Анализ спроса на научно-техническую продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Научно-технические инновации лежат в основе общественного прогресса и обеспечивают конкурентоспособность в условиях постепенного сокращения жизненного цикла продуктов, характерных для постиндустриального производства. Основным источником инноваций являются наукоемкие производства, развитие которых происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, разработки новых технологий.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………
3
1.
Анализ спроса на научно-техническую продукцию ……………………………….
4
1.1.
Формирование проектов портфеля ………………………………………………….
4
2.
Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации ……………
5
2.1.
Анализ спроса на инновации ………………………………………………………..
6
3.
Сущность спроса и способы его представления …………………………………...
6
4.
Факторы спроса ………………………………………………………………………
7
5.
Виды спроса на новую продукцию …………………………………………………
9
6.
Методы анализа спроса ……………………………………………………………...
11
Вывод …………………………………………………………………………………………
13
Список используемых источников …………………………………………………. ……..
14

Файлы: 1 файл

Для Димки.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Нижегородский государственный  технический университет им. Р.Е. Алексеева

Институт промышленных технологий машиностроения

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Предмет: Организационно экономическое обоснование научно-технических  разработок

 

 

Тема: «Анализ  спроса на научно-техническую продукцию»

 

                                                                                                          

                                                                                                             Выполнил:

                                                                                                                     

                                                                                                                          4 курс,

 

                                                                                                           Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011         

Содержание                      

       

Введение ………………………………………………………………………………………

3

1.

Анализ спроса на научно-техническую продукцию ……………………………….

4

1.1.

Формирование проектов портфеля ………………………………………………….

4

2.

Значение, цели, задачи и особенности  анализа спроса на инновации ……………

5

2.1.

Анализ спроса на инновации ………………………………………………………..

6

3.

Сущность спроса и способы его представления …………………………………...

6

4.

Факторы спроса ………………………………………………………………………

7

5.

Виды спроса на новую продукцию  …………………………………………………

9

6.

Методы анализа спроса ……………………………………………………………...

11

Вывод …………………………………………………………………………………………

13

Список используемых источников …………………………………………………. ……..

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научно-технические инновации лежат  в основе общественного прогресса  и обеспечивают конкурентоспособность  в условиях постепенного сокращения жизненного цикла продуктов, характерных для постиндустриального производства. Основным источником инноваций являются наукоемкие производства, развитие которых происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, разработки новых технологий.

Анализ различных моделей инновационного процесса показывает, что создание технических инноваций является сложным, многоаспектным процессом, включающим множество участников, взаимодействующих с помощью системы обратных связей. Нормальное протекание инновационного процесса обеспечивается трансфером знаний, умений и научно-технических результатов между его различными этапами. Экономическая ценность инноваций заключается в способности приносить дополнительную прибыль при их использовании в производстве, в связи с этим, важную роль играет внедрение результатов инновационного процесса в хозяйственную деятельность - коммерциализация инноваций.

Анализ спроса на научно-техническую  продукция является одним из важнейших  направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.

В условиях рыночной экономики анализ спроса на научно-техническую продукцию  имеет первостепенное значение.

Перечислим направления анализа  спроса на нововведение:

1.    Анализ потребности в выпускаемой и (или) реализуемом новшестве или новой услуге.

2.    Анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов.

3.    Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия.

4.   Определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с учетом решения первых трех задач, а также производственных возможностей фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ спроса на научно-техническую продукцию

 

    1.    Формирование портфеля проектов

Управление  научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках постоянно  меняющихся условий. Это обуславливает необходимость непрерывного совершенствования программ НИОКР. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придётся отложить или даже прекратить работу по проекту. Могут измениться требования потребителей и спрос, в связи, с чем нужно провести переоценку жизнеспособности проекта.

Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что  имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и  управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность.

Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными: размер рынка, допустимая цена, требования к технической эффективности и время.

Большинство научных  продуктов могут предлагаться в  формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления  на рынке. Важно определить, какой  уровень технической эффективности  потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Это, безусловно, ведет к техническим идеям, но может не учесть реальные требования потребителей. Кроме того, может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличить время разработки. Все перечисленные моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта.

В современных  условиях разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях.

Выбор проекта  связки с активным поиском альтернативных решений. Механизм управления процессом  НИОКР наглядно представлен на рис. 1.

Портфель НИОКР  может состоять из разнообразных  проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. Однако каждый требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от особенностей проекта (сложности, трудоемкости и т. п.).

Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла  осуществляться равномерно.

Количество  проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, зависит  от размеров проектов, которые измеряются через общий объем ресурсов, необходимых  для разработки и затрат на реализацию одного проекта. Например, если на проведение НИОКР выделено 4000 д.е., а затраты на реализацию одного проекта 2000 д.е., то в портфеле может быть 2 проекта.

Руководителю  необходимо решить, сколько проектов могут одновременно управляться. Портфель, состоящий, в основном, из крупных  проектов, является более рискованным, по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. Преимуществом небольших проектов является то, что их легче адаптировать друг к другу с точки зрения соответствия наличным ресурсам. Крупный проект требует большого объёма дефицитных ресурсов. Однако небольшие проекты (требующие относительно небольших затрат на НИОКР) обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромный потенциал по объему продаж          (и потенциалу прибыли).

Портфель небольших  проектов может привести к равномерному потоку нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что является нежелательным с позиций номенклатуры продукции, формируемой отделами маркетинга. Рассматривая те или иные проекты на предмет их возможного включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия перераспределения затрат на проекты.

Рентабельность  портфеля (прибыльность) определяется как отношение прибыли к затратам. Общая оценка портфелей дается по показателям средней рентабельности. На основе показателей рентабельности может быть рассчитан коэффициент предпочтения. Однако, каждый проект имеет индивидуальную рентабельность и определенную долю в затратах на формирование портфеля. Это значит, что средний или обобщающий коэффициент предпочтения может быть представлен в виде системы коэффициентов предпочтения  по рентабельности и по структуре затрат.

Формирование  портфеля заказов предполагает проведение работы с потенциальными потребителями  результатов НИОКР.

Для современной  ситуации сложно точно спрогнозировать  спрос на научно-техническую продукцию, т.к. имеет место неопределенность спроса.

  1. Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации

Анализ спроса на научно-техническую продукция является одним из важнейших направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР. В условиях рыночной экономики анализ спроса на научно-техническую продукцию имеет первостепенное значение.

Направления анализа спроса на нововведение:

  • Анализ потребности в выпускаемом и (или) реализуемом новшестве или новой услуге;
  • Анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов;
  • Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия;
  • Определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с учётом решения первых трёх задач, а также производственных возможностей фирмы.

2.1.  Анализ спроса на инновации

Особенности развития нововведений и различие их видов  во многом предопределяет специфику  анализа спроса на них в каждом конкретном случае.

Прежде всего, необходимо уточнить, к каким нововведениям - базисным или усовершенствованным  относится продукция, спрос на которую  подлежит изучению. Такую идентификацию  можно осуществить двумя способами. Во-первых, с помощью построения кривых жизненных циклов продукции на основе данных об объёмах и длительности её предложения или сбыта на рынке. Во-вторых, предприятие, производящее инновационную продукцию, проводит сравнительный анализ параметров ранее производимой и новой продукции по следующей схеме:

  • наличие в конструктивной разработке нового изделия по сравнению со старым, принципиально иных подходов, например, неизвестных законов и закономерностей;
  • количество новых деталей, узлов в изделии или операций в технологии;
  • дополнительная сумма затрат на изменение изделия и её доля в затратах на новое изделие.

В результате такого анализа новую продукцию можно  сгруппировать в три группы: 1 – которая ранее не существовала; 2 – которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу или конструкционному решению; 3 - получившая только новое оформление.

Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь или не иметь  натурально-вещественную форму, различаться  по назначению, видам продукции и  т.д.

Вследствие  этого анализ спроса и создание информационной базы для его проведения имеет специфику в каждом конкретном случае.

  1. Сущность спроса и способы его представления

Спрос отражает объём продукции, который потребитель  хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных цен в течение определенного времени на конкретном рынке.

Из  этого следуют основные направления  анализа спроса:

  • объем спроса;
  • наличие потенциальных покупателей;
  • потребность в товаре;
  • возможность приобретения товара;
  • цена предлагаемой продукции;
  • время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
  • направления, рынки сбыта продукции.

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях. Его можно представить одним  из трех способов: в виде таблицы; графически; аналитически (Например, Qi = a - b * Pi, где Q – объем спроса на i-товар, Pi - цена i-го товара).

Табличный и графический  способы отображения спроса являются инструментами его предварительного и оперативного анализа. В таблице можно, во-первых, представить ранжированный ряд значений цены продукции в порядке её возрастания или убывания и соответствующее ей число единиц товара, на которое предъявлен спрос. При большом числе значений цены, частом её колебании или большом разбросе в количестве проданных единиц продукции целесообразно отчетливее прослеживать тенденцию спроса, группировать значения цены и представлять данные в виде интервального ряда показателей.

Информация о работе Анализ спроса на научно-техническую продукцию