Основы анализа спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.
Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Оглавление

1.Понятие и функции цены
2.Закон спроса
3.Закон предложения
4.Формирование рыночного равновесия
5. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 113.77 Кб (Скачать)

ТЕМА 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1.Понятие и функции цены 

2.Закон спроса 

3.Закон предложения 

4.Формирование рыночного равновесия

5. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.

 

1. ПОНЯТИЕ И  ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

 

Цена - это  денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. 
Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.

Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают  государству произведённую ими  сельскохозяйственную продукцию. 
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Также существуют договорные, государственные и мировые  цены. 
Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются  вовсе не на продукцию государственных  предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально  значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут  быть фиксированные, регулируемые и  предельные.

1) Фиксированная  цена - это твёрдо уставленная  государством цена. Примером могут  служить тарифы на электрическую  энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые  нужды для населения.

2) Регулируемая  цена - это цена, устанавливаемая  органами государственной власти  и управления или органами  исполнительной власти на местах  по соответствующей номенклатуре  продукции. Цены устанавливаются  в соответствии с методами, правилами  и нормативами, определяемыми  органами.

3) Цена предельная - государственная цена товара, ограниченная  размерами, установленными органами  власти и управления, цена реализации  может быть ниже предельного  уровня, но не выше его.

Мировые цены - цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке. 
Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку.

Роль цены заключается в том, что:

1) Свободные  цены выступают инструментом  поддержания равновесия спроса  и предложения. Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения  при дефиците товаров и разгружает  рынок от излишков, сдерживая  предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что будет произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет не допроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния.

2) При помощи  цены определяются, анализируются  и прогнозируются пропорции производства, выявляя его подлинную, а не  мнимую "эффективность".

3) Ценой измеряется  эквивалентность обмена во внутренних  и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским  хозяйством, предприятием и организациями.

Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:

1. Учетная функция. Она  связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

2. Стимулирующая функция.  Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

3. Распределительная функция.  Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования  спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и следовательно между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.

5. Функция цены как  инструмента рационального размещения  производства. Роль и значение  этой функции возрастет по  мере развития и укрепления  рыночных отношений в экономике.  Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

 

2. ЗАКОН СПРОСА

 

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.  

   Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис.2.1а).

Экономисты  объясняют действие закона спроса тремя  эффектами.

«Эффект роста  выгоды». Снижение цены уменьшает расходы  потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем  расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю  сумму дохода приобрести товар в  большем количестве. Это равнозначно  увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает  другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Рисунок 2.1 –  Кривая спроса (а)                                   Кривая предложения (б)

 

 

Закон не действует  в следующих случаях:

-       при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

-       если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

-       для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

-       при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).

Кроме цен  на спрос влияют факторы:

1)      изменение доходов потребителя (I);

2)      изменение вкусов и предпочтений (Z);

3)      ценовые и дефицитные ожидания (W);

4)      колебание расходов на рекламу;

5)      изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);

6)      изменение количества покупателей (N);

7)      прочие факторы (B).

Эти факторы  способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

 

3. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.

Прямая связь  между ценой (P) и количеством предлагаемого  продукта (Qs) называется законом предложения.

Q =  f (Р).  

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон. 

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.

Кроме того, на предложение влияют факторы:

1)      цены факторов производства (Pr);

2)      технология (K);

3)      ценовые и дефицитные ожидания агентов  экономики;

4)      размер налогов и субсидий (T);

5)      количество продавцов (N);

6)      прочие факторы (B).

Движение  вдоль кривой S означает изменение  величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение  предложения, что происходит под  влияние факторов, определяющих функцию  предложения.

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ  РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Выше  были рассмотрены спрос и предложение  по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает  равновесную цену и равновесный  объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие –  это положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению.

Совместим линии  спроса и предложения на одном  графике рис.2.2. и покупателю и  продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под  кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные  на данном рынке ситуации обмена. Это  и есть рынок одновременно как  продавцов, так и покупателей. Любая  точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в  этой зоне характеризуют неоптимальные  условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной  из сторон торговой сделки. И лишь точка  E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка P - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Q


P

S

D

QE

PE

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2.2 - Рыночное    равновесие

 

Рассмотрим  подробнее равновесную цену и  равновесный объем.

Равновесная цена и равновесный объем

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен  объему предложения, иначе говоря, это  единственная цена, соответствующая  условию:

Информация о работе Основы анализа спроса и предложения