Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:41, курсовая работа
Реализация продукции - важная завершающая стадия кругооборота средств предприятия. От того, как организована система реализации продукции, зависит непрерывность производственного процесса, оборачиваемость оборотного капитала, результаты финансово-хозяйственной деятельности, рентабельность. Несвоевременная реализация негативно влияет на потребителей продукции, поскольку она вызывает нарушение их нормальной деятельности.
1. Анализ реализации продукции
Реализация продукции - важная завершающая стадия кругооборота средств предприятия. От того, как организована система реализации продукции, зависит непрерывность производственного процесса, оборачиваемость оборотного капитала, результаты финансово-хозяйственной деятельности, рентабельность. Несвоевременная реализация негативно влияет на потребителей продукции, поскольку она вызывает нарушение их нормальной деятельности.
Согласно со статьей 22 Закона Украины «О предприятиях в Украине», предприятие осуществляет реализацию своей продукции, других материальных ценностей на основании прямых соглашений (контрактов) государственного заказа, через товарные биржи, сеть собственных торговых предприятий.
Реализованной считается продукция, за которую поступили средства от покупателя на счет предпринимателя-производителя. В условиях проведения предоплаты продукция считается реализованной по мере ее отгрузки покупателям, а при бартерном обмене - при поступлении товаров обмена на соответствующую стоимость отпущенной продукции, на которую должным образом оформлены документы.
Задачами анализа реализации продукции является:
• оценка выполнения заданий по реализации по объему, ассортименту, срокам, качеству продукции;
• установление динамики объема реализации продукции;
• определение влияния факторов на отклонение по объему реализации;
• оценка последствий выполнения заданий по реализации продукции.
Для анализа используются данные:
• ф. № 1 П «Отчет предприятия по продукции»;
• ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах»;
•ф. № 22 «Сводная таблица основных показателей, которые комплексно характеризуют хозяйственную деятельность предприятий»;
• бизнес-план предприятия;
• ведомость № 16, журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.
Оценка выполнения плановых заданий по реализации, изучения динамики объема реализации продукции проводится по показателям выручки от реализации продукции. Информация, приведенная в ф. № 2, дает возможность определить этот показатель в двух оценках:
• в отпускных ценах (ст. 010 «Выручка от реализации продукции»);
• в действующих оптовых ценах предприятия.
Последний показатель определяется как разница между выручкой и налогом на добавленную стоимость и акцизным сбором.
Анализ реализации продукции проводится в несколько этапов.
Сначала дают оценку выполнения плановых заданий по реализации продукции. Для этого фактические показатели выручки от реализации продукции сравнивают с плановым заданием, определяют абсолютное отклонение и процент выполнения плана.
Следующий этап
анализа предусматривает
Для оценки напряженности плана необходимо сравнить фактические темпы роста объема реализации с плановыми. Значительное превышение фактического темпа над плановым дает основание думать, что в плане не полностью были учтены возможности и резервы увеличения объема производства.
На отклонение по объему реализации продукции влияет ряд факторов, а именно:
• уровень выполнения заданий из выпуска товарной продукции по объему, ассортименту и качеству;
• изменение остатков готовой продукции на составе на начало и конец отчетного периода;
• изменение остатков товаров отгруженных на начало и конец отчетного периода;
• ритмичность производства;
• обеспеченность предприятия тарой, транспортными средствами;
• четкая система организации сбыта продукции, контроля за ходом выпуска, отгрузки продукции, оформления расчетов и поступления платежей от покупателей;
• расходы на доставку продукции;
• сбытовые скидки по прямым связям и др.
Для изучения влияния отдельных факторов на отклонения по объему реализации продукции необходимо в первую очередь рассмотреть соотношение объема реализованной и выпущенной товарной продукции по плану и отчетом и сравнить запланированное и фактическое изменение за отчетный период остатков нереализованной продукции. Изменение остатков нереализованной продукции определяется как разница в объемах выпуска и реализации товарной продукции.
В ходе анализа
целесообразно учесть реальность плана
реализации, его взаимосвязь с
планами производства, себестоимости
товарной продукции, отгрузкой и
остатками нереализованной
В том случае, когда выручка от реализации продукции определяется по отгруженной продукции, баланс товарной продукции имеет такой вид:
РП = Гпп + ТП – Гпк;
ВП = РП;
где РП - реализованная продукция;
Гпп, Гпк - остатки готовой продукции на складе, соответственно, на начало и конец периода;
ТП - выпуск товарной продукции;
ВП - отгрузка продукции.
В случае, когда выручка от реализации определяется оплатой отгруженной продукции, баланс товарной продукции будет такой:
РП = Гпп + Тзп +ТП – Гпк – Тзк;
РП = ВП + Тзп – Тзк;
где Тзп, Тзк - остатки товаров отгруженных, соответственно, на начало и конец периода.
Баланс товарной продукции складывается в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости (плановой или фактической).
Следует иметь
в виду, что план реализации не должен
превышать сумму
При этом в плане остатки на начало планового периода, как правило, должны равняться фактическим остаткам, поскольку, если план по реализации составлялся к началу планового периода, исходя из ожидаемых остатков, то впоследствии он должен быть уточнен с остатками, которые фактически создались на предприятии.
Для обеспечения
успешного выполнения плана по реализации
продукции важно проводить
Такой анализ проводится по данным оперативного планирования, учета отгрузки продукции и ожидаемого получения средств за отгруженную продукцию. Расчет составляется ежемесячно или ежедекадно.
Такой расчет является основой для установления объема отгрузки продукции по декадам, вычисляется подекадное задание по сдаче продукции каждому цеху, составляется график отгрузки относительно отдельных изделий. Планирование поступления средств за продукцию, отгруженную из выпуска текущего месяца, предусматривает учет сроков документооборота и данных о платежеспособности покупателей.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Предприятия осуществляют реализацию продукции, как правило, в соответствии с заключенными договорами поставок. Если план по договорам поставок не выполняется, то это негативно влияет на объем выручки, который уменьшается на сумму недопоставленной продукции, себестоимость, прибыль и финансовое состояние. Кроме того, возможный и спад производства продукции, поскольку в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта. Недопоставленная продукции предприятием-производителем негативно влияет на деятельность предприятий-смежников, торговых, транспортных организаций.
Именно поэтому оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции является важным объектом анализа деятельности предприятий.
Анализ предусматривает исследование и оценку:
• обоснованности и напряженности договорных обязательств;
• выполнение договорных обязательств по поставкам продукции по ассортименту, качеству и срокам поставок;
• изменений в структуре поставок продукции на экспорт;
• причин отклонений в исполнении договорных обязательств;
• влиянию невыполнения обязательств по договорам поставки на экономические показатели деятельности предприятия.
Анализ выполнения
договорных обязательств ведется работниками
отдела сбыта предприятия. Он должен
быть организован в разрезе
Информационной базой анализа являются данные оперативного и статистического учета, отдела сбыта, маркетинга, работники которых должны организовать контроль за выполнением договорных обязательств в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Кроме того, используются данные об оплаченных предприятием штрафах, пенях и неустойках, которые предоставляют информацию о невыполнении или нарушении договоров поставок.
В ходе анализа изучается выполнение плана поставок продукции за месяц и нарастающим итогом за период с начала года.
Процент выполнения договорных обязательств вычисляется по формуле:
Кп = (Тпп - Тпн) / Тпп 100
где Кп - процент выполнения плана
договорных обязательств;
Тпп - плановый объем продукции для заключения договоров;
Тпн - недоставлено продукции по договорам.
Изучается обоснованность
и напряженность договоров
Кнап = Тппд / М;
Квик = Тпфд / М
где Тппд и Тпфд
- выработано продукции для заключения
договоров и фактические
М - мощность предприятия, тыс. грн.
Поскольку договор считается выполненным лишь тогда, когда выполняются все условия поставки, то анализ предусматривает оценку уровня выполнения обязательств по поставкам в соответствии с предусмотренными ассортиментом, качеством и сроками.
Аналитическое исследование включает изучение динамики и оценку изменений в структуре поставок продукции на экспорт. Экспортная продукция оценивается по контрактным ценам отчетного года, переведенным в государственную валюту по курсу Национального банка на дату выписки расчетных документов.
Фактический объем
поставленной продукции за отчетный
период в размере государств-
Кроме того, изучают, какие изменения состоялись в структуре поставок.
В ходе анализа исследуется рациональность кооперированных поставок, возможность устранения встречных перевозок.
Одним из заданий по анализу есть изучение причин недопоставки продукции. Такими причинами могут быть:
• невыполнение заданий по выпуску продукции по объему, ассортименту;
• нарушение ритмичности производства;
• ухудшение качества продукции, снижения ее конкурентоспособности;