной помощи.

    Реформа привела бы к реальному повышению  эффективности на пользу всем заинтересованным сторонам. Но более всего она помогла  бы людям, стоящим на нижних ступенях шкалы доходов, поскольку они  могли бы получать в совокупности больше доходов от социальной помощи и трудовой деятельности, чем сейчас. Новая социальная помощь должна быть ограничена той частью получающих сегодня эту помощь, которые находятся в самом нижнем сегменте шкалы доходов. Нельзя сказать, что такая реформа неосуществима. Дания и Голландия уже прошли определённый отрезок по этому пути и достигли немалых успехов. 

      Но в Германии, к сожалению,  более чем двухмиллионная армия  безработных стала постоянной  с середины 80-х годов. В 90-е  годы она ежегодно росла на 200-300 тысяч человек. Сокращение занятости в 90-е годы отражало прежде всего снижение числа рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Оно не компенсировалось созданием новых рабочих мест в сфере услуг, поскольку здесь оно происходило медленнее. [7, с.178]

    Только  в 1998 г. впервые за десятилетие число  занятых в Германии немного увеличилось, доля безработных снизилась ещё  существеннее, но эти улучшения происходили  почти исключительно на западной территории. В 2000 году произошло заметное снижение безработицы, но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.

    Положение усугубляется еще и тем, что Германия так и не смогла пока еще переварить свое столь болезненное в экономическом  плане объединение в 1990 г. Уровень  безработицы в западных землях в 2001 г. составлял 7,7%, тогда как в восточных – 18,6%. Правда, в восточных землях существует гораздо меньше незаполненных вакансий. Зато именно там процветает «черный» рынок труда, на котором трудовой контракт не составляется, и нелегальный работник сохраняет право на получение пособия по безработице. Правительство Германии рассматривает выравнивание уровней экономического развития восточного и западного регионов страны в качестве своей важнейшей внутриполитической задачи и выделяет на эти цели крупные финансовые ресурсы. [14, с.101] 

    2.2 Общая характеристика хозяйства Германии 

    Государственный сектор экономики представлен в основном объектами инфраструктуры, причем большая часть систем водоснабжения, канализации и электроснабжения принадлежит местным органам власти. Существуют государственные монополии (Немецкая федеральная почта, Немецкая федеральная дорога и т. п.). Доля государства в акционерном капитале составляет около 9% (без учета собственности в новых федеральных землях, которая продолжает приватизироваться). Крупные компании (включая государственный и иностранный капитал с числом занятых свыше 1 тыс. чел.) производят 51% ВВП. Крупнейшими компаниями по уровню капитализации являются «Альянс Холдинг», «Даймлер Крайслер», «Сименс», «Дойче Банк», но основное число работающих заняты в малом и среднем бизнесе. [18, с. 15]

    Денежно-кредитная  сфера.

    Во  главе двухуровневой системы кредитных учреждений находится Немецкий федеральный банк, по конституции независимый от правительства. В его состав входят земельные банки, имеющие определенную самостоятельность в рамках своих полномочий, и банки с участием государственного капитала («Банк фонда выравнивания бремени», имеющий целью перераспределение собранных налогов от «богатых» земель к «бедным», «Банк восстановления», занимающийся долгосрочным кредитованием промышленности, «Немецкий коммунальный банк» с входящими в его сферу сберкассами (33% активов банковской системы) и др.). Частные банки представлены «большой тройкой» - «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерцбанк» и группой средних и мелких предприятий, среди которых особое место занимают кредитные товарищества и ипотечные банки. Свою нишу занимают страховые компании, все теснее срастающиеся с банковским бизнесом. Уровень оптовых и розничных цен в послевоенные годы колебался от 1 до 5% годовых. [3, с.72]

    Налогово-бюджетная  сфера.

    В стране существует трехуровневая бюджетная система. В ведении федерации находятся оборона, внешние связи, строительство, содержание вузов и автомобильных дорог федерального значения и т. п. В сферу ответственности федеральных земель входит содержание органов внутренних дел, здравоохранения и образования, проведение региональных социально-экономических программ и т. п. Ряд программ (охрана побережья, структурные реформы сельского хозяйства и угольной промышленности) распределяются между бюджетами федерации и земель. Местные бюджеты, включая бюджеты крупных городов, являются постоянно дефицитными (примерно на 50%) и полностью завися от земельных бюджетов.

    Дефицит бюджета компенсируется выпуском государственных  и земельных ценных бумаг. Налогообложение также базируется на трехуровневой системе федерации. Федеральные органы получают все таможенные пошлины, большинство налогов (акцизов) на потребление. Земли распоряжаются налогами на имущество, наследство, автотранспорт. Важнейшие налоги - подоходный, являющийся прогрессивным со ставкой от 19 до 53%, налог с оборота и корпоративный налог - делятся между федеральными и земельными органами. Общины также получают часть налога на добавленную стоимость (15%), промысловый и поземельный налог, а также местные налоги на потребление и пользование. Происходящая в последнее двадцатилетие налоговая реформа регулярно меняет ставки налогообложения. Для объективного анализа экономики Германии рассмотрим отраслевую структуру экономики и ведущие отрасли промышленности. [9, с.107]

    Отраслевая  структура экономики.

      В ВВП доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства составляет 0,9%, обрабатывающей   промышленности   (включая энергетическую) - 24,38%. горнодобывающей промышленности - 5,3%, торговли, гостиничного хозяйства, транспорта - 18%, строительства - 4,2%, финансов, предпринимательских и посреднических услуг -25,32%, прочих - 21,7%. Этому примерно соответствует структура занятости. [18, с.18]

    Добывающая  промышленность и  топливно-энергетический комплекс. Добыча полезных ископаемых развита слабо ввиду отсутствия значительных минеральных ресурсов, кроме угля и калийных солей. Добыча угля, ведущаяся в каменноугольных Рурском и Саарском бассейнах (42 млн. т в год) и буроугольных Кельнском и Силезском бассейнах (165 млн. т в год, т. е. первое место в мире), малоэкономична и поддерживается за счет государственного бюджета. Газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем на одну треть, добыча нефти ничтожна - около 3 млн. т. Электроэнергетика основана на тепловых и атомных электростанциях, на которые приходится 31% производства. В год производится около 220 млн. кВт-ч электроэнергии. Добыча калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

    Обрабатывающая  промышленность является ведущей отраслью. Предприятия черной металлургии (четвертое место в мире, около 40 млн. т стали, проката и труб в год) располагаются преимущественно в земле Северный Рейн - Вестфалия. Металлический лом позволяет в отдельные годы обеспечить до половины потребностей отрасли. Сталь вывозится почти исключительно в виде проката и труб. Цветная металлургия работает как на привозном сырье, так и на ломе цветных металлов (по меди - до 90%). По производству первичного алюминия ФРГ занимает первое место в Европе (около 500 тыс. т. в год). Крупнейшие предприятия отрасли расположены в Рурском промышленном районе и Гамбурге. [12, с.39]

Информация о работе Особенности экономической модели Германии