Особенности экономической модели Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных тенденций и перспектив социально-экономического развития Германии.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать исторические предпосылки формирования современной экономики Германии.
2. Рассмотреть особенности экономической модели ФРГ.
3. Изучить перспективы развития экономики Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Исторические предпосылки формирования современной экономики Германии…………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое положение в послевоенной Германии……………......5
1.2 Экономическое развитие Германии во второй половине ХХ века…...7
2 Особенности экономической модели Германии…………………………….15
2.1 Макроэкономическая модель развития Германии…………………...15
2.2 Общая характеристика хозяйства Германии…………………………..20
3 Перспективы развития экономики Германии………………………………..30
3.1Проблемы развития экономики Германии на современном этапе…………………………………………………………………………30
3.2 Приоритеты экономической политики правительства Германии…...31
3.3 Российско-германские экономические отношения…………………..36
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложение А Рейтинг конкурентоспособности……………………………..49
Карта……………………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовик мэ.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

    Вывод: первый поворот в экономической  политике произошел в конце 60-х  годов и был связан с усилением  деятельности государства в области  занятости и социальных программ.

    Однако  уже с начала 70-х годов безработица  вновь стала расти, одновременно резко возрос также дефицит госбюджета из-за прогрессирующих выплат социального  назначения: так, с 1970 по 1975 г. процент государственных расходов в чистом социальном продукте вырос с 29 до 51%, при этом наибольшая часть этого прироста пошла на развитие различных видов социального страхования.

    К началу 70-х годов в общественности начинает преобладать мнение, что  многие сторонники кейнсианства в их одностороннем выделении аспекта занятости отказывают во внимании проблематике инфляции. Это открыло «монетарную контрреволюцию», которая возвратила инфляционную проблематику в центр своих убеждений.

    Монетаристы считали борьбу с безработицей излишней, относя определение пропорции занятости к внутреннему делу рынка. Однако эйфория правящих социал-демократов начала 70-х годов, несмотря на многочисленные предостережения оппонентов, начала испаряться лишь к середине 70-х, когда появилась симптомы нового мощного хозяйственного кризиса.

    Кризис 1974 - 1975 гг. внес отрезвление и новый переворот в политике - сокращение госбюджета и меры по ограничению инфляции. Однако в целом продолжала проводиться социал-демократическая линия, и после двухлетнего сокращения безработицы и повышенных темпов роста в 1977 г. конъюнктура снова начала ухудшаться. Новая социал-демократическая политика попыталась сочетать социальную направленность и линию на поддержку структурных сдвигов.

    В 1977 г. была принята «Программа будущих  инвестиций», отличавшаяся от предыдущих двумя важными пунктами. Во-первых, эта программа была среднесрочной, во-вторых, кроме постановки задач политики занятости, также ясно выделялась политика структурных сдвигов. Путем направленных в будущее инвестиций в области строительства городов, транспорта, отопления предусматривалось развитие общественной инфраструктуры и защита окружающей среды. Для этого были предназначены инвестиции в размере примерно 16 млрд. марок.

    Однако  и обновленная политика привела  к росту дефицита госбюджета с 37,9 млрд. марок в 1979 г. до 67,6 млрд. в 1982 г. Это свидетельствует, что даже при осознании необходимости перемен экономическая политика существенно меняется лишь путем прихода к власти конкурентов, которые вырабатывали альтернативу в оппозиции.

    Конец социально-либеральной коалиции осенью 1982 г. означал действительный поворот в социальной и экономической политике. В первую очередь предусматривалось сокращение государственной деятельности, чтобы вновь предоставить больше места частной предпринимательской инициативе. Уже в бюджете 1983 г. дефицит был сокращен на 30 млрд. марок, однако реально его удалось снизить лишь на 14,6 млрд.

    Инерцию социально ориентированной экономической  политики не удалось преодолеть и  консерваторам с их ориентацией  на максимальное устранение государства из хозяйственной жизни. Так, доля государственного бюджета в совокупном общественном продукте остается с начала 80-х годов на уровне немногим менее 50%, государственный долг растет также постоянными темпами, а после 1985 г. дефицитность бюджета даже повысилась с 8 до 13 %. [3, с.73]

    Второй  поворот в экономической политике произошел в начале 80-х годов  и был связан с усилением деятельности государства в сфере защиты свободы  предпринимательства (например, были снижены  налоги, ослаблен контроль над слияниями компаний и др.), однако одновременного планируемого уменьшения объема государственного перераспределения так и не произошло. Социальное рыночное хозяйство не позволяет себя демонтировать: созданные им социальные институты (система социального страхования, партнерство профсоюзов и союзов предпринимателей и т. д.) являются для избирателя более привлекательными, чем гипотетические блага консервативной экономической политики.

    Результаты  монетаристской неоконсервативной  политики, как это отмечалось выше, существенно отличаются от плодов социал-демократической политики: если последняя, сокращая безработицу и способствуя социальным программам, тем самым сокращает темпы роста и усиливает инфляцию (поскольку эта политика антикризисная, то, демпфируя падение, тем самым она «сглаживает» и подъем), то экономическая политика консерваторов, напротив, способствуя росту и, оздоравливая финансы, ставит тем самым под вопрос само «социальное» государство: безработица растет, доля трудящихся в национальном доходе падает. Так это и произошло в 80-х годах.

    Но  поскольку оба основных направления  экономической и социальной политики зависят от мнения большинства, то они вынуждены оба стремиться провозгласить себя наследником и хранителем идей социального рыночного хозяйства.

    Попытка реализовать синтез социального и рыночного в экономике лишь путем построения «социального государства» (что предприняли социал-демократы в 70-е годы) привела к кризису последнего и к политике возврата на традиционный путь.

    Но, с другой стороны, возврата к государству  — «ночному сторожу» уже быть не может (что показали 80-е годы): набравшая  инерцию громада социального государства «не дает» себя демонтировать; безработицу, принявшую застойный характер, не удается преодолеть неоконсервативными средствами. Возникает необходимость, как уже говорилось, синтеза двух течений в социально-экономической мысли. Такой синтез в различных формах идет (например, в концепции «человеческого капитала» как синтеза противоположности труда и капитала).

    Три заключительных замечания, актуальных для нашей ситуации:

1. Реформы, к сожалению, осуществляются лишь тогда, когда положение угрожающе и реформы безотлагательны, когда из-за широкого распространения беспорядка и небезопасности большинство видит в них больше плюсов, чем минусов.

2. Командная экономика в Германии господствовала лишь 12 лет и не устранила частной собственности, при этом немаловажно, что государственные предприятия были разрушены.

3. Сочетанием трех реформ (денежной, экономической и социальной) удалось направить массовую активность в позитивное русло — за счет действительной связи производства и потребления (деньги), эффективности и справедливости  (социально сбалансированный рост).

    По  данной главе можно сделать вывод, что важнейший фактор, оказавший влияние на дальнейшее развитие Федеративной Республики Германии, является длительная политическая раздробленность. В настоящее время - это приток иностранцев, ищущих работу. В связи с этим доля иностранных граждан в Германии очень велика. Реформы Л. Эрхарда подняли экономику страны из состояния разрухи после Второй Мировой войны, несмотря на то, что они были радикальными. Л. Эрхард действовал в немецкой традиции, пытаясь достичь «благосостояния для всех». Именно согласование экономических и социальных целей принесло столь положительные результаты. 

2. ОСОБЕННОСТИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЕРМАНИИ 

    2.1 Макроэкономическая модель развития Германии 

    Для современной экономики Германии характерны:

  1. Ярко выраженная постиндустриальная экономика с удельным весом сферы услуг в ВВП 69,5% при 33,4% промышленности и 0,9% сельского хозяйства.
  2. Мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП превышает 50%, и большие налоги. В Германии на налоги идет 65% прибыли, тогда как в США и Великобритании только 45%.
  3. Четкая социальная ориентация экономики, при которой отчисления в социальные фонды превышают 80% фонда оплаты труда. Немецкая рабочая сила - самая дорогая в мире, она стоит в среднем больше 12 долл. за час. В Германии больше всех в Европе праздничных дней. Все это удорожает немецкую продукцию и снижает ее конкурентоспособность.
  4. Низкий уровень иностранных инвестиций, составляющий только 7,5% общих вложений, тогда как для Нидерландов он равен 35, а для Великобритании - 25%.
  5. Сильная интеграция немецкой экономики в мировую. Германия находится на втором месте как по экспорту (10% мирового), так и по импорту (8% мирового). Ее экспорт составляет 23,6% ВВП.
  6. Субсидирование государством убыточных отраслей: угольной, сталелитейной, судостроительной отраслей, промышленности и сельского хозяйства.
  7. Высокий уровень вывоза капитала. Немецкие предприниматели предпочитают выносить трудоемкие части производства за рубеж не только в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, но и в развитые страны с меньшими сборами в социальные фонды.
  8. Высокий уровень безработицы, составляющий более 10% трудоспособного местного населения и 18% эмигрантов. Для Германии характерен значительный импорт рабочей силы. Туда едут привлекаемые высокими заработками рабочие Турции, Греции, стран Восточной Европы.
  9. Огромные затраты на выравнивание уровней жизни восточных земель, присоединенных 3 октября 1990 г., и западных земель. Эта программа оценивается в 2 трлн. марок и тяжелым бременем ложится на бюджет страны. (Введен даже специальный "налог на солидарность", доходы от которого идут на выполнение программы выравнивания доходов.) [6, с.491]

    Германская  экономическая модель восходит к периоду объединения страны во времена «железного» канцлера Бисмарка (XIX в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введения современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с момента ее объединения утвердились принципы приоритета государственных интересов при социальной ориентации государства. О. Бисмарк подготовил основы прогрессивного для того времени социального законодательства, которое в дальнейшем послужило образцом для других индустриальных государств. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования, существующие в Германии и в настоящее время: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.

    На  данный момент германская экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики». Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.

    Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после второй мировой войны, когда она фактически лежала в руинах, в качестве альтернативы государственному регулированию экономики. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная экономическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда. Он был первым министром экономики, а затем и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономического строя в Германии. Политическая реализация концепции в 1947-49 гг. также связана с именем Альфреда Мюллер-Армака. Им был сформулирован термин «социальная рыночная экономика». Независимо от того, какая партия была у власти - социал-демократы или христианские демократы, - курс с небольшими колебаниями то влево, то вправо был неизменен.

    Модель  социальной рыночной экономики предполагает в определенных границах свободные  действия рыночных сил, однако при этом недопустимы антисоциальные извращения рынка. Предложение товаров растет и дифференцируется, поставщики имеют мотивацию к инновациям, доходы и прибыль распределяются в соответствии с индивидуальными достижениями. Одновременно не допускается чрезмерная концентрация рынка и обеспечивается участие работников в принятии основных экономических решений и тем самым их причастность к достижениям общества. 
        Задача государства и политиков при этом состоит в создании рамочных условий для  функционирования конкуренции и гармонизации различных интересов. Одновременно необходимо стимулировать готовность и способность людей к действиям на свой страх и риск и большая самостоятельность.

    Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие:

    • частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;
    • создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);
    • сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;
    • обеспечение полной занятости;
    • свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;
    • политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк);
    • социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).

    Один  из базовых принципов германской модели – профессиональная солидарность, которая предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями. Фонды аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Несмотря на обязательность социального страхования (например, в Германии это предписано законом), она соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием потолочных уровней заработной платы, в случае превышения которых возможно лишь добровольное страхование или лимитирование отчислений (отчисления производятся только в пределах потолочной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню).

    Таким образом, развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к размыванию модели и увеличению доли фискального финансирования социальной защиты. В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Здесь, как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное страхование, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.

Информация о работе Особенности экономической модели Германии