Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50
Вывод: первый поворот в экономической политике произошел в конце 60-х годов и был связан с усилением деятельности государства в области занятости и социальных программ.
Однако уже с начала 70-х годов безработица вновь стала расти, одновременно резко возрос также дефицит госбюджета из-за прогрессирующих выплат социального назначения: так, с 1970 по 1975 г. процент государственных расходов в чистом социальном продукте вырос с 29 до 51%, при этом наибольшая часть этого прироста пошла на развитие различных видов социального страхования.
К началу 70-х годов в общественности начинает преобладать мнение, что многие сторонники кейнсианства в их одностороннем выделении аспекта занятости отказывают во внимании проблематике инфляции. Это открыло «монетарную контрреволюцию», которая возвратила инфляционную проблематику в центр своих убеждений.
Монетаристы считали борьбу с безработицей излишней, относя определение пропорции занятости к внутреннему делу рынка. Однако эйфория правящих социал-демократов начала 70-х годов, несмотря на многочисленные предостережения оппонентов, начала испаряться лишь к середине 70-х, когда появилась симптомы нового мощного хозяйственного кризиса.
Кризис 1974 - 1975 гг. внес отрезвление и новый переворот в политике - сокращение госбюджета и меры по ограничению инфляции. Однако в целом продолжала проводиться социал-демократическая линия, и после двухлетнего сокращения безработицы и повышенных темпов роста в 1977 г. конъюнктура снова начала ухудшаться. Новая социал-демократическая политика попыталась сочетать социальную направленность и линию на поддержку структурных сдвигов.
В 1977 г. была принята «Программа будущих инвестиций», отличавшаяся от предыдущих двумя важными пунктами. Во-первых, эта программа была среднесрочной, во-вторых, кроме постановки задач политики занятости, также ясно выделялась политика структурных сдвигов. Путем направленных в будущее инвестиций в области строительства городов, транспорта, отопления предусматривалось развитие общественной инфраструктуры и защита окружающей среды. Для этого были предназначены инвестиции в размере примерно 16 млрд. марок.
Однако и обновленная политика привела к росту дефицита госбюджета с 37,9 млрд. марок в 1979 г. до 67,6 млрд. в 1982 г. Это свидетельствует, что даже при осознании необходимости перемен экономическая политика существенно меняется лишь путем прихода к власти конкурентов, которые вырабатывали альтернативу в оппозиции.
Конец социально-либеральной коалиции осенью 1982 г. означал действительный поворот в социальной и экономической политике. В первую очередь предусматривалось сокращение государственной деятельности, чтобы вновь предоставить больше места частной предпринимательской инициативе. Уже в бюджете 1983 г. дефицит был сокращен на 30 млрд. марок, однако реально его удалось снизить лишь на 14,6 млрд.
Инерцию
социально ориентированной
Второй
поворот в экономической
Результаты монетаристской неоконсервативной политики, как это отмечалось выше, существенно отличаются от плодов социал-демократической политики: если последняя, сокращая безработицу и способствуя социальным программам, тем самым сокращает темпы роста и усиливает инфляцию (поскольку эта политика антикризисная, то, демпфируя падение, тем самым она «сглаживает» и подъем), то экономическая политика консерваторов, напротив, способствуя росту и, оздоравливая финансы, ставит тем самым под вопрос само «социальное» государство: безработица растет, доля трудящихся в национальном доходе падает. Так это и произошло в 80-х годах.
Но поскольку оба основных направления экономической и социальной политики зависят от мнения большинства, то они вынуждены оба стремиться провозгласить себя наследником и хранителем идей социального рыночного хозяйства.
Попытка реализовать синтез социального и рыночного в экономике лишь путем построения «социального государства» (что предприняли социал-демократы в 70-е годы) привела к кризису последнего и к политике возврата на традиционный путь.
Но, с другой стороны, возврата к государству — «ночному сторожу» уже быть не может (что показали 80-е годы): набравшая инерцию громада социального государства «не дает» себя демонтировать; безработицу, принявшую застойный характер, не удается преодолеть неоконсервативными средствами. Возникает необходимость, как уже говорилось, синтеза двух течений в социально-экономической мысли. Такой синтез в различных формах идет (например, в концепции «человеческого капитала» как синтеза противоположности труда и капитала).
Три заключительных замечания, актуальных для нашей ситуации:
1. Реформы, к сожалению, осуществляются лишь тогда, когда положение угрожающе и реформы безотлагательны, когда из-за широкого распространения беспорядка и небезопасности большинство видит в них больше плюсов, чем минусов.
2. Командная экономика в Германии господствовала лишь 12 лет и не устранила частной собственности, при этом немаловажно, что государственные предприятия были разрушены.
3. Сочетанием трех реформ (денежной, экономической и социальной) удалось направить массовую активность в позитивное русло — за счет действительной связи производства и потребления (деньги), эффективности и справедливости (социально сбалансированный рост).
По
данной главе можно сделать вывод,
что важнейший фактор, оказавший влияние
на дальнейшее развитие Федеративной
Республики Германии, является длительная
политическая раздробленность. В настоящее
время - это приток иностранцев, ищущих
работу. В связи с этим доля иностранных
граждан в Германии очень велика. Реформы
Л. Эрхарда подняли экономику страны из
состояния разрухи после Второй Мировой
войны, несмотря на то, что они были радикальными.
Л. Эрхард действовал в немецкой традиции,
пытаясь достичь «благосостояния для
всех». Именно согласование экономических
и социальных целей принесло столь положительные
результаты.
2. ОСОБЕННОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЕРМАНИИ
2.1 Макроэкономическая
модель развития Германии
Для современной экономики Германии характерны:
Германская экономическая модель восходит к периоду объединения страны во времена «железного» канцлера Бисмарка (XIX в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введения современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с момента ее объединения утвердились принципы приоритета государственных интересов при социальной ориентации государства. О. Бисмарк подготовил основы прогрессивного для того времени социального законодательства, которое в дальнейшем послужило образцом для других индустриальных государств. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования, существующие в Германии и в настоящее время: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.
На данный момент германская экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики». Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.
Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после второй мировой войны, когда она фактически лежала в руинах, в качестве альтернативы государственному регулированию экономики. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная экономическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда. Он был первым министром экономики, а затем и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономического строя в Германии. Политическая реализация концепции в 1947-49 гг. также связана с именем Альфреда Мюллер-Армака. Им был сформулирован термин «социальная рыночная экономика». Независимо от того, какая партия была у власти - социал-демократы или христианские демократы, - курс с небольшими колебаниями то влево, то вправо был неизменен.
Модель
социальной рыночной экономики предполагает
в определенных границах свободные
действия рыночных сил, однако при этом
недопустимы антисоциальные извращения
рынка. Предложение товаров растет
и дифференцируется, поставщики имеют
мотивацию к инновациям, доходы и прибыль
распределяются в соответствии с индивидуальными
достижениями. Одновременно не допускается
чрезмерная концентрация рынка и обеспечивается
участие работников в принятии основных
экономических решений и тем самым их
причастность к достижениям общества.
Задача государства
и политиков при этом состоит в создании
рамочных условий для функционирования
конкуренции и гармонизации различных
интересов. Одновременно необходимо стимулировать
готовность и способность людей к действиям
на свой страх и риск и большая самостоятельность.
Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие:
Один из базовых принципов германской модели – профессиональная солидарность, которая предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями. Фонды аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Несмотря на обязательность социального страхования (например, в Германии это предписано законом), она соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием потолочных уровней заработной платы, в случае превышения которых возможно лишь добровольное страхование или лимитирование отчислений (отчисления производятся только в пределах потолочной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню).
Таким образом, развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к размыванию модели и увеличению доли фискального финансирования социальной защиты. В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Здесь, как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное страхование, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.
Информация о работе Особенности экономической модели Германии