Основы анализа спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.
Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.
Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.

Оглавление

1.Понятие и функции цены
2.Закон спроса
3.Закон предложения
4.Формирование рыночного равновесия
5. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 113.77 Кб (Скачать)

Есть два  особых случая конфигурации кривых безразличия:

1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид: 

 

Здесь MRS = const. 

 

2. Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):

 

 

Здесь MRS = 0. 

 

 

 Возможности потребления  связаны с бюджетной линией. Спрос  ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

Уравнение бюджетной  линии: PхQх + PуQу = I.

Бюджетная линия  пересекает оси координат в точках (А) и (В):

Наклон бюджетной  линии равен отношению цен  соответствующих товаров: Pх/Pу.

Изменение соотношения  цен на товары изменяет угол наклона  бюджетной линии.

При изменении  дохода потребителя бюджетная линия  смещается в соответствующую  сторону и занимает положение  параллельное первоначальному.

Потребитель, опираясь на свои предпочтения при  заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого  благ следует купить. Для рационального  потребителя это означает, что  необходимо максимизировать общую  полезность при условии бюджетного ограничения, т.е. в математической форме:

Данный выбор  можно изобразить графически. Используя  кривые безразличия и бюджетную  линию (R):

U1 < U2 < U3.

Точка касания  бюджетной линии (Е) с самой высокой  кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует  удовлетворение потребностей.

 

 

В точке Е наклон бюджетной линии и кривой безразличия  равны:

Данное уравнение  и есть основное условие равновесия потребителя в ординалистской концепции.

 

4. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Аналитически  оно объясняется так. MRS характеризует субъективную оценку эквивалентности двух товаров для конкретного потребителя. Соотношение Px/Py характеризует объективную рыночную оценку набора из двух благ. Когда эти оценки совпадают, потребитель достигает максимального удовлетворения при своем бюджете – т.е. оказывается в состоянии равновесия. В точке Е он не имеет стимула менять набор данных двух благ на другой.

Рассмотренный случай, когда равновесие достигается  при покупке 2-х благ, называется внутренним равновесием.

Данную схему  можно применить и для крайних  случаев:

1. Товары  х и у – абсолютные субституты (MRS = const.) Графически угловое равновесие потребителя выглядит так:

В данном случае равновесие достигается в той  ситуации, при которой один из товаров  не потребляется вообще (точка Е). Эта  точка называется точкой углового равновесия. Оно имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого  бюджетной линией и осью.

В данном случае оптимальный выбор – это не набор из двух благ. В каком же случае потребитель предпочтет товар  Х, а в каком – товар Y? Это видно из графического анализа. Если наклон линии безразличия больше наклона бюджетной линии, т.е. если MRS>Px/Py, то потребитель предпочтет товар Х. В противоположной ситуации (MRS<Px/Py) выбор в пользу товара Y.

2. Для случая  жесткой взаимодополняемости товаров MRS=0. При этом товары покупаются всегда в одной пропорции, что видно из графика.  

 

Равновесие  потребителя всегда имеет место  в вершине прямого угла (точка  Е).

Данная модель поведения потребителя объясняет  влияние цены товара на выбор потребителя.

Снижение  цены товара имеет двоякое воздействие  на спрос:

1.  При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения.

2.  При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода.

Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом  анализе их целесообразно разделить.  

 

Эффект замещения.

Эффект замещения  – это изменение структуры  потребления в результате изменения  цены одного из товаров, входящих в  потребительский набор.

Графически  зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса.

Нужно учитывать, что степень влияния  эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.

Эффект дохода

Эффект дохода – это изменение реального  дохода потребителя в результате изменения  цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.

Для нормальных товаров общий эффект воздействия  на спрос складывается из эффекта  замещения и эффекта дохода, которые  действуют в одном направлении.

Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано  эффектом дохода, а в какой –  эффектом замещения?

 

Для этого  используем графическую модель Дж. Хикса.

R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при  этом R встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.

Для того, чтобы  разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.

В зависимости  от реакции покупателя на рост реального  дохода все товары делятся на три  группы:

1.      нормальные товары

2.      товары низкого качества

3.      товары Гиффена  

Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения  действуют в противоположном  направлении. Эффект дохода снижает  эффект замещения. В результате общий  эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения  и эффектом дохода:

В этом случае общий эффект не так значителен, что означает достаточно низкую эластичность спроса по цене:

Если низкокачественный  товар занимает большое место  в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х:

Это характерно для товаров Гиффена. Таким образом, товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена:

Линии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.

При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной  линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».

Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.

Для различных  товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.

Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный  наклон (как на предыдущем рисунке).

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный  наклон:

Для нейтральных  товаров эта линия вертикальна.

Линия «доход–потребление»  может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши. Если доход меньше, чем I1, то благо вообще недоступно.

Кривая Энгеля для некачественных товаров. Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I1.

 

Линия цена-потребление проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.

 

Кривая «цена-потребление» 

 

Кривая индивидуального спроса на товар х.

(х – нормальное благо) 

 

Рыночный  спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.

Кривая  рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.

 

 

 Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое предельная полезность?
  2. В чем выражается взаимодействие между общей и предельной полезностью?
  3. Раскройте сущность закона убывающей предельной полезности.
  4. Назовите три типичных случая потребительского поведения?
  5. На каких принципах основан ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса?
  6. Что означает ситуация потребительского равновесия?
  7. Чем определяется конфигурация кривой безразличия?
  8. Каково условие равновесия?
  9. Каким отношением определяется наклон бюджетной линии?

Информация о работе Основы анализа спроса и предложения