Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО «Дарида», выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия
Проанализировать спрос на продукцию СООО «Дарида»
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия
Введение 4
Глава I. Спрос и его особенности 6
1.1. Спрос : понятие и сущность
1.2. Факторы , определяющие спрос
1.3. Методы анализа и прогнозирования спроса на товар
1.4. Виды спроса на продукцию
1.5. Прогнозирование спроса
Глава II Анализ спроса на продукцию ООО «Дарида»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
2.3. Анализ факторов формирующих спрос на продукцию предприятия
2.4. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ бутылках
Заключение ………………………………………………………………...76
Список использованных источников и литературы …………………….82
Данные по оценке потребителем пользы той или иной минеральной воды свидетельствуют, что целевая группа действительно ожидает от минералки пользы для здоровья, но более или менее подробно об этой пользе не осведомлена. Опыт «Дариды», успешно продвинувшей на отечественном рынке новую продукцию с содержанием востребованных в Москве микроэлементов, показывает, что будущее - за более детальным информированием потребителя о пользе отдельных веществ, входящих в состав минеральной воды.
2.3. Анализ факторов, формирующих спрос на продукцию предприятия
В число трех наиболее важных
критериев, влияющих на выбор питьевой
воды, входит марка, цена и дата изготовления.
Причем эти факторы являются одинаково
важными как для мужчин, так
и для женщин. Цена является более
важной характеристикой для пожилых
людей, чем для молодых. В марках
лучше разбираются более
Основными покупателями продукции, производимой СООО «Дарида», являются оптовые организации, торги и торговые дома, магазины и частные предприниматели. В настоящее время заключены договора более чем с 5000 покупателями. Минеральная вода и газированные напитки имеют широкий круг потребителей от ребенка до пенсионера. Проведенные исследования (анкетирование) показали, что наиболее активной потребительской группой являются население в возрасте 30-35 лет. По данным Министерства статистики и анализа группа потребителей данного возраста в республике составляет около 3 млн. 300 тысяч человек, потребление на одного человека 2-3 литра в месяц на человека.
В мае 1997 г. был введен в
эксплуатацию первый цех по разливу
минеральной воды и производству
газированных напитков в бутылках ПЭТ
1,5 л. Эта упаковка является самой
популярной для большинства потребителей
питьевой воды (76%) в г. Москва. В последующие
годы были построены и введены в эксплуатацию
второй цех по разливу минеральной воды
в бутылки ПЭТ емкостью 1,5 л. и 0,5 л., два
склада готовой продукции, склад сырья,
цех по изготовлению преформ для ПЭТ-бутылок,
офисные здания, авторемонтная мастерская,
пробурены собственные скважины используемых
источников: артезианская скважина, глубиной
266 м., две скважины минеральной воды глубиной
387 и 410 м. В цехах установлено современное
автоматизированное итальянское оборудование.
УЧП «Дарида» имеет собственный парк грузовых
автомобилей, который позволяет перевозить
потребителям до 40% готовой продукции.
В феврале 2005 года на предприятии СООО
«Дарида» была запущена новая линия розлива,
позволяющая выпускать негазированную
питьевую воду в бутылях, объем которых
составляет 5 литров, в 2007 году предприятие
приступило к производству негазированных
безалкогольных напитков, освоило выпуск
продукции в уникальную по форме тару,
объем которой 0,25 литра. Воды и напитки
разливаются в ПЭТ-бутылки номинальным
объемом 0,5; 0,75; 1,5 литра.
Cейчас происходят заметные изменения в культуре потребления питьевой воды: негазированная вода пользуется большим спросом у потребителей, нежели газированная. Особенно потребитель стал интересоваться сегментом столовой воды. Так, что в долгосрочной перспективе свою долю рынка будут развивать только воды минерального происхождения, поскольку в мире качество бутилированной воды соответствует качеству воды из под крана. При этом на рынке питьевой и минеральной воды четко прослеживается тенденция: когда жители регионов отдают предпочтение воде из местных источников, и редко напиткам как "Ессентуки", "Нарзан".
По данным опроса большинство людей предпочитают употреблять питьевую и безалкогольную воду дома, в кругу семьи или друзей, в гостях. Значительно реже вода употребляется в барах или ресторанах – всего 10%. На улице предпочитают пить воду 4,1% потребителей, а во время отдыха на природе – 6%.
Другим немаловажным показателем является цена товара. Если предыдущие характеристики, влияющие на потребительское поведение, являются скорее субъективными и относятся к вкусам и предпочтениям покупателей, то ценовой фактор является объективным и способен в свою очередь самостоятельно влиять на потребителей. Около 76% потребителей признали, что цена является для них скорее или очень важным фактором при выборе питьевой и безалкогольной воды.
Ведущее место среди продуктов, объем продаж которых напрямую зависит от времени года, занимает питьевая и безалкогольная вода. В весенне-летний период потребность в продукции «Дарида» превышает возможности производства в 2 - 2,5 раза. В этот период срок выполнения заказов на поставку продукции достигает 15 - 20 календарных дней. В осенне – зимний период объем реализации воды заметно уменьшается. Т.к. качество воды «из-под крана» во многих районах г. Москва оставляет желать лучшего, в холодное время года частота употребления питьевой воды снижается слабо. В связи с сезонным снижением потребления питьевой воды перед производителем встает дилемма: сокращать объем выпуска воды, или организовать розлив этого напитка в более крупную (5 литров) тару.
Содержание токсичных
элементов в минеральной воде
не должно превышать допустимых уровней,
установленных «Гигиеническими
требованиями к качеству и безопасности
продовольственного сырья и пищевых
продуктов» .
Содержание радионуклидов в минеральной
воде не должно превышать действующих
Республиканских допустимых уровней,
утвержденных МЗ РФ.
Массовая доля двуокиси углерода в минеральной
воде, разлитой в бутылки должна быть не
менее 0,30%.
Минеральную, лечебно-столовую воду и другую продукцию разливают в полимерные бутылки различной вместимости, разрешенные Минздравом РФ для контакта с пищевыми продуктами.
Среднее наполнение 10 бутылок при температуре (20+/-0,5)0С должно соответствовать их номинальной вместимости с отклонением, установленным в нормативных документах.
Бутылки из полимерных материалов герметично укупоривают с применением укупорочных средств по нормативным документам, и (или) разрешенных к применению Минздравом РФ, формируют в пакеты с использованием термоусадочной пленки по ГОСТ 25951 и укладывают в паллеты.
На каждую бутылку наклеивают
художественно-оформленную
Основной объем затрат при производстве воды - это продвижение и дистрибуция. В первую очередь компания заботиться о том, чтобы её продукт дошел до потребителя. Поэтому одной из важнейших задач является обеспечение срока хранения воды. Срок годности безалкогольных напитков, выпускаемых на предприятии, равен 180 суткам с даты изготовления.
Немаловажным фактором, влияющим
на потребительский спрос, является
появление на рынке новых конкурентов.
Под конкурентоспособностью понимают
характеристику продукции, которая
показывает ее отличие от товара-конкурента
как по степени соответствия конкретной
общественной потребности, так и
по затратам на ее удовлетворение. Оценка
конкурентоспособности
По данным опроса среди
продавцов и товароведов
в сегменте «Минеральная вода» - ЗАО «Московский завод безалкогольных напитков», СП «Фрост и К»;
в сегменте «Газированные
напитки и питьевые воды» -
ИЧУП «Кока-кола», ГП ООО «
Существует определенное количество заводов ведомственного и областного подчинения, с объемом производства менее 200 тыс. дол. в год. Основными конкурентами в отрасли для СООО «Дарида» являются предприятия, производящие более 1000 тыс. дал. в год, которые способны реально влиять на ситуацию на рынке и соответственно на объем продаж СООО «Дарида».
Характеристика основных конкурентов:
1. Завод безалкогольных
напитков (г. Москва).
На предприятии отсутствует отдел маркетинга,
в связи с чем отсутствует система изучения
спроса в регионах Москвы и на внешнем
рынке. Производство осуществляется на
устаревшем оборудовании 1993-1994 годов (производственная
мощность - 5 тыс. бутылок в час). Выпускаемая
продукция реализуется в основном в Москвы
за счет наличия сложившихся связей. По
имеющимся сведениям, в настоящий момент
завод сворачивает продажу продукции
в Литве , так как она не выдерживают ценовой
конкуренции (из-за высоких накладных
расходов себестоимость продукции на
25% выше, чем на СООО «Дарида»). Автотранспортный
парк недостаточен.
2. Совместное
предприятие “Фрост” (г. Брест).
Имеет невысокие объемы производства,
недостаточно развит автопарк. Выпускает
один вид минеральной воды. Продукция
представлена в основном в южной и западной
части Беларуси.
3. Завод “Вейнянский
родник” (пос. Вейно Могилевской области).
Минеральная вода «Сосны», выпускаемая
этим предприятием (производственная
мощность - 4 тыс. бутылок в час), не пользуется
достаточным спросом из-за сложной и многоступенчатой
системы сбыта через посредников.
4. ООО “Трайпл” (г. Минск).
Выпускает искусственно минерализованную
воду. Производственная мощность - до 3
тыс. бутылок в час. Пытается наладить
производство натуральной минеральной
воды, есть технические сложности - удаленность
производства от скважины. Уровень цен
на продукцию достаточно высок.
2.4. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ булылках.
Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста белорусского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно 4%. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет 5-7 % ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами 2008 года, когда прирост составлял не менее 20–30%.
Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.
Предприятием на рынок были выведены вода «Йодная», обогащенная йодом в бутылках разной ёмкостью. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), считается перспективным и уже выпускается несколько лет. Обогащенная вода позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.
Что касается поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, предприятие выбирает поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.
В 2010–2011 годах не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые проводятся ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.
Существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.
Заключение
Выпуск питьевой воды - дело перспективное. Ежегодно количество потребителей питьевой воды в Москве увеличивается. За 2010 г. рост составил около 20%. Положительная для нас тенденция должна сохраниться и в будущем. По мнению аналитиков, в мире возникнет дефицит качественной воды, что повлечет рост цен в течение 10 лет приблизительно в 5-6 раз. Оптимизм основан на том, что в западных странах объем потребления бутилированной воды и минералки составляет порядка 100 л в год, в нашей стране он равняется всего 5 л.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Также мы познакомились с великим экономическим законом - законом спроса. Мера действия данного закона объективно свидетельствует о мере становления рыночной экономики – ведь этот закон может функционировать только при стабильном превышении величины предложения по сравнению с величиной спроса. Закон спроса – и великий регулятор рыночной экономики: обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.
Надо также отметить, что
спрос выступает одним из самых
важнейших факторов при формировании
экономической стратегии
Список используемых источников и литературы