Анализ реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования. В случаях, когда продукция реализуется несвоевременно, это наносит ущерб не только предприятию-изготовителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая тем самым нарушение их нормальной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анализ реализации продукции.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       В сегодняшних условиях жесткой конкуренции  практически на всех рынках вопросы  сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования. В случаях, когда продукция реализуется несвоевременно, это наносит ущерб не только предприятию-изготовителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая тем самым нарушение их нормальной деятельности.

       При анализе реализации продукции аналитик ставит перед собой “основную задачу -  анализ конкурентных позиций предприятия и его гибкого маневрирования при изменении конъектуры рынка” /1/. Таким образом, для достижения этой задачи необходимо решить круг частных задач:

      -   оценить степень выполнения плана реализации продукции;

           -  оценить выполнение договоров по объему реализации и ритмичности поставки продукции;

     -   оценить динамику реализации продукции;

           -    установить причины снижения объема сбыта и неритмичности реализации (если данный аспект имеет место быть на предприятии);

           -  комплексно изучить факторы, оказывающие влияние на выполнение плана по реализации продукции;

           - количественно оценить резервы роста реализации продукции и разработать конкретные мероприятия по использованию выявленных резервов.

         Объектом  анализа реализации  продукции является не что  иное, как реализованная продукция. Под реализованной продукцией следует понимать стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

       Хотя  на сегодняшний день у бухгалтеров и аналитиков есть выбор – считать и анализировать реализацию продукции либо по отгрузке (момент передачи права собственности покупателям), либо по оплате (момент получения денежных средств в уплату за продукцию на расчетный счет или в кассу предприятия).

       При учете и анализе объем реализации продукции определяется в действующих (оптовых и договорных), сопоставимых и плановых ценах.

       На  мой взгляд, в условиях рыночных отношений анализ реализации

продукции имеет первостепенное значение, так как сам процесс продажи является 
 
 
 
 
 

связующим звеном между производством и  покупателем. Таким образом, при

существовании указанной выше связи наблюдается взаимное влияние реализации на производство, с одной стороны, и покупателей, другой стороны. В первом случае с увеличением реализации продукции на рынке возникает потребность производить ее в большем объеме и наоборот, а во втором случае объем продаж будет зависеть от спроса покупателей на ту или иную продукцию и от того, как она продается на рынке.

       При анализе объема продаж продукции  используются следующие измерители:

            1. абсолютные:

               - натуральные

             - стоимостные

                  - трудовые

            2. относительные:

                  - проценты

                 - коэффициенты.

       В качестве информационной базы для проведения ретроспективного анализа используются следующие документы:

        - планы экономического и социального развития, полученные из годовых бизнес-планов предприятия: для анализа сбыта продукции используется план производства и реализации продукции;

         - данные бухгалтерского учета: карточки складского учета готовой продукции, ведомость 16 “Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация”, журнал-ордер

№ 11, свод (ведомость) отгрузки по странам, отчет о движении готовой продукции, форма № 1 “Бухгалтерский баланс”, форма № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.

       План  производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражении и анализируется за два отчетных периода по таким показателям как: итого товарной продукции, остатки готовой продукции на начало отчетного периода и объемы продаж. Данный документ представлен в Прилож.1. Также анализ может проводиться на основании данных карточек складского учета готовой продукции, которые составляются в натуральном выражении по графе расход и остаток за два отчетных периода. Как известно из бухгалтерского учета данные карточек используются для составления отчетов по движению готовой продукции, а значит и этот документ может использоваться для анализа реализации продукции. Данный отчет составляется ежемесячно в натуральном выражении. В данной курсовой работе я буду сравнивать отчеты за декабрь 2001 и 2002 года, представленные соответственно в Прилож.3 и Прилож.4.

       Из  ведомости (свода) отгрузки по странам для анализа используются данные отгрузки продукции по регионам, как в натуральном выражении, так и в стоимостном за два отчетных периода. Пример составления данного документа представлен в Прилож.5.

       В ведомости 16 “Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация” сопоставляют величины за два отчетных периода по отгруженной и неоплаченной продукции в натуральном и стоимостном выражении (за декабрь 2001 и 2002 года). Указанный документ находится в Прилож.8.

       Журнал-ордер  № 11 дает информацию необходимую для анализа реализации по счетам 45 “ Товары отгруженные” и 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” по старому плану счетов, по новому – по счетам 45 “ Товары отгруженные” и 90

“ Реализация продукции (работ, услуг)” и составляется ежемесячно. В данном случае в курсовой работе рассмотрим данные за декабрь 2001года и 2002 года, представленные соответственно в Прилож.9 и Прилож.10.

       В бухгалтерском балансе (форма № 1), представленном в Прилож.11, анализируются строки 216 ”Товары отгруженные” и 241 “Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков” за два отчетных периода (2001 и 2002 годы).

       Отчет о прибылях и убытках (форма  № 2) дает информацию о результатах реализации продукции по строке 010 “Выручка от реализации”, если реализованной считается оплаченная продукция. Анализ проводится за два отчетных периода в стоимостном выражении. Допускается также учет реализации “по отгрузке”. В этом случае учитывается продукция, отправленная в адрес покупателя, но еще не оплаченная.

       Для выполнения курсовой работы в практическом разделе необходимо анализировать работу предприятия по сбыту продукции за 2001 и 2002 годы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       Реализация  продукции потребителю рассматривается, как единственный способ вернуть вложенные средства в производство продукции и получить прибыль, а для того, чтобы эта прибыль была максимальна, необходимо заранее планировать объемы продаж с учетом влияния различных факторов.

       Планирование  реализации – важный момент, на основании которого формируется производственная программа. К тому же планирование предполагает следующие основные направления:

                  - определение потребности в продукции и планирование возможного объема ее продажи;

                  - выбор наиболее эффективных каналов продвижения продукции и нахождение наиболее коротких путей доведения своей продукции до потребителя;

                   - создание всех необходимых условий для того, чтобы покупатель как можно скорее получил продукцию.

       “Выявление потребностей и планирование реализации проводятся путем исследования рынка и торговой конъектуры”/2, стр. 120/. Таким образом, в основу планирования положен принцип полного удовлетворения всех потребностей покупателей. При планировании сбыта продукции составляется документ “План продаж”, где, как правило, указывается количество продукции каждого вида, которое будут реализовано в предстоящем периоде. При планировании годового объема продаж производители должны предусматривать при заключении договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов. Планирование реализации продукции можно представить в виде алгоритма, представленного на рис. 2.1 /3/.

       Также невозможно представить анализ реализации продукции без проведения прогнозирований  на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период. При этом широкое применение получили экстраполяционные расчеты, моделирование и экспертные оценки. Необходимой предпосылкой оценки возможности реализации продукции является изучение конъектуры рынка.

       Многие  предприятия не обладают точной информацией  об объемах будущих продаж и поэтому составляют производственную программу “на глазок” (составляют краткосрочный прогноз). В основе прогноза реализации лежат данные

об объемах  предыдущих продаж.  
 
 
 
 
 
 
 

      Алгоритм  планирования сбыта  продукции  
 

      

 

      Рис. 2.1  

       В ряду методов прогнозирования особое место занимает адаптационная оценка временного ряда. Особенностями данной оценки являются:

  1. использование самонастраивающихся моделей, которые обесцениваются по мере их удаления от времени в прошлое;
  2. использование методов проб и ошибок, которые необходимы для выработки правильного поведения.

       Адаптационных моделей достаточное множество, причем большая их часть, несмотря на простоту, требует применения вычислительной техники, поэтому в данной работе достаточным будет отражение наиболее простых моделей, не требующих автоматизированной обработки /4 стр.33/.

       Модель экспоненциального сглаживания, при использовании которой прогноз осуществляется с помощью следующих формул: 

                                                       Xt+1 = St ,                                      (2.1)

                              St = 0.2*Xt + 0.8*St-1,                    (2.2) 

       где Xt+1 – прогноз;

       Xt – последнее значение ряда;

       St и St-1 – сглаженные значения ряда.

       Еще один способ обработки временного ряда может быть представлен формулой: 

                                       Xt+1 = X*T,                         (2.3) 

       где Tсглаженный темп прироста ряда.

Информация о работе Анализ реализации продукции