Основы анализа спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Объясните на своих примерах принцип убывающей предельной полезности, его связь с вашим спросом на тот или иной товар.
Задача 10. Верно ли, что эластичность спроса по доходу на золотые часы высокая? Ответ поясните.
Задача 4. Объясните, почему кривая спроса на продукт конкурентной фирмы – горизонтальная линия?
Задача 5. Объясните, как монополист устанавливает цену на свой товар, чтобы максимизировать прибыль.
Задача 3. Почему мог состояться тайный сговор относительно цены в олигополистических отраслях? Определите экономическую желательность обусловленного тайным сговором ценообразования.

Файлы: 1 файл

Экономика 1й вариант.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И  ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

 

КАФЕДРА РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

 

 

 Контрольная работа №1

по дисциплине

«Экономика»

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                         _____________   Бакин А.А.

 

 

Специальность 200900 “Сети  связи и системы коммутаций”

Группа Ск-05

 

 

 

 

 

Оценка___________________________

 

Рецензент_________________________

 

 

 

г. Киров    2006 
Тема 1. Основы анализа спроса и предложения.

Задача 1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Объясните на своих примерах принцип убывающей предельной полезности, его связь с вашим спросом на тот или иной товар.

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса показывает, какое количество товаров могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая спроса демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса и наоборот.


                Рисунок 1

кривая спроса, всегда убывающая т.к. при прочих равных условиях повышение цены вызывает снижение спроса на товары и услуги. Исключение можно сделать для товаров первой необходимости.

Закон спроса можно объяснить  при помощи эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода — это  когда снижение цены увеличивает  реальный доход потребителя, тем  самым позволяя ему покупать большее  количество товара.

Эффект замещения —  это когда снижение цены делает продукт  более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.

Эффекты дохода и замещения  дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя  купить большее количество определенного  товара по низкой цене, чем по высокой.

Продукт обладает полезностью. Полезность — это способность продукта удовлетворять запросы потребителя. Полезность определенного продукта будет существенно различаться для разных людей. Например: пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением.

Продукт также обладает предельной полезностью.

Предельная полезность — это  добавочная полезность, извлекаемая  потребителем из дополнительной единицы  конкретной продукции.

Но самое главное — предельная полезность каждой последующей единицы  продукции будет падать. Потому, что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или «насыщаться». Исходя из этого, экономисты вывели закон убывающей  предельной полезности — начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта, будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

Тема 2. Эластичность спроса и предложения.

Задача 10. Верно ли, что эластичность спроса по доходу на золотые часы высокая? Ответ поясните.

Кривая спроса на золотые часы в зависимости от доходов изображена на рисунке 2. При сравнительно низком уровне доходов населения незначительное изменение цены на золотые часы не вызовет большого повышения спроса на них. Но при увеличении уровня доходов даже не значительное снижение цены на золотые часы может вызвать интерес со стороны населения и тем самым спрос повысится. При повышении уровня доходов будет наблюдаться насыщение рынка золотых часов и соответственно спад спроса. Согласно этого эластичность спроса на золотые часы не является высокой.


 

 

Тема 3. Производство и  издержки.

 

Задача 1. Дать характеристику постоянным и переменным издержкам. Какова их динамика? Объясните.

Практика свидетельствует, что  величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи  с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства.

Постоянные издержки – это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплату управленческого и административного персонала, оплата по облигационным займам, страховые взносы, часть которых обязательна, оплата охраны и т.п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции Q, а на оси ординат – издержки С, то постоянные издержки FC будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис.3) В отличии от постоянных, переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек VC неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. Это в первую очередь затраты на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т. п.


 

Тема 4. Структура рынка. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

Задача 4. Объясните, почему кривая спроса на продукт конкурентной фирмы – горизонтальная линия?

Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем  продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма. Если один-единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны.

 

Тема 5. Фирма в условиях чистой монополии. Монополистическая конкуренция.

Задача 5. Объясните, как монополист устанавливает цену на свой товар, чтобы максимизировать прибыль.

Кривая спроса на выпуск продукции  монопольной фирмы является наклоненной  вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию, заключается в том, что они предполагают, что спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная электрическая монополия повысит цены, потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньше использовать свои кондиционеры, или могут меньше жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы в стране был только один продавец автомобилей, люди все равно продолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше, когда цены возрастали.

Управляющие монополией считаются  с реакцией потребителей на изменение цены, когда они принимают решение по ценам. Они знают, что количество товара, которое они продадут, зависит от цены, которую они установят. И наоборот, они знают, что цена, которую они могут получить за свой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу за любой период времени.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой  данный период времени. Раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определяется кривой рыночного спроса. Например, местная телефонная монополия могла бы решить увеличить свою цену, чтобы увеличить свои прибыли. Если увеличение цены будет одобрено регулирующими органами, то компания столкнется с сокращением количества находящих спрос услуг. Таким же образом, если монополия выберет в качестве устанавливаемого ею главного параметра поставляемое на рынок количество товара, то цена, которую покупатели заплатят за это количество, также будет зависеть от кривой спроса на продукт. Например, предположим, что какой-то производитель автомобилей обладает монополией. В результате прироста переменных издержек производства он решает, что должен производить и продавать меньше автомобилей каждый месяц, чтобы удержать прибыль на максимуме. Он, следовательно, сократит поставку машин своим дилерам. Сокращение поставок сделает автомобили более дефицитным товаром для соперничающих покупателей. В результате сокращения имеющихся в наличии машин конкуренция между покупателями за уменьшенное число автомобилей, находящихся у дилеров, окажет повышающее воздействие на цену.

Предложение продукции  чистой монополией является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста  также является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия  не является фирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спрос направлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкивается конкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет по рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, она не может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену.

Тема 6. Фирма в условиях олигополии.

Задача 3. Почему мог состояться тайный сговор относительно цены в олигополистических отраслях? Определите экономическую желательность обусловленного тайным сговором ценообразования. Объясните, каковы основные препятствия для тайного сговора?

Тайный   сговор - непосредственное или молчаливое согласие конкурентов однонаправленного рыночного поведения.

Установление тайного контроля над ценами позволяет олигополистам  уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль, и препятствовать проникновению в отрасль новых  конкурентов. В связи с тем, что во многих странах действует антитрестовое законодательство, то открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. Соглашения в таких случаях заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах.

При этом используется изощренные формы камуфляжа запланированных согласованных действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованными действиями фирм в рамках относительно долгосрочных периодов, которые, осуществляя поочередные манипуляции с ценами на свою продукцию, получают равновеликие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.

Именно циклическое чередование  позиций фирм - олигополистов позволяет им сбалансировать свои интересы и фактически выступать единым фронтом против антимонопольных механизмов. Наиболее изощренной формой  тайных   сговоров  являются так называемые джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска .Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от его участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться балансированности интересов ее участников.

В реальной действительности имеются  между олигополистами существенные расхождения как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того они могут  намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение.

Кроме того в рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую  конкуренцию, могут развиваться  неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием.

В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне  между олигополистами, так как  нарушение одним из участников джентельменского или иного неофициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов. С одной стороны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль новых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных за соблюдение антитрестовского законодательства. С другой стороны, получение умеренной экономической прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистам блокировать проникновение в эту отрасль новых производителей.

Тема 7. Реальный и денежный секторы экономики

Задача 1. Что включается в понятие «реальный сектор экономики»?

В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. Во второй половине и, в особенности в последние десятилетия XX в. произошли кардинальные изменения в структуре реального сектора. В результате научно-технической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства, составляя более двух третей общей численности занятых. Абсолютно и относительно уменьшается масса общественного труда, занятого в сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Падает доля занятых в обрабатывающей промышленности.

 

Тема 8. Теория макроэкономической политики

Задача 10. Что такое эффект акселератора и мультипликатора?

1. Сущность инвестиционного акселератора 

      

       Для понимания  эффекта инвестиционного акселератора  используют коэффициент капиталоемкости.  Предприниматели стараются поддерживать  на желаемом уровне соотношение  капитал / готовая продукция.  На макроэкономическом уровне коэффициент капиталоемкости выражается соотношением капитал / доход, т.е. K / Y. Различные отрасли экономики отличаются неодинаковым уровнем капитального коэффициента. Так, он высок в судостроении, где для выпуска единицы готовой продукции требуются большие затраты основного капитала. Гораздо ниже он в отраслях легкой промышленности. Изменение в объемах продаж готовой продукции повлечет за собой и необходимость изменений инвестиций в основной капитал, для того, чтобы коэффициент капиталоемкости оставался на желаемом уровне.

Информация о работе Основы анализа спроса и предложения