Научно техническая революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 18:41, реферат

Краткое описание

Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без изменений свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между ними продолжалась долго. Лишь в конце XX в. они пришли к согласию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I Сущность и основные особенности НТР………………………………………9

1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение………………………9

1.2 Особенности НТР……………………………………………………………16

1.3 Основные направления НТР………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

I Сущность и основные особенности НТР………………………………………9

1.1 Предпосылки  возникновения НТР и ее определение………………………9

1.2 Особенности  НТР……………………………………………………………16

1.3 Основные направления  НТР………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Представления об особенностях и свойствах природы  дают нам научные знания на каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое, то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является естествознание

     В методологии науки существуют две  традиции:

     1) естественнонаучная культура;

     2) гуманитарная культура.

     Итак, в природе существуют два вида культуры. Объектом исследования естественнонаучной культуры является природа, что находит отражение в естественных науках. Объектом исследования гуманитарной науки является общество, что отражается в гуманитарных науках. Эти два вида культуры взаимосвязаны между собой. Их сходства:

     1. они имеют единую научную основу, выраженную в потребностях и  интересах человека и человечества для создания оптимальных условий для совершенствования и саморазвития.

     2. Они взаимно координируют друг  друга в историко-культурном процессе.

     3. Взаимно используют свои достигнутые  результаты.

     4. Они являются составными частями  единой системы научных знаний.

     5. Они действуют в интересах  человека.

     Но  существует проблема этих двух культур, которая рассматривается в их различии:

     1. они отличаются друг от друга  по объектам исследования.

     2. В природе действуют слепые  стихийные силы, в обществе же  все целенаправленно.

     3. Естественнонаучная культура возникла  раньше гуманитарной, поэтому и методы исследования ее возникли раньше.

     Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без изменений  свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между ними продолжалась долго. Лишь в конце XX в. они пришли к согласию. В результате этого согласия были установлены 3 общих метода исследования для двух видов культуры:

       1) системный подход при изучении объектов, процессов и явлений Вселенной. Согласно ему любой объект Вселенной рассматривается как единое целое, состоящее из элементов, организованных в целостность. В рамках этого подхода стоит остановиться на характеристике закрытой и открытой систем. Системой называется совокупность элементов со связями между ними. Закрытой системой называют систему, между элементами которой действуют внутренние силы, называемые консервативными силами. Открытая система – это система, между элементами которой кроме консервативных сил действуют внешние силы, называемые дисипативными.

     Характеризуя  закрытую систему, используют такие  понятия, как положительный процесс – процесс перехода порядка в беспорядок, т.е. хаос, протекающий самопроизвольно в результате перехода энергии механической (которая характеризует порядок в системе) в энергию тепловую. Положительный процесс – процесс расширения. Также для характеристики перехода порядка в беспорядок вводят физическую величину, которая называется энтропия и обозначается буквой S. Клаузиус охарактеризовал энтропию как 1) термодинамическую функцию; 2) меру хаоса и показал, что энтропия в закрытой системе уменьшаться не может. В закрытой системе для необратимых процессов она всегда возрастает, для обратимых – остается величиной постоянной.

     При характеристике открытой системы используют понятие «самоорганизация». Самоорганизация – это развитие любой открытой неравновесной системы от простого к сложному. Она может протекать скачком или катастрофой. В первом случае самоорганизация определяется как скачкообразный процесс перехода неравновесной термодинамической открытой системы, достигшей в своем развитии критического состояния, на новый более организованный упорядоченный уровень в своем развитии. Суть «теории катастроф» же состоит в том, что катастрофа – резкое изменение условий существования открытой термодинамической системы – выводит систему на следующую ступень своего развития. Точкой бифуркации называется точка, где идет раздвоение траектории в движении при развитии системы. Процесс, включающий в себя несколько уровней развития системы, которым соответствуют точки бифуркации, называется бифуркацией.

      2) Концепция эволюции. Ее суть заключается в том, что в природе нет объекта, находящегося вне развития. Все объекты Вселенной находятся в развитии, начиная с исторического прошлого.

       3) Концепция самоорганизации, о которой я уже упоминала, при характеристике открытой системы.

     Метод – это система приемов и средств, используемых исследователем в своей научной деятельности.

     Методология – это система методов и учение о методе.

     Все существующие методы исследования носят  специфических характер и подразделяются на два класса:

     1) всеобщие методы исследования;

     2) общенаучные методы исследования, которые делятся на две группы:

     а) эмпирические методы исследования;

     б) теоретические методы исследования.

     К всеобщим методам  исследования относят:

     - анализ;

     - синтез;

     - индукцию;

     - дедукцию;

     - абстрагирование;

     - обобщение;

     - аналогию;

     - моделирование.

     К эмпирическим методам исследования относят:

     - наблюдение;

     - описание;

     - измерение;

     - эксперимент.

     К теоретическим методам  исследования относят:

     - формализацию;

     - аксиоматизацию;

     - гипотетико-дедуктивный метод.

     В истории науки на современном  этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний, заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач и их разрешения.

     В истории науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская, смена  которых совершалась за счет соответствующих  научных революций. На современном этапе возникла 4-я парадигма – синергетика – учение о самоорганизации в явлениях, процессах окружающего нас мира.

     Рассмотрим  понятие «культура».

     Культура  – это система средств человеческой деятельности, которая программируется, совершенствуется и реализуется при взаимодействии индивида, вида, человечества с окружающей средой и между собой. Эта система средств создается человеком и бывает 3-х типов: материальной, социальной и духовной.

     Выделяем  из понятия «культура» понятие «наука».

     Существует  множество определений науки:

     1) наука есть область культуры, дающая объективные знания о бытие.

     2) Наука есть рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

     3) Наука как специальный институт. К специальному институту относят академии, НИИ, ВУЗы, библиотеки, книги, журналы, газеты и т.д.

     Как я уже говорил, существуют определенные методы исследования. Они применяются исследователем в своей научной деятельности.

     Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:

     1) эмпирический;

     2) теоретический.

     Они отличаются друг от друга тем, что  на эмпирическом уровне познания исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне познания имеет дело с идеальными объектами. К идеальным объектам относятся:

     1) материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь, исходя из условий задачи.

     2) Абсолютно твердое тело – тело, деформациями в котором можно пренебречь; это система материальных точек.

     3) Идеальный газ – газ, взаимным расположением молекул в котором друг относительно друга пренебрегают.

     В природе существует 2 класса систем:

     I. система «неживой природы», которая включает в себя 9 уровней организации.

     II. Система «живой природы», которая включает в себя 6 уровней организации.

     Существуют  и такие системы, которые включают в себя элементы «живой» и «неживой природы». Такие системы называются биогеоценозами – это совокупность живого вещества со всей сферой обитания. Биогеоценоз иначе называется биосферой.

     Существуют  определенные уровни организации биосферы, и на всех этих уровнях основным понятием является материя. Материя есть то, что действуя на наши органы чувств, производит ощущения; это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Существует два вида материи:

     1) вещество – это конкретная материя, заключенная в теле. Вещество характеризуют через физическую величину «масса покоя». Оно бывает в 3-х агрегатных состояниях твердом, жидком и газообразном.

     2) Поле – это особый вид материи, с помощью которого осуществляется связь и взаимодействие между заряженными телами. Поле бывает гравитационным, электрическим, магнитным и электромагнитным.

     Говоря  о структуре научной деятельности, следует сказать о том, что  структура естественнонаучного  познания проходит следующие этапы:

     I. факты;

     II. закономерность – совокупность полученных фактов;

     III. научная теория – совокупность закономерностей;

     IV. научная картина – совокупность научных теорий.

     Естественнонаучная  картина мира – система научных знаний о мире, получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии).

     К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции, характеристике которой и посвящен мой реферат. 
 
 
 
 
 
 
 

               I Сущность и основные особенности НТР.

    1. Предпосылки возникновения НТР и ее определение.

     XXI век – век перехода наиболее развитых стран в информационное общество. Одним из ключевых понятий этого перехода является  НТР.

     Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая революция в науке, которая привела к освобождению ее от схоластики              (знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI – XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. 

Информация о работе Научно техническая революция