Научно-технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Оглавление

1.Понятие инновационного процесса
2.Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
2.1Внедрение НТП
2.2Регулирование НТП
3Особенности современного этапа развития НТП

Файлы: 1 файл

ГРЭ НТП.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
           Содержание:
     1.Понятие инновационного процесса
     2.Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
         2.1Внедрение НТП
         2.2Регулирование НТП
     3Особенности современного этапа развития НТП
 
 
 

  1.1  Понятие инновационного процесса 

  Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

  В этих обстоятельствах  инновация изначально нацелена  на практический  коммерческий  результат.  Сама  идея, дающая толчок, имеет  меркантильное содержание: это уже  не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном,  ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

  Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели                                технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

  Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

  Таким образом, предпринимателей отличает инновационный  тип мышления. Предпринимательство  основывается на экономических и  социальных теориях, согласно которым  изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

  Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

  Исследователи выделяют следующие изменения, или  источники инноваций:

  1) Неожиданное  событие, которым может быть  неожиданный успех, неожиданная  неудача;

  2) несоответствие  между реальностью, такой, каковой  она является, и её отражением  во мнениях и в оценках людей;

  3) изменение  потребностей производственного процесса;

  4) изменения  в структуре отрасли или рынка;

  5) демографические  изменения;

  6) изменения  в восприятии и в ценностных  установках;

  7) новые  знания, научные и ненаучные;

  Мало существует технических инноваций, которые  смогут соперничать по влиянию с  такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности 

  2.1  Внедрение НТП  

           Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации  носят  рисковый  характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.  Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно,  уровень  неудачи  можно  оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного  процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет  и вложенный капитал.

            Какие  же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий  в  разных комбинациях  и  т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и  субъективную  природу.  Так,  к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены  устаревшего оборудования  (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий потенциал (субъективная  причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой  отдельной  компании  и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном  процессе.  Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место  на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим  компаниям свойствен довольно устойчивый  консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на  рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом  могут  выступить  причины внешнего  характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.  
 

  2.2 Регулирование НТП

  Меры  воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики  берет  верх  философия  консерватизма,  отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

     В  настоящее  время экономисты  по степени активности вмешательства  государства в экономику выделяют  три группы стран: в первой  возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической,  в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой   степенью  централизации  государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

     Прямые  методы государственного регулирования инновационных  процессов  осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

      Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия  инновациям. Так, в США в 1980 г.  был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О  технологических  нововведениях”,  предусматривающий  ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования  специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене  научным и техническим персоналом  между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций,  вносящих  большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования  может  служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института  местными  и федеральными властями было выделено 17 млн.  долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего  из  133  млрд.  долл., расходуемых  в  США  на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.

        Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций  предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких  фирмах;  создается система  государственных  контрактов  на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное  финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее  время  системы  контрактных  отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)  -  например,  в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В  США  таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

         Особое место в системе “прямых”  мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Государственная поддержка  создания таких организационных формирований осуществляется в  развитых  промышленных  странах преимущественно  в  виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики  и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

  Первая  из них - “Промышленно-университетские  кооперативные  исследовательские  центры” - реализуется с 1973 г. Она  предусматривает создание кооперативных  университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках  этой  программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли  “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою  финансовую  помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

     Вторая  программа начата в 1978 г. и  направлена на организацию кооперации  промышленности с университетами  в выполнении исследовательских  проектов, финансируемых ННФ в  интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской  работе ННФ предоставляет субсидии.

         Третья программа ставит своей  задачей предоставление финансовой  помощи отдельным лицам или  фирмам  в сфере  мелкого  бизнеса, обязующимся в течение  полугода провести исследования  какой-либо научной идеи.

           Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических  нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.

          Косвенные методы, используемые в государственной инновационной  политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного  общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся  кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

  Либерализация налогового и амортизационного законодательства.  Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли.  Иллюстрируя эту мысль,  венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: “если размер налога  на  прибыль  варьирует  между  0 и 25%,  то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50%  от прибыли,  то склонность к инновациям и связанным с ними  капвложениями практически исчезает”. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая  из  них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. 

  В Великобритании налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом  инвестиций “бизнес-ангелов” поднят на 50% - 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных  инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при инвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. Фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими компаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие компании.

Информация о работе Научно-технический прогресс