Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:43, реферат
Научно-технические инновации лежат в основе общественного прогресса и обеспечивают конкурентоспособность в условиях постепенного сокращения жизненного цикла продуктов, характерных для постиндустриального производства. Основным источником инноваций являются наукоемкие производства, развитие которых происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, разработки новых технологий.
Введение ………………………………………………………………………………………
3
1.
Анализ спроса на научно-техническую продукцию ……………………………….
4
1.1.
Формирование проектов портфеля ………………………………………………….
4
2.
Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации ……………
5
2.1.
Анализ спроса на инновации ………………………………………………………..
6
3.
Сущность спроса и способы его представления …………………………………...
6
4.
Факторы спроса ………………………………………………………………………
7
5.
Виды спроса на новую продукцию …………………………………………………
9
6.
Методы анализа спроса ……………………………………………………………...
11
Вывод …………………………………………………………………………………………
13
Список используемых источников …………………………………………………. ……..
14
Графическое изображение спроса дает возможность увидеть направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определения типа товаров, по которым он изучается, рассчитать степень гибкости спроса по отношению к основным, влияющим на него факторам.
Таким образом, этот метод в значительной степени применяется как инструмент качественного анализа, позволяющий наглядно отобразить тенденцию изменения спроса под действием различных факторов.
Аналитический метод позволяет проанализировать сложившуюся тенденцию спроса на основные товары и спрогнозировать ситуацию на перспективу. Таким образом, он применяется в качестве инструмента предварительного и последующего анализа.
4. Факторы спроса
Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Однако, детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные с особенностями функционирования внешней среды.
Внутренние
факторы, которые в совокупности
характеризуют производственно-
1. Конструктивные
особенности предлагаемого
2. Мода (если ее действие не учтено, новая продукция не найдет спроса).
3. Качество новой
продукции (безотказность
4. Условия продажи
(обеспечение гарантийного и
5. Чем выше
расходы на научные
6. Высокий технический
уровень предприятия-
7. Транснациональный
уровень отрасли (фирмы) (чем он
выше, тем шире внешняя интеграция
отрасли, на большее
8. Цена, устанавливаемая
на новую продукцию (Скидки
и иные ценовые льготы
9. Большое значение
имеет выбор наиболее авторитет
10. Рыночный сегмент.
11. Коммуникационные
факторы (фирмы, отрасли,
12. Реклама (высокий
уровень затрат на рекламу
в общих расходах на
13. Уровень профессиональной подготовки персонала предприятия-производителя.
Внешние детерминанты спроса:
1. Общеэкономическое
состояние государства (
2. Особенности политической обстановки.
3. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
4. Экологическая обстановка.
5. Одним из
факторов спроса на новые
6. Важное, стимулирующее
спрос, действие оказывает
7. Действенность
рекламы, на которую, в свою
очередь, влияет ее вид и
форма, место и время
8. Доходы потребителей.
9. Наличие на рынке «старых» товаров аналогичного назначения снижает спрос на новую продукцию (производитель должен при выходе на рынок установить цену ниже, чем цена товаров-заменителей).
Классификация факторов спроса позволяет не только выделить те, которые способствуют его формированию, но и ранжировать их по степени наибольшего влияния на результативный показатель.
5. Виды спроса на новую продукцию
В зависимости от целей и задач анализа классификация видов спроса на нововведения может быть построена по различным основаниям.
Если предприятие выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, т.к. спрос на эти группы имеет некоторые отличия. В рамках этих групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др.
Очень важной для анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции. При этом различают:
1. Потенциальный спрос, возникающий на стадии разработки и подготовки новой продукции и выходу на рынок. Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы-производителя;
2. Формирующийся,
складывающийся на этапе
3. Развивающийся – на этапе утверждения новой продукции на рынке;
4. Сформировавшийся,
соответствующий стадии зрелост
Самым неприятным моментом для производственного предприятия может быть появление взамен сформировавшегося спроса – затухания спроса, начавшееся до момента перехода продукции из категории новой в производимую.
Группировка видов спроса по формам его образования связана с этапами жизненного цикла новой научно-технической продукции.
Следующая группировка видов спроса характеризует состояние рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:
1. Отрицательный спрос (отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки).
2. Отсутствие
спроса (наблюдается в двух случаях:
когда потребители, на которых
ориентировано производство
3. Скрытый спрос
(отражает невозможность
предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе;
предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его.
4. Нерегулярный спрос (характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени - в течение дня, недели, месяца, года).
5. Полноценный
спрос на нововведения
6. Чрезмерный
спрос возникает, когда
7. Нерациональный
спрос (спрос на товары, вредные
для здоровья). Поскольку большая
часть нововведений
Если предприятие
выпускает модификации
Анализ спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения в этом разряде, но и учесть их желание при создании новой продукции.
Анализ спроса по месту приобретения, позволяет оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения.
Анализ спроса по намерениям покупателей дает возможность учесть их требования еще на стадии разработки продукции, что позволяет избежать ее технической неопределенности.
Все это позволит избежать ошибок при проектировании новой продукции и планировании производственной программы и не включать в неё те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.
6. Методы анализа спроса
Анализ спроса
на нововведения по времени может
быть предварительным, текущим и
последующим относительно периода,
когда продукция считается
Предварительный анализ спроса на новую научно-техническую продукцию один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции.
Проведение предварительного анализа осуществляется на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, если продукция находится в стадии подготовки опытного образца, запуска в производство, а иногда на этапе выведения её на рынок.
Выборочные обследования в сфере потребления могут быть проведены в форме анкетирования.
Если информация о продукции уже имеется у потребителя, и начато её производство, то для изучения спроса могут быть использованы данные журналов учёта спроса или заказов на новую продукцию.
Данные журналов учёта заказов на продукцию целесообразно использовать и в процессе текущего анализа, а также сопоставить такие конъюнктурные индикаторы как средние цены запасов и средние цены продажи продукции предприятия. Если наблюдается устойчивость соотношения в динамике, то очевидно, что спросом пользуется более дешевая продукция.
Значение коэффициента
перекрестной эластичности особенно велико
для анализа спроса на новую стандартизованную
научно-техническую продукцию
Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.
Представляет
интерес структурный анализ спроса,
проводимый с помощью специальных
таблиц, строящихся по каждому факторному
признаку – направлению анализа:
например, стадиям жизненного цикла
новой продукции (причем, они
заканчиваются переходом к
Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объём реализации его продукции и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.
Вывод
В данной работе были рассмотрены особенности спроса на научно-техническую продукцию. Так, спрос отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных цене в течение определенного времени на конкретном рынке.
Из этого определения выделяются основные направления анализа спроса: - объем спроса, наличие потенциальных покупателей, потребность в товаре, возможность приобретения товара, цена предлагаемой продукции, время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке, направления и рынки сбыта продукции.
Информация о работе Анализ спроса на научно-техническую продукцию