Анализ спроса на научно-техническую продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Научно-технические инновации лежат в основе общественного прогресса и обеспечивают конкурентоспособность в условиях постепенного сокращения жизненного цикла продуктов, характерных для постиндустриального производства. Основным источником инноваций являются наукоемкие производства, развитие которых происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, разработки новых технологий.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………
3
1.
Анализ спроса на научно-техническую продукцию ……………………………….
4
1.1.
Формирование проектов портфеля ………………………………………………….
4
2.
Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации ……………
5
2.1.
Анализ спроса на инновации ………………………………………………………..
6
3.
Сущность спроса и способы его представления …………………………………...
6
4.
Факторы спроса ………………………………………………………………………
7
5.
Виды спроса на новую продукцию …………………………………………………
9
6.
Методы анализа спроса ……………………………………………………………...
11
Вывод …………………………………………………………………………………………
13
Список используемых источников …………………………………………………. ……..
14

Файлы: 1 файл

Для Димки.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Графическое изображение  спроса дает возможность увидеть  направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определения типа товаров, по которым он изучается, рассчитать степень гибкости спроса по отношению к основным, влияющим на него факторам.

Таким образом, этот метод  в значительной степени применяется как инструмент качественного анализа, позволяющий наглядно отобразить тенденцию изменения спроса под действием различных факторов.

Аналитический метод позволяет  проанализировать сложившуюся тенденцию  спроса на основные товары и спрогнозировать  ситуацию на перспективу. Таким образом, он применяется в качестве инструмента предварительного и последующего анализа.

4.   Факторы спроса

Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Однако, детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.

Все факторы  спроса на новую продукцию можно  разделить на внутренние, относящиеся  к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные с особенностями  функционирования внешней среды.

Внутренние  факторы, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя:

1. Конструктивные  особенности предлагаемого образца  (если он не отвечает отраслевым  стандартам, усложняется его послепродажное  обслуживание и исключается возможность  использования в качестве комплектующего, следствием этого будет отсутствие или низкий уровень спроса на данную продукцию).

2. Мода (если  ее действие не учтено, новая  продукция не найдет спроса).

3. Качество новой   продукции (безотказность работы  новой техники, технологии, отсутствие  явных и скрытых дефектов в  товарах народного потребления способствуют спросу на них, и наоборот).

4. Условия продажи  (обеспечение гарантийного и сервисного  обслуживания новой продукции,  установка, наладка, обеспечение  запасными частями, создание специализированных  мастерских обслуживанию и ремонту).

5. Чем выше  расходы на научные исследования  и разработку фирмы-поставщика, тем  в конечном итоге быстрее распространяется  новая продукция.

6. Высокий технический  уровень предприятия-изготовителя (обеспечивает быстрый переход  к качественно новой ступени производства, позволяющий ускорять предложения рынку принципиально новой продукции).

7. Транснациональный  уровень отрасли (фирмы) (чем он  выше, тем шире внешняя интеграция  отрасли, на большее количество  заграничных рынков выходит новая  продукция, ускоряется ее распространение).

8. Цена, устанавливаемая  на новую продукцию (Скидки  и иные ценовые льготы способствуют  продвижению нового товара на  рынки).

9. Большое значение  имеет выбор наиболее авторитетного покупателя, создающего «авторитетное мнение» о данной продукции. Причем первые покупатели пользуются льготными условиями приобретения товара.

10. Рыночный  сегмент.

11. Коммуникационные  факторы (фирмы, отрасли, производящие  новую продукцию, могут характеризоваться  открытостью или закрытостью  контактов в информационном отношении).

12. Реклама (высокий  уровень затрат на рекламу  в общих расходах на производство  и реализацию новой продукции  способствует формированию и  повышению спроса на неё и  наоборот).

13. Уровень профессиональной  подготовки персонала предприятия-производителя.

Внешние детерминанты спроса:

1. Общеэкономическое  состояние государства (экономическая  дестабилизация общества делает  невозможным вложение средств  в научно-технические инновации  из-за их быстрого обесценения).

2. Особенности  политической обстановки.

3. Правовое обеспечение  хозяйственной деятельности.

4. Экологическая  обстановка.

5. Одним из  факторов спроса на новые изделия  и технологии является сам  технический прогресс и в связи  с его ускорением быстрое моральное  старение большого числа видов продукции.

6. Важное, стимулирующее  спрос, действие оказывает повышение  эффективности работы потребителя  нововведений.

7. Действенность  рекламы, на которую, в свою  очередь, влияет ее вид и  форма, место и время проведения, продолжительность рекламной компании, а также психологическое восприятие рекламы потребителем нововведения.

8. Доходы потребителей.

9. Наличие на рынке «старых» товаров аналогичного назначения снижает спрос на новую продукцию (производитель должен при выходе на рынок установить цену ниже, чем цена товаров-заменителей).

Классификация факторов спроса позволяет не только выделить те, которые способствуют его формированию, но и ранжировать  их по степени наибольшего влияния  на результативный показатель.

5.    Виды спроса на новую продукцию

 В зависимости от целей и задач анализа классификация видов спроса на нововведения может быть построена по различным основаниям.

Если предприятие  выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его  структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, т.к. спрос на эти группы имеет некоторые отличия. В рамках этих групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др.

Очень важной для  анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции. При этом различают:

1. Потенциальный  спрос, возникающий на стадии  разработки и подготовки новой  продукции и выходу на рынок.  Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы-производителя;

2. Формирующийся,  складывающийся на этапе выхода  новой продукции на рынок;

3. Развивающийся  – на этапе утверждения новой  продукции на рынке;

4. Сформировавшийся, соответствующий стадии зрелости научно-технической продукции.

Самым неприятным моментом для производственного  предприятия может быть появление  взамен сформировавшегося спроса –  затухания спроса, начавшееся до момента  перехода продукции из категории  новой в производимую.

Группировка видов спроса по формам его образования связана с этапами жизненного цикла новой научно-технической продукции.

Следующая группировка  видов спроса характеризует состояние  рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:

1. Отрицательный  спрос (отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки).

2. Отсутствие  спроса (наблюдается в двух случаях:  когда потребители, на которых  ориентировано производство данной  продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней).

3. Скрытый спрос  (отражает невозможность удовлетворения  потребителей за счет имеющихся  на рынке товаров и услуг). Это  наиболее благоприятная рыночная  ситуация для производителя новой  и особенно научно-технической  продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:

предприятия-производители  не имеют информации о возникшем  спросе;

предприятие-производитель  знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его.

4. Нерегулярный  спрос (характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени - в течение дня, недели, месяца, года).

5. Полноценный  спрос на нововведения означает  их адекватность желаниям потребителя,  соответствие спроса и предложения  и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.

6. Чрезмерный  спрос возникает, когда величина  спроса больше величины предложения.  Это весьма благоприятная ситуация  для разработчиков и производителей  новой продукции, способствующая её выведению на рынок, формированию спроса на её конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов.

7. Нерациональный  спрос (спрос на товары, вредные  для здоровья). Поскольку большая  часть нововведений характеризуется  неопределенностью в этой области, необходимо во избежание возникновения данной категории и затухания спроса рекламировать отличительные положительные качества новой продукции.

Если предприятие  выпускает модификации продукции, например, для различных климатических  зон, то оно должно изучить спрос по принципу географического сегмента.

Анализ спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения в  этом разряде, но и учесть их желание  при создании новой продукции.

Анализ спроса по месту приобретения, позволяет оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения.

Анализ спроса по намерениям покупателей дает возможность  учесть их требования еще на стадии разработки продукции, что позволяет избежать ее технической неопределенности.

Все это позволит избежать ошибок при проектировании новой продукции и планировании производственной программы и не включать в неё те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.

6. Методы анализа спроса

Анализ спроса на нововведения по времени может  быть предварительным, текущим и  последующим относительно периода, когда продукция считается новой.

Предварительный анализ спроса на новую научно-техническую  продукцию один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции.

Проведение  предварительного анализа осуществляется на базе данных, получаемых с помощью  специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, если продукция находится в стадии подготовки опытного образца, запуска в производство, а иногда на этапе выведения её на рынок.

Выборочные  обследования в сфере потребления  могут быть проведены в форме  анкетирования.

Если информация о продукции уже имеется у  потребителя, и начато её производство, то для изучения спроса могут быть использованы данные журналов учёта  спроса или заказов на новую продукцию.

Данные журналов учёта заказов на продукцию целесообразно  использовать и в процессе текущего анализа, а также сопоставить такие конъюнктурные индикаторы как средние цены запасов и средние цены продажи продукции предприятия. Если наблюдается устойчивость соотношения в динамике, то очевидно, что спросом пользуется более дешевая продукция.

Значение коэффициента перекрестной эластичности особенно велико для анализа спроса на новую стандартизованную  научно-техническую продукцию и  требует постоянного анализа  динамики цен на основной товар.

Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют  построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.

Представляет  интерес структурный анализ спроса, проводимый с помощью специальных  таблиц, строящихся по каждому факторному признаку – направлению анализа: например, стадиям жизненного цикла  новой продукции  (причем, они  заканчиваются переходом к стадии зрелости).

Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов  зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия  и объём реализации его продукции  и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В данной работе были рассмотрены особенности спроса на научно-техническую продукцию. Так, спрос отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных цене в течение определенного времени на конкретном рынке.

Из этого  определения выделяются основные направления анализа спроса: - объем спроса, наличие потенциальных покупателей, потребность в товаре, возможность приобретения товара, цена предлагаемой продукции, время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке, направления и рынки сбыта продукции.

Информация о работе Анализ спроса на научно-техническую продукцию