Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:41, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
1.Понятие инновационного процесса
2.Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
2.1Внедрение НТП
2.2Регулирование НТП
3Особенности современного этапа развития НТП
1.1
Понятие инновационного
процесса
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация
есть скорее экономический и социальный,
нежели
Инновация
может быть определена так, как Ж.Б.
Сей определил
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Исследователи выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
1) Неожиданное
событие, которым может быть
неожиданный успех,
2) несоответствие
между реальностью, такой,
3) изменение потребностей производственного процесса;
4) изменения в структуре отрасли или рынка;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятии и в ценностных установках;
7) новые знания, научные и ненаучные;
Мало существует
технических инноваций, которые
смогут соперничать по влиянию с
такими изобретениями, как, например, продажа
товаров в рассрочку, которая буквально
преобразила всю сферу торговли.
2Практическое
применение и роль НТП
в экономической деятельности
2.1
Внедрение НТП
Приступая к разработке и
Какие же побудительные силы заставляют
предпринимателей идти на столь значительный
риск? Силы эти для любой экономической
системы (малая инновационная фирма; крупная
корпорация; группа промышленных компаний;
“объединения” промышленных фирм, университетов,
правительственных лабораторий в
разных комбинациях и т.д.) могут
быть подразделены на
внутренние и внешние
либо на имеющие объективную
и субъективную
природу. Так, к числу внутренних
побудительных мотивов инновационной
активности можно отнести необходимость
замены устаревшего
оборудования (объективная
причина) или стремление
группы талантливых
инженеров реализовать
свой творческий потенциал (субъективная
причина). Набор внутренних побудительных
мотивов инновационной активности индивидуален
для каждой отдельной компании
и в некоторых случаях играет решающую
роль в том, чтобы предпринять решение
об инновационном процессе. Так,
для только что созданной малой фирмы
рождение и освоение новшества может быть
единственной возможностью завоевать
место на рынке. Однако, зачастую внутренние
причины оказываются недостаточно весомыми.
Многим компаниям свойствен довольно
устойчивый консерватизм в инновационной
политике. Так, крупные монополии, добившиеся
преобладания на рынке, обычно не имеют
внутренних побудительных мотивов к риску,
связанному с инновациями. Тут решающим
стимулом могут выступить причины
внешнего характера, в частности, обусловленные
соответствующими мерами экономической
политики государства.
2.2 Регулирование НТП
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В
настоящее время экономисты
по степени активности
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе “
Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.
Вторая
программа начата в 1978 г. и
направлена на организацию
Третья программа ставит своей
задачей предоставление
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация
налогового и амортизационного
законодательства. Предприниматели
реализуют инновационные процессы с целью
получения большей прибыли. Склонность
к предпринимательству вообще, инновационному
в частности, регулируется уровнем налогообложения
прибыли. Иллюстрируя эту мысль,
венгерский экономист Б.Санто приводит
следующую зависимость, учитываемую Министерством
промышленности Швеции: “если размер
налога на прибыль варьирует
между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству
быстро уменьшается, если же налог достигает
50% от прибыли, то склонность к инновациям
и связанным с ними капвложениями практически
исчезает”. Важность этого инструмента
государственного регулирования осознается
практически во всех промышленно развитых
странах, и каждая из них стремится
найти свою оптимальную модель налогообложения
прибыли.
В Великобритании налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций “бизнес-ангелов” поднят на 50% - 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при инвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. Фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими компаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие компании.