Анализ реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы сбыта продукции стоят на первом месте, поэтому анализ реализации очень важен, как в рамках отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом. Любое предприятие, реализуя выпущенную им продукцию, тем самым покрывает затраты на ее изготовление и сбыт и, как результат, получает прибыль, необходимую для дальнейшего развития производства, а именно для его расширения, социального и технического совершенствования. В случаях, когда продукция реализуется несвоевременно, это наносит ущерб не только предприятию-изготовителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая тем самым нарушение их нормальной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анализ реализации продукции.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

    n – число лет, за который рассматривается динамика объема реализации;

       -  среднегодовой абсолютный прирост реализации продукции – определяется путем деления общего прироста реализации на число лет: 

                                                 ∆РПсг = 1/n*∑ РПm,                                 (4.9)

     

       где  ∆РПсг - среднегодовой абсолютный прирост реализации продукции, ден. ед. или нат. ед.

       После оценки динамики необходимо проанализировать насколько ритмично предприятие-изготовитель реализует свою продукцию.

       Под ритмичностью реализации принято понимать равномерность реализации продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом /5/. Ритмичная работа предприятия является одним из важных условий своевременной реализации продукции. Нарушение ритмичности сбыта ухудшает экономические показатели: увеличиваются сверхплановые остатки продукции, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, штрафы за задержку отгрузки продукции, несвоевременно поступает выручка. Все это приводит к увеличению себестоимости, уменьшению прибыли, и как результат ухудшает финансовое состояние предприятия.

       Анализ  ритмичности реализации продукции  позволяет выявить резервы улучшения  всех технико-экономических показателей, связанных со сбытом.

       При проведении данного анализа рекомендуется  использовать следующую аналитическую таблицу:

                                                                                                                        Таблица 4.3

       Характеристика  ритмичности реализации продукции

Месяц, квартал, год Реализация продукции,

тыс. руб. или млн. руб.

Удельный  вес в объеме реализации за месяц, квартал, год, %
всего в том  числе по декадам декады
1 2 3 1 2 3
 
 
 
             

       Показатели  ритмичности реализации продукции  отчетного года сравниваются с аналогичными показателями предыдущего года, что  позволяет оценить изменение  степени ритмичности сбыта продукции.

       Для изучения выполнения плана по ритмичности  реализации продукции используются прямые и косвенные показатели.

         К прямым показателям принято относить такие как:

         - коэффициент ритмичности реализации продукции: он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) объема реализации продукции  к плановому объему реализации:

                                       

,                                             (4.10)

         где  Крит - коэффициент ритмичности реализации продукции;

         VРП1,0 - фактический (но не выше планового задания) объем реализации продукции, ден. ед. 

         VРП- плановый объем реализации продукции, ден. ед.

         - коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному) плановому объему продаж:

    ,                       (4.11)

         где n – число суммируемых плановых заданий;

         Квар   - коэффициент вариации;

         VВП1 -  объем реализации продукции фактически, ден. ед.

         VВП0 -  объем реализации продукции по плану, ден. ед.

         VВП0 - среднесуточный (среднедекадный, среднемесячный) плановый объем продаж, ден. ед.

        - показатель аритмичности определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в объеме реализации продукции от плана;

       - удельный вес объема реализации продукции за часть отчетного периода в общем  объеме реализованной продукции за данный период определяется делением объема реализации продукции за часть отчетного периода на общий  объем реализованной продукции за данный период.

       В данной работе необходимо бы остановиться на коэффициенте ритмичности реализации, так как этот показатель используется, прежде всего, для оценки степени точности выполнения планового задания за отдельные промежутки времени анализируемого периода. Для более наглядного проведения анализа используется табл. 4.4.

                                                                                                                                 Таблица 4.4

       Исходные  данные для расчета коэффициента ритмичности реализации продукции

Декады  месяца Количество  рабочих дней Объем реализации,

 тыс.  руб. или млн. руб.

Фактически  в пределах плана Коэффициент ритмичности
по  плану фактически
1

2

3

         
Итого за месяц          

       В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия  по сбыту продукции в связи  с неритмичной работой. Для этого  используют: 
а) разность между плановым и засчитанным объемом реализации продукции; 
б) разность между фактическим и возможным объемом реализации продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема сбыта продукции.

       Следующим этапом анализа реализации продукции  является определение факторов, влияющих на объем сбыта, и выявление возможных резервов увеличения объемов реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 

       Изучив  динамику, выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения объема продаж.

       Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных  показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемый показатель – объем реализации продукции.

       В процессе анализа определяются последствия  вышеназванных ситуаций для предприятия. В первом случае это штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, во втором – возникновение затрат, связанных с имеющимися сверхнормативными запасами, то есть это затраты связанные с хранением на складах, замедление оборачиваемости оборотных средств, омертвление капитала в запасах, налог на имущество.

       Возможны  два варианта анализа реализации – по отгрузке и по оплате. На предприятии руководство самостоятельно избирает одну из методик анализа реализации и закрепляет ее в учетной политике предприятия. Что же касается литературных и периодических источников, то их авторы придерживаются различных точек зрения в выборе той или иной методики.

       Журавлев  В.В. и Савруков Н.Г. - авторы статьи “Анализ производства и реализации продукции” /6/ в своей работе отмечают, что на объем реализации продукции влияют две группы факторов:

  1. изменение объема производства продукции;
  2. изменение остатков нереализованной продукции.

       Для анализа влияния данных факторов на объем реализации Журавлев В.В. и Савруков Н.Г. предлагают использовать следующие аналитические таблицы в сопоставимых и в действующих ценах (табл. 5.1. и табл. 5.2.). При составлении таблицы в сопоставимых ценах предварительно приводят данные в сопоставимый вид с помощью одной из методик, представленной в разделе 4 ”Оценка динамики и

ритмичности реализации продукции” данной работы. Затем на основании данных таблиц определяются факторы и их влияние на результативный показатель.

       В основе анализа сбыта продукции  у авторов статьи лежит методика учета реализации по отгрузке, а значит, факторная модель имеет следующий вид: 

                                             РП = ГПн + ТП – ГПк,                                    (5.1) 
 
 
 
 

                                                                           
 

                                           

                                                                                                       

                                                                                                                    Таблица 5.1

       Расчет  влияния факторов на изменение объема реализации продукции в сопоставимых (фиксированных) ценах

Показатели Пре-дыду-щий год Отчетный  год Отклонения

(ден.ед.),+/-

Темпы роста,%
план факт от предыдущего  года от плана по плану факти-

чески

Объем реализованной продукции

Изменение остатков нереализованной продукции

             
 

        где   ГПн, ГПк - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно, ден. ед.

    ТП – объем товарной продукции, ден. ед.

       Такие авторы, как Чуев И.Н., Герасимова В.А., Чечевицына Л.Н. /7/ рассматривают вторую методику анализа реализации продукции – реализованной считается оплаченная продукция, а следовательно на изменение объема реализации продукции оказывают влияние три группы факторов:

 - изменение объема производства продукции (ТП);                                       

     -  изменение остатков готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода (ГПн, ГПк);

     - изменение остатков отгруженной  продукции на начало и конец  отчетного периода (ОТн, ОТк).

Информация о работе Анализ реализации продукции