Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:53, реферат
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.
Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.
1.Понятие и функции цены
2.Закон спроса
3.Закон предложения
4.Формирование рыночного равновесия
5. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.
ТЕМА 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.Понятие и функции цены
2.Закон спроса
3.Закон предложения
4.Формирование рыночного
5. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ
Цена - это
денежное выражение стоимости товара.
Стоимость - это воплощение в товаре
общественно необходимых затрат
труда, затрат, соответствующих средним
(для данного периода) условиям, умелости
и интенсивности труда.
Существуют различные виды цен. Так, в
зависимости от характера обслуживаемого
оборота цену подразделяют на оптовые
(отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные)
цены устанавливаются на промышленную
продукцию для производителей, т.
е. это цены, по которым сельскохозяйственные
предприятия и организации
Розничная цена - цена, по которой продаётся
товар населению поштучно или мелкими
партиями, в розницу.
Также существуют
договорные, государственные и мировые
цены.
Договорные цены - подлинно рыночные, свободные
цены, воплощающие свободу предпринимательства.
Они устанавливаются соглашением покупателя
и продавца, под воздействием спроса и
предложения, конкуренции и прочих рыночных
условий. Свободные цены могут быть изменены
по согласованию сторон в зависимости
от изменения цен на сырьё, материалы и
других факторов, влияющих на формирование
затрат.
Государственные
цены в рыночной экономике устанавливаются
вовсе не на продукцию государственных
предприятий, а на продукцию предприятий-
1) Фиксированная
цена - это твёрдо уставленная
государством цена. Примером могут
служить тарифы на
2) Регулируемая
цена - это цена, устанавливаемая
органами государственной
3) Цена предельная
- государственная цена товара, ограниченная
размерами, установленными
Мировые цены
- цены, применяемые при реализации
товаров на мировом рынке.
Долгие десятилетия наша экономика работала
в условиях директивного, планового ценообразования,
когда цены назначались сверху. Единственно
возможным путём перехода к рыночной экономике
является полный и сознательный отказ
от директивного ценообразования и переход
к системе свободных рыночных цен с частичным
их регулированием со стороны правительства.
В этом варианте кардинально меняются
место и роль цен в управлении экономикой.
Цена представляет собой один из стержневых
элементов, определяющих условия перехода
к рынку.
Роль цены заключается в том, что:
1) Свободные
цены выступают инструментом
поддержания равновесия спроса
и предложения.
2) При помощи
цены определяются, анализируются
и прогнозируются пропорции
3) Ценой измеряется
эквивалентность обмена во
Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:
1. Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
2. Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
3. Распределительная функция.
Эта функция связана с
4. Функция балансирования
спроса и предложения.
5. Функция цены как
инструмента рационального
2. ЗАКОН СПРОСА
Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.
Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис.2.1а).
Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.
«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.
«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Рисунок 2.1 –
Кривая спроса (а)
Закон не действует в следующих случаях:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
- если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
- для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).
Кроме цен на спрос влияют факторы:
1) изменение доходов потребителя (I);
2) изменение вкусов и предпочтений (Z);
3) ценовые и дефицитные ожидания (W);
4) колебание расходов на рекламу;
5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);
6) изменение количества покупателей (N);
7) прочие факторы (B).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.
3. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.
Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.
Qs = f (Р).
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.
Кроме того, на предложение влияют факторы:
1) цены факторов производства (Pr);
2) технология (K);
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;
4) размер налогов и субсидий (T);
5) количество продавцов (N);
6) прочие факторы (B).
Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.
4. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Выше
были рассмотрены спрос и
Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Совместим линии
спроса и предложения на одном
графике рис.2.2. и покупателю и
продавцу выгодно совершать сделки
лишь в зоне, расположенной под
кривой спроса, но над кривой предложения.
Данная зона демонстрирует все возможные
на данном рынке ситуации обмена. Это
и есть рынок одновременно как
продавцов, так и покупателей. Любая
точка, принадлежащая данному
Q
P
S
D
QE
PE
E
Рассмотрим подробнее равновесную цену и равновесный объем.
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: